Дело №2-1001 /11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 апреля 2011 г. Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Тиракьянц Т.И. при секретаре Омельяненко С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Осипенко М.Н., третье лицо – Комитет по охране окружающей среды и природоохранных ресурсов Администрации РО, о запрете деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-4 класса опасности до получения лицензии, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим иском к ИП Осипенко М.Н. о запрете деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-4 класса опасности до получения лицензии, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом по охране окружающей природной среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области при проведении проверки в отношении <…>в период с <…>г.г. выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Осипенко М.Н. Установлено, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Осипенко М.Н. является прием от населения стеклотары, а также оказание транспортных услуг. В течение <…> года ИП Осипенко М.Н. оказывал <…>услуги по транспортировке отходов 3-4 класса опасности согласно договора от <…>, что подтверждается данным договором и актами выполненных работ. Так, в период с <…>ИП Осипенко М.Н. по средством специализированных транспортных средств в количестве 2 единиц - <…>осуществлял транспортировку жидких и пастообразных отходов 3 и 4 класса опасности в количестве <…>тонны, а именно: отходы механическойи биологической очистки сточных вод 4 класса опасности в количестве <…>тонны, отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, гальваношлам 3 класса опасности в количестве <…> тонн. Согласно информации Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 28.01.2010 № 03-15/382 ИП Осипенко М.Н. не имеет лицензии на право занятия деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. В связи с указанным деятельность ИП Осипенко М.Н. по транспортировке отходов 3-4 класса опасности осуществлялась в <…> году в нарушение требований законодательства. В связи с чем, истец просил суд запретить индивидуальному предпринимателю Осипенко М.Н. осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности до получения лицензии на указанный вид деятельности. В судебном заседании представитель истца – Воропаев А.В. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить. Ответчик ИП Осипенко М.Н. заявленные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, отсутствие у него лицензии, наличие работы с отходами 1-4 класса опасности, не отрицал. В отношении третьего лица дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом по охране окружающей природной среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области при проведении проверки в отношении <…> в период с <…>г.г. выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Осипенко М.Н. Установлено, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Осипенко М.Н. является прием от населения стеклотары, а также оказание транспортных услуг. В течение <…> года ИП Осипенко М.Н. оказывал <…>услуги по транспортировке отходов 3-4 класса опасности согласно договора от <…>, что подтверждается данным договором и актами выполненных работ. Так, в период с <…>ИП Осипенко М.Н. по средством специализированных транспортных средств в количестве 2 единиц - <…>осуществлял транспортировку жидких и пастообразных отходов 3 и 4 класса опасности в количестве <…>тонны, а именно: отходы механическойи биологической очистки сточных вод 4 класса опасности в количестве <…>тонны, отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, гальваношлам 3 класса опасности в количестве <…> тонн. Согласно информации Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 28.01.2010 № 03-15/382 ИП Осипенко М.Н. не имеет лицензии на право занятия деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. В связи с указанным деятельность ИП Осипенко М.Н. по транспортировке отходов 3-4 класса опасности осуществлялась в <…> году в нарушение требований законодательства. Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 года № 524 деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I- IV класса опасности подлежит лицензированию. Согласно п. 3 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ (часть 1) право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такой разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, а также в случаях приостановления либо аннулирования разрешения (лицензии). Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность в соответствии со ст. ст. 1065 ч.2 Гражданского Кодекса РФ. Таким образом, отсутствие контроля со стороны государства за деятельностью ИП Осипенко М.Н. по сбору и транспортировке отходов I-IV класса опасности может привести к негативным последствиям, оказывающим влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие населения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Одним из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, т.е. любая деятельность признается экологически опасной, наносящей вред окружающей среде, пока иное не будет доказано лицом, такую деятельность осуществляющим. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Определение уровня опасности либо его отсутствие при осуществлении ответчиком деятельности по обращению с опасными отходами дается уполномоченными в сфере окружающей природной среды органами при рассмотрении поданного ответчиком соответствующего заявления на получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов производства и потребления. Таким образом, суд приходит к выводу, что дальнейшее осуществление ответчиком деятельности по сбору и транспортировке отходов I-IY класса опасности в отсутствие лицензии нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством. На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные истцом требования доказаны в судебном заседании, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Запретить индивидуальному предпринимателю Осипенко М.Н. осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности до получения лицензии на указанный вид деятельности. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья решение не вступило в законную силу