РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 06 ноября 2008 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Никишина Н.В.,
с участием:
истца А.В.В.
представителя ответчика - Военного комиссариата Рязанской области по доверенности К.Я.Н.,
при секретаре Огневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску А.В.В. к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании задолженности по пенсии,
установил:
А.В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании задолженности по пенсии, мотивируя тем, что с августа 1987 года является военным пенсионером, уволен из рядов Вооруженных сил СССР в запас по болезни. В период военной службы приказом начальника Качинского высшего военного авиационного училища летчиков от 05.11.1984 г. № 018 он был отстранен от занимаемой должности начальника разведки - старшего летчика 5 гв.иап, 11 гв.иад без его согласия и переведен на должность офицера боевого управления КП 707 учебного авиационного полка Качинского ВВАУЛ. На день переназначения с летной должности имел выслугу лет, дающую право при увольнении в запас на начисление пенсии с летного оклада, но начальник Качинского училища в нарушение приказа МО СССР от 01.11.1982 года за № 0200 «Наставление по учету личного состава СА и ВМФ» не оформил «боковик», чем нарушил право истца на исчисление пенсии в соответствии Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. № 986, предусматривающем в случае перевода с летной должности право на пенсию при последующем увольнении в запас исходя из последней занимаемой летной должности. Из-за этого нарушения пенсия изначально была рассчитана по последней должности, не связанной с летной работой - помощника руководителя полетов. В результате неоднократного обжалования приказа начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. в различных организациях и ведомствах, длительной проверки архивных документов, Главной военной прокуратурой было установлено, что действительно отсутствуют сведения о согласии на истца перемещение на нижестоящую должность, то есть подтверждена незаконность изданного приказа. По представлению Военной прокуратуры Военным комиссариатом Рязанской области в адрес Управления кадров ПВО и ВВС было выслано пенсионное дело для принятия решения о внесении изменений в приказ начальника Качинского ВВАУЛ по личному составу от 05.11.1984 г. № 018. Главнокомандующий ВВС приказом от 24.10.2007 г. № 0540 внес изменения в параграф 2 приказа начальника Качинского ВВАУЛ по личному составу от 05.11.1984 г. № 018 о перемещении с летной работы и сохранил за истцом право на исчисление пенсии по ранее занимаемой летной должности со дня издания приказа № 018 от 05.11.1984 г. начальника Качинского ВВАУЛ, чем восстановил его право на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982г. за № 986. Однако перерасчет пенсии из уточненного оклада был произведен с первого числа месяца, следующего за месяцем издания приказа с «боковиком», с чем он не согласен, поскольку таким образом не восстановлено его право на получение пенсии в полном объеме со дня нарушения этого права. Кроме того, в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации и Приказом МО РФ от 27 июля 2000 г. № 394 он обратился с заявлением в Военный комиссариат Московского округа г.Рязани о перерасчете пенсии за присвоенную классную квалификацию «военный летчик 1 класса» и предоставил все полагающиеся документы, на что также получил отказ со ссылкой, что находясь в должности помощника руководителя полетов авиационного полка полетов не совершал и оснований для перерасчета пенсии не имеется, чем было также нарушено его право на перерасчет пенсии за квалификационную категорию. Полагал, что поскольку размер пенсии ему был определен неправильно по вине органа, назначающего пенсию и органов, отвечающих за правильностью ее начисления, которые должны были проверить по жалобе законность изданных приказов, он лишился права на своевременное пенсионное обеспечение в установленном законом размере, поэтому задолженность по пенсии должна быть выплачена за прошлое время без ограничения каким-либо сроком в соответствии с ч.2 ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих…». В силу того, что пенсия является источником удовлетворения потребительских нужд, он понес убытки в связи с инфляцией и вызванной ею ростом потребительских цен, имевшим место со дня, когда ему должны выплачивать пенсию в положенном размере и до настоящего времени просил суд взыскать с Военного комиссариата Рязанской области задолженность по пенсии за период с сентября 1987 года по настоящее время в размере 244 854 рубля, убытки в размере 438 159 руб. с учетом инфляции с октября 1991 года по день принятия решения судом, а всего - денежные средства в общей сумме 683 014 руб.
В судебном заседании истец уточнил размер задолженности и просил суд взыскать с Военного комиссариата Рязанской области недополученную им пенсию за период с 01.09.1987 г. по 31.10.2007 г. с учетом инфляции по состоянию на 01.11.2008 г. в размере 393 507 руб. 98 коп.
Представитель ответчика Военного комиссариата Рязанской области по доверенности К.Я.Н. исковые требования не признала, пояснив, что вины Военного комиссариата Рязанской области как пенсионного органа в том, что истцу изначально рассчитывалась пенсия не из оклада по последней «летной» должности нет, оснований для назначения пенсии в большем размере до издания приказа Главнокомандующего ВВС от 24.10.2007 г. о внесении изменений в приказ от 05.11.1984 г. не имелось, поэтому во взыскании задолженности по пенсии за прошлое время должно быть отказано. Соответствующий перерасчет пенсии, исходя из сохраненного «летного оклада» истцу осуществлен с 01.11.2007 г. - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором появились обстоятельства, влияющие на перерасчет пенсии, в соответствии со ст.55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… и их семей».
Суд, выслушав объяснения истца А.В.В., представителя ответчика К.Я.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ч.2 ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (далее Закон РФ № 4468-1).
В судебном заседании бесспорно установлено, что А.В.В. проходил военную службу, был уволен со службы приказом Главнокомандующего ВВС № 0582 от 29.05.1987 г. по ст.59 п. «б» (по болезни), со 02.08.1987 г. получает пенсию за выслугу лет, которую в настоящее время ему выплачивает Военный комиссариат Рязанской области на основании Закона РФ № 4468-1.
Ко дню увольнения с военной службы истец занимал должность помощника руководителя полетами 53 гвардейского истребительного авиационного полка 1 гвардейской истребительной авиационной дивизии Военно-воздушных Сил Прибалтийского военного округа. Исходя из этого должностного оклада ему была исчислена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.
В период военной службы истец, занимая должность начальника разведки - старшего летчика 5 гвардейского авиационного полка 11 гвардейской истребительной авиационной дивизии, относящейся к летной должности, приказом Командующего Военно-Воздушными Силами Южной группы войск № 059 от 12.09.1984 г. был освобожден от занимаемой должности и в соответствии с приказом Министерства обороны СССР от 09.11.1983 г. № 0225 был откомандирован в распоряжение Командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа. Впоследствии, прибыв в распоряжение начальника Качинского высшего военного авиационного училища летчиков, приказом начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. № 018 был назначен на должность офицера по боевому управлению командного пункта 707 учебного авиационного полка, которая к летной должности не относится. В последующем истец занимал должности, не связанные с летной работой.
Данные обстоятельства подтверждены материалами личных пенсионных дел истца: послужным списком, справками из Центрального архива Министерства обороны РФ от 31.07.2004 г., 22.06.2004 г., 08.07.2004 г., расчетом пенсии за выслугу лет и не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п.п. «а» п.60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной военной службы и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. № 986, действовавшего на день увольнения истца с военной службы, пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, исчислялись из окладов денежного содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию.
Таким образом, пенсия за выслугу лет была назначена истцу исходя из оклада по последней штатной должности со 02.08.1987 г. верно.
Доводы истца о том, что с Военного комиссариата Рязанской области должна быть взыскана задолженность по пенсии за прошлое время - с момента выхода на пенсию в 1987 г. исходя из оклада по последней летной должности на день перевода, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно п.п. «а» п.60 вышеуказанного Положения Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. № 986, лицам офицерского состава, переведенным после 25 апреля 1967 г. по состоянию здоровья или возрасту непосредственно с летной работы, подводных лодок и минных тральщиков на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в последующем, при увольнении с действительной военной службы, пенсии могли исчисляться из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, и оклада по воинскому званию на день увольнения.
Почти аналогичное положение было закреплено в п.п. «б» п.12 данного Положения, который сохранял за указанными лицами право на пенсию исходя из оклада по летной должности, если они ко дню перевода имели выслугу от 20 до 25 лет.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на день перевода с летной должности начальника разведки - старшего летчика 5 гвардейского авиационного полка истец имел выслугу лет, достаточную для назначения пенсии, находился в воинском звании «майор», в последующем был уволен с военной службы по состоянию здоровья. Однако, основание перевода с летной работы, что имеет одно из решающих значений для сохранения за истцом права на получение пенсии из летного оклада в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. № 986, а также размеры должностных окладов до и после перевода в приказе начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. № 018 о переводе на нелетную должность указаны не были, соответствующий «боковик» о сохранении за истцом такого права при переводе не составлялся.
Таким образом, законных оснований для исчисления пенсии из летного оклада на момент выхода истца на пенсию в 1987 году не было, что истец в судебном заседании не оспаривал.
Изменения в приказ начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. № 018 были внесены приказом Главнокомандующего Военно-воздушными Силами (по личному составу) только 24.10.2007 г.
В частности, приказом Главнокомандующего Военно-воздушными Силами (по личному составу) № 0540 от 24.10.2007 г. за А.В.В. было сохранено право на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров ССС от 10.11.1982 г. № 986 и указано, что он перемещается в интересах службы (по возрасту) с летной работы на воинскую должность с меньшим должностным окладом, чего в приказе начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. № 018 ранее указано не было.
Таким образом, лишь с изданием данного приказа, внесшим уточнения в приказ начальника Качинского ВВАУЛ у истца появилось право на исчисление ему пенсии за выслугу лет исходя из оклада по прежней летной должности.
В соответствии со ст.55 Закона № 4468-1 при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Как пояснили обе стороны в судебном заседании, с 01.02.2008 г. истцу выплачивается пенсия из сохраненного по приказу Главнокомандующего Военно-воздушными Силами № 0540 от 24.10.2007 г. летного оклада с должности начальника разведки - старшего летчика 5 гвардейского авиационного полка, и с 01.11.2007 г. истцу произведена доплата к пенсии в связи с образовавшейся разницей в размере 2098 руб. 14 коп., что также подтверждено материалами личного пенсионного дела истца.
Таким образом, суд полагает, что действия Военного комиссариата Рязанской области в полной мере отвечают требованиям Закона РФ № 4468-1, оснований для взыскания задолженности в пенсии за прошлое время с 01.09.1987 г. по 31.10.2007 г. не имеется, так как собственно вины пенсионного органа в несвоевременном сохранении за истцом права на получение пенсии из «летного оклада» не имеется, изначально пенсия истцу выплачивалась верно, оснований для ее выплаты в большем размере из «летного оклада» не было.
Законом № 4468-1 не предусмотрено взыскание пенсии за прошлое время при отсутствии вины пенсионного органа, который осуществлял выплату пенсии в соответствии с действовавшим порядком ее исчисления, равно как ответственность пенсионного органа за действия иных лиц по переводу истца с летной работы во время прохождения им военной службы, поэтому ссылка на ч.2 ст.58 Закона № 4468-1 в данном случае недопустима.
Доводы истца о том, что вина пенсионного органа состоит в том, что, получив приказ Главнокомандующего Военно-воздушными Силами № 0540 от 24.10.2007 г. о сохранении права на исчисление пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров ССС от 10.11.1982 г. № 986, Военный комиссариат Рязанской области не выплатил ему задолженность за все время пребывания на пенсии, около 20 лет, суд находит необоснованными, поскольку единственным основанием по Закону № 4468-1 для взыскания пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком является вина пенсионного органа в несвоевременном получении истцом оспариваемой суммы пенсии, а такой вины в судебном заседании не установлено. Обязанность по выплате разницы в сумме пенсии в связи с сохранением за истцом пенсии исходя из летного оклада, начиная с 1987 г. приказом Главнокомандующего Военно-воздушными Силами № 0540 от 24.10.2007 г. на Военный комиссариат Рязанской области не возложена.
С учетом данного приказа, руководствуясь действовавшими нормами о пенсионном обеспечении военнослужащих и нормами действующего законодательства, ответчик сохранил за истцом право на исчисление пенсии с 01.11.2007 г. исходя из оклада по прежней летной должности в соответствии со ст.55 Закона РФ № 4468-1, то есть данными действиями Военный комиссариат Рязанской области права истца ничем не нарушил.
Что касается доводов истца о незаконности действий Военного комиссариата Рязанской области, который не назначил ему надбавку к пенсии за имеющуюся квалификационную категорию - «военный летчик первого класса» по его заявлению от 20.02.2001 г., то суд также находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Приказом Министра обороны РФ от 27.07.2000г. № 394 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» и Положением «Об определении квалификации летного состава…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396, было предусмотрено с 29.05.2000 г. повышение окладов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях летного состава и имеющих присвоенные в установленном порядке квалификационные категории в зависимости от присвоенной квалификационной категории: летчику (штурману) - инструктору первого класса было положено выплачивать должностной оклад с увеличением на 30% от оклада (п.п. «е» п. 2 Приказа, п.5 Положения).
Впоследствии приказ МО РФ от 27.07.2000 г. № 394 утратил силу в связи с изданием приказа МО РФ № 288 от 12.07.2007 г., а постановлением Правительства РФ от 22.12.2005 г. № 796 внесены изменения в прежнее постановление от 23.05.2000 г. № 396.
Согласно этим нормативным актам, с 01.01.2006 г. увеличение должностных окладов указанной категории лиц составило 45 %.
Таким образом, по смыслу указанных норм положенная надбавка должна выплачиваться к пенсии, если пенсия рассчитывается из оклада по летной должности
Как установлено в судебном заседании истец хоть и имел квалификационную категорию - «военный летчик первого класса», присвоенную ему приказом МО СССР от 07.12.1978 г. № 00447, однако на момент подачи заявления в Военный комиссариат Рязанской области 20.02.2001 г. пенсию из летного оклада не получал. Следовательно, надбавка к пенсии ему была не положена.
В последующем, с 01.11.2007 г. в связи с сохранением за истцом права на исчисление пенсии исходя из летного оклада, ему была выплачена разница в пенсии с предусмотренной надбавкой за классность, которую он получает и в настоящее время, что им в судебном заседании не отрицалось.
Доводы истца о том, что ответчик не принимал необходимых мер содействия при оспаривании истцом приказа начальника Качинского ВВАУЛ, не истребовал документы, не имеют правового значения для рассмотрения дела и не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Напротив, в суде установлено, что именно по представлению Военного комиссариата Рязанской области и были внесены изменения в первоначальный приказ начальника Качинского ВВАУЛ от 05.11.1984 г. № 018.
Обязанность по проверке законности или незаконности перевода истца с летной работы на пенсионный орган ни действовавшим, ни действующим в настоящее время законодательством не возложена.
При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования А.В.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А.В.В.к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании задолженности по пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Рязани.
Судья (подпись).
Копия верна. Судья - Н.В.Никишина
Решение вступило в законную силу 17.12.08