о признании недействительным решения конкурсной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2010 года

Советский районный суд гор. Рязани

в составе:

судьи Милашовой Л.В.,

с участием:

заявителя Марченко Н.М.,

представителя органа, чье решение оспаривается, Комитета по культуре и туризму Рязанской области – Торховой В.С., действующей на основании доверенности,

при секретаре Заверухе Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по заявлению

Марченко Н.М. об оспаривании решения конкурсной комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области,

У С Т А Н О В И Л:

Марченко Н.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения конкурсной комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 16 июня 2010 года о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения Карпицкого И.Г., мотивируя тем, что 27 апреля 2010 года в сети Интернет Комитетом по культура и туризму Рязанской области была размещена информация о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. В день размещения информации им было подано заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы – начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения с приложением необходимого пакета документов.

18 июня 2010 года при получении уведомления о результатах конкурса ему стало известно, что победителем конкурса на замещение данной должности признан Карпицкий И.Г.

Заявитель считает результат конкурса в части признания победителем конкурса Карпицкого И.Г. недействителен, так как не было обеспечено равенство прав кандидатов и объективной оценки профессиональных знаний и опыта в сфере охраны объектов культурного наследия, состав конкурсной комиссии не соответствовал требованиям Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112.

В составе конкурсной комиссии 16 июня 2010 года присутствовали представитель нанимателя, сотрудники комитета по культуре и туризму, представитель аппарата Правительства Рязанской области, независимые эксперты отсутствовали, тем самым не был обеспечено объективной и независимой оценки профессионального уровня кандидатов при проведении конкурса.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Согласно Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1.02.2005 года № 112 когкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы – начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения проводился с использованием процедуры индивидуального собеседования. Ему как участнику конкурса задавались вопросы в рамках анкетных данных, наличия знаний в сфере охраны объектов культурного наследия, законотворческой деятельности.

Как указал истец, на все поставленные вопросы им были даны аргументированные ответы, тем не менее, комиссия посчитала эти ответы недостаточно полными или неправильными, в связи с чем он полагает, что выбор кандидатуры победителя конкурса был заранее предрешен, так как еже 28 апреля 2010 года комитетом по культуре и туризму Рязанской области был объявлен конкурс на замещение вакантной должности и помещения в кадровый резерв – главного специалиста по правовым вопросам отдела популяризации культурного наследия, т.е. отдела, в котором Карпицкий И.Г. занимал должность консультанта по правовым вопросам, т.е. кандидатура победителя была спланирована.

Как полагает заявитель, что из этого также следует, что Карпицкому И.Г. или была предоставлена возможность ознакомиться с вопросами, на которые должны были дать ответы кандидаты, и, зная их содержание, он находился в более выгодном положении по сравнению с остальными кандидатами, или ответы были на малозначительные вопросы, на которые невозможно не ответить.

Таким образом, как указал Марченко Н.М., конкурс проводился без участия независимых экспертов, что не позволило объективно оценить профессиональные качества кандидатов, один из кандидатов находился в более выгодном положении по отношению к другим кандидатам, конкурсной комиссией был заранее определен победитель конкурса, не было гарантировано равенство прав при проведении конкурса, чем нарушено его право на доступ к государственной гражданской службе.

Поэтому Марченко Н.М. просил суд признать недействительным и не подлежащим применению решение конкурсной комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 16 июня 2010 года о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения Карпицкого И. Г.; обязать комитет по культура и туризму Рязанской области разместить в сети Интернет и официальном печатном издании информацию о признании конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения недействительным, провести повторный конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения с привлечением независимых экспертов по вопросам, связанным с гражданской службой в рамках должностного регламента – государственной охраной, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия.

В судебном заседании заявитель Марченко Н.М. доводы, изложенные в заявлении, поддержал.

Представитель органа, чье решение оспаривается, Комитета по культура и туризму Рязанской области, - Торхова В.С. с доводами заявителя не согласилась, указав, что применению решение конкурсной комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 16 июня 2010 года о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения Карпицкого И.Г. является законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав личные объяснения заявителя, объяснения представителя органа, чье решение оспаривается, показания свидетелей, суд находит заявление Марченко Н.М. не подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ № 112 от 1.02.2005 года.

В силу названного Положения право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Регламентом проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Рязанской области и включение в кадровый резерв в исполнительных органах государственной власти Рязанской области, утвержденным распоряжением Правительства Рязанской области № 514-р от 18.12.2006 года для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Количество членов конкурсной комиссии с учетом независимых экспертов должно составлять не менее 5 человек.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Приказом председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области № 191 от 26 ноября 2009 года был утвержден состав аттестационной (конкурсной) комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области по высшей группе должностей, к которой отнесена должность начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения: Соколова Г.Н. – первый заместитель председателя комитета, председатель комиссии, Беляков А.А. – заместитель председателя комитета, заместитель председателя комиссии, Торхова В.С. – консультант по правовым вопросам отдела организационной и кадровой работы, Горшкова Е.С. – консультант отдела организационной и кадровой работы, секретарь комиссии, а также представитель управления государственной службы, кадровой политики и наград аппарата Правительства рязанской области (по согласованию), независимый эксперт (по согласованию), независимый эксперт (по согласованию).

Таким образом, состав конкурсной комиссии, сформированный комитетом по культуре и туризму Рязанской области по численности и составу соответствует требованиям ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и вышеназванному Положению, в том числе по количеству независимых экспертов.

Конкурсной комиссией комитета по культуре и туризму Рязанской области согласно протоколу № 5 от 31 мая 2010 года к участию в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы – начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения были допущены 6 кандидатов, в том числе заявитель Марченко Н.М. и Карпицкий И.Г., а также решено для оценки профессионального уровня граждан, допущенных для участия в конкурсе, их соответствия квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы провести конкурсные процедуры в форме собеседования с кандидатами 18 июня 2010 года. Конкурсной комиссии предписано в своей работе руководствоваться Регламентом проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Рязанской области и включение в кадровый резерв в исполнительных органах государственной власти Рязанской области, утвержденным распоряжением правительства Рязанской области от 18 декабря 2006 года № 514-р; привлечь в качестве членов конкурсной комиссии – независимых экспертов из Рязанского института (филиала) Московского государственного открытого университета (по согласованию) и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина (по согласованию).

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии комитета по культуре и туризму Рязанской области № 8 от 16 июня 2010 года, в составе конкурсной комиссии на 16 июня 2010 года находились: председатель комиссии Беляков А.А. – заместитель председателя комитета, члены комиссии: Торхова В.С. – консультант по правовым вопросам отдела организационной и кадровой работы, Горшкова Е.С. – консультант отдела организационной и кадровой работы, секретарь комиссии, а также представитель управления государственной службы, кадровой политики и наград аппарата Правительства Рязанской области Смирнова Л.П. – консультант отдела кадровой политики управления государственной службы, кадровой политики и наград аппарата Правительства Рязанской области, независимый эксперт Соловьев А.В. – заведующий кафедрой культурологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

Таким образом, состав конкурсной комиссии комитета по культуре и туризму Рязанской области 16 июня 2010 года соответствовал всем вышеуказанным требованиям ФЗ «О государственной гражданской службе», Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, приказу председателя Комитета по культуре и туризму Рязанской области № 191 от 26.11.2009 года и являлся правомочным.

В силу ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе», указанного Положения при проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Согласно протоколу от 16 июня 2010 года конкурсной комиссией рассматривались документы претендентов на должности государственной гражданской службы, подавших заявления на участие в конкурсе, с кандидатами на должность начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения было проведено собеседование по вопросам прохождения государственной службы, специфики работы организаций культуры и искусства, исполнения комитетом государственных полномочий в сфере культуры и искусства, при этом кандидатам задавались вопросы. От Карпицкого И.Г. были получены исчерпывающие ответы, от Марченко Н.М. были получены ответы.

Решением конкурсной комиссии от 16 июня 2010 года, принятым единогласно, по итогам конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения признан победителем Карпицкий И.Г.

Доводы заявителя о том, что Карпицкий И.Г. при проведении конкурса находился в более выгодном положении по отношению к другим кандидатам, он был заранее ознакомлен с вопросами, на которые должен был дать ответы, или ему задавались малозначительные вопросы, и выбор его кандидатуры был предрешен в связи с занимаемой им ранее должностью, являются голословными и никакими доказательствами по делу не подтверждены.

Мнение заявителя о том, что конкурсной комиссией не были определены критерии определения победителя конкурса и принято решение без учета и сравнения сведений о соответствии его и Карпицкого И.Г. квалификационным требованиям по должности начальника отдела, опровергается протоколом заседания конкурсной комиссии от 31 мая 2010 года, которым конкурсной комиссии было предписано руководствоваться в работе Регламентом проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Рязанской области и включение в кадровый резерв в исполнительных органах государственной власти Рязанской области, утвержденным распоряжением правительства Рязанской области от 18.12.2006 года № 514-р, в котором подробно приведены критерии оценки кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и объяснениями представителя Комитета по культуре и туризму Рязанской области в суде, подтвердившей, что при проведении конкурса члены конкурсной комиссии руководствовались критериями оценки кандидатов, приведенными в данном Регламенте.

Присутствие в помещении, где 16 июня 2010 года проводилось заседание конкурсной комиссии, председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Царевой Е.Г., задавшей, с разрешение председателя комиссии, вопросы кандидатам, что подтвердил представитель комитета по культуре и туризму Рязанской области в суде, при этом не являвшейся членом конкурсной комиссии и не принимавшей участие в голосовании, суд не может признать обстоятельством, повлиявшим на существо принятого конкурсной комиссией решения.

Учитывая, что конкурс проводился в форме собеседования с кандидатами, при этом комиссией не был ограничен круг возможных вопросов к кандидатам, отсутствие заранее утвержденного перечня вопросов основанием для признания решения конкурсной комиссии незаконным не является.

Утверждение заявителя о том, что в нарушение требований п. 10 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе», в состав конкурсной комиссии входил Беляков А.А., с которым у него имелся конфликт интересов, не нашло подтверждения в суде. Как следует из объяснений заявителя, ранее в ходе проведения конкурса он не заявлял о наличии данного обстоятельства. Из объяснений Марченко Н.М. также следует, что ранее между ним и Беляковым А.А. ранее имелись разногласия по служебным вопросам, которые впоследствии были урегулированы. Свидетель Беляков А.А., предупреждавшийся об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в суде подтвердил, что неприязненного отношения к Марченко Н.М. в связи с теми событиями у него не возникло и эти события никаким образом не повлияли на результаты конкурсного голосования 16 июня 2010 года.

Ссылка заявителя на несоразмерность количества вопросов, которые были заданы членами конкурсной комиссии ему и Карпицкому И.Г., как и доводы о неполноте отражения в протоколе заседания конкурсной комиссии от 16 июня 2010 года вопросов к кандидатам и ответов кандидатов и нарушении алфавитной очередности приглашения кандидатов на собеседование, правового значения по делу не имеют и основанием для признания оспариваемого решения незаконным не являются.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемого решения конкурсной комиссии незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Марченко Н.М. о признании незаконным решения конкурсной комиссии Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 16 июня 2010 года о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения Карпицкого И.Г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд гор. Рязани.

Судья – подпись-

Решение вступило в законную силу 20.10.10 г.