об оспаривании распоряжения администрации г. Рязани



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Рязань 1 сентября 2010 года

Судья Советского районного суда г. Рязани Косенко Л.А.,

при секретарях Плотниковой Н.И., Потаповой И.В.,

с участием заявителя Балабанова И.В., его представителя Евстифеева И.С., действующего на основании доверенности,

представителя администрации г. Рязани Савиной Т.А., действующей на основании доверенности,

представителя Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - заместителя председателя комиссии Жулева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Балабанова И.В. о признании незаконными решения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжения администрации г. Рязани о сносе многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛА:

Балабанов И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 4 февраля 2008 года и распоряжения администрации г. Рязани от 24 февраля 2010 года о сносе многоквартирного дома по адресу: г. Рязань. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником 1/6 доли в праве собственности на квартиру в г. Рязани, кроме него собственниками долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение являются: А., Г., В., Т., Е., собственником квартиры №2 является МО Городской округ г. Рязань. Оспариваемые решение Межведомственной комиссии и распоряжение администрации г. Рязани о сносе дома, в котором они обязаны осуществить его снос до 01.05.2010 года, являются незаконными, поскольку противоречат требованиям пунктов 44 и 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., приняты с незаконном составе. Так, отсутствует заключение специализированной организации, проводящей обследование дома, работа межведомственной комиссии осуществлялась без участия собственников жилого дома, в состав межведомственной комиссии не входили представители государственных органов, привлечение которых является обязательным - Роснедвижимости и Ростехнадзора; в работе комиссии не принимали участие ее члены - и.о. заместителя главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству и энерговодоснабжению Никонов А.Н. и начальник сектора отдела учета и распределения жилья Стрелков В.А. В заключении комиссии не указаны его номер, фамилии, имя и отчество приглашенных экспертов и собственников, перечень рассмотренных комиссией документов, приложения к заключению, то есть оспариваемое решение межведомственной комиссии не соответствует форме, утвержденной приложением к Постановлению Правительства РФ № 47. Оспариваемым распоряжением администрации г. Рязани на него возложена обязанность снести жилой дом, собственником доли помещения в котором он является, что нарушает его право свободно распоряжаться своей собственностью. О наличии оспариваемого решения межведомственной комиссии ему стало известно 20 апреля 2010 года, а о распоряжении администрации г. Рязани - 15 марта 2010 года, в связи с чем срок на обращение в суд с заявленными требованиями им не пропущен.

В судебном заседании Балабанов И.В., его представитель Евстифеев И.С. заявленные требования поддержали.

Представитель Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - Жулев В.А. просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель администрации г. Рязани Савина Т.А. возражала против доводов, изложенных в заявлении.

Заинтересованные лица А., Г., В., Т., Е. о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав объяснения Балабанова И.В., его представителя Евстифеева И.С., представителя Межведомственной комиссии Жулева В.А., представителя администрации г. Рязани Савиной Т.А., проверив материалы дела, находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Балабанов И.В. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение Ж1,2 кв.1 в доме г. Рязани, общей площадью 41,7 кв.м., жилой - 39,4 кв.м.

Кроме него, участниками общей долевой собственности на указанное жилое помещение являются:.А.,.Г., В., Т., Е., каждый в 1/6 доле.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 21.06.2010 года, жилые помещения, общей площадью 17 кв.м. и 23,3 кв.м., в доме г. Рязани числятся в реестре муниципальной собственности.

По сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 13.08.2010 г., жилой дом г. Рязани в реестре жилищного фонда зарегистрирован за Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Рязани.

Распоряжением администрации г. Рязани от 24 февраля 2010 года «О сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, » собственникам жилых помещений в данном доме предписано осуществить его снос в срок до 01.05.2010 года (пункт 1), межведомственной комиссии рекомендовано направить требования собственникам жилых помещений в многоквартирном доме о его сносе в срок, установленный в п.1 распоряжения (пункт 2).

Указанное распоряжение издано на основании заключения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 4 февраля 2008 года о признании многоквартирного жилого дома №9 по ул. Скоморошинской г. Рязани аварийным и подлежащим сносу, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 4 февраля 2008 года, составленного по результатам обследования жилого дома в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В судебном заседании из объяснений заявителя, материалов дела установлено, и не оспаривалось представителями межведомственной комиссии, администрации г. Рязани, что о принятом межведомственной комиссией решении заявителю стало известно 20 апреля 2010 года, а о распоряжении администрации г. Рязани - 15 марта 2010 года.

С заявлением о признании незаконными решения межведомственной комиссии и распоряжения администрации г. Рязани Балабанов И.В. обратился в суд 27 мая 2010 года, направив заявление и приложенные к нему документы по почте, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный законом трехмесячный срок заявителем не пропущен.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (раздел Ш Положения).

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (пункт 7 Положения).

В соответствии с пунктом 8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Постановлением администрации г. Рязани от 27.03.2007 года № 876 внесены изменения в постановление администрации г. Рязани от 0-6.06.2007 г. № 1670 «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержден состав межведомственной комиссии.

Пункт 42 Положения устанавливает, что межведомственная комиссия по заявлению собственника (нанимателя) помещения или на основании заключения органов государственного контроля и надзора должна провести оценку соответствия помещения требованиям данного Положения и признать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

Пункт 43 Положения приводит технические параметры, в соответствии с которыми должна быть проведена оценка соответствия находящегося в эксплуатации помещения.

Пункт 44 Положения устанавливает этапы процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.

Пункт 45 Положения определяет документы, которые предоставляются при рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.

В судебном заседании из объяснений представителя межведомственной комиссии, являющегося заместителем председателя межведомственной комиссии, установлено, что основанием для обследования жилого дома 9 по ул. Скоморошинской г. Рязани явилось сообщение обслуживающей организации об обрушении в указанном доме крыши, которое было получено им непосредственно.

Поскольку заместитель председателя межведомственной комиссии является заместителем начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда, им, как представителем одного из собственников, было принято решение о проведении обследования жилого дома по указанному выше адресу с целью определения соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным техническим параметрам.

Указанные обстоятельства заявителем и его представителем не оспорены.

В соответствии с требованиями п.п. 43 и 44 Положения специализированной организацией ООО «Облкоммунпроект» был составлен технический отчет «О состоянии основных строительных конструкций жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. Скоморошинская, д.9», который содержит характеристику жилого дома, описание конструктивного решения объекта, технического состояния несущих и ограждающих конструкций, выявленные дефекты здания и инженерных коммуникаций.

Из отчета следует, что обследование жилого дома специалистом проводилось 28 января 2008 года.

На основании полученных данных специалистом сделан вывод о том, что техническое состояние жилого дома аварийное, дальнейшее проживание жильцов в доме небезопасно, жильцов необходимо срочно отселить, жилой дом непригоден к восстановлению, подлежит сносу.

Данное заключение заявителем и его представителем не оспорено, доказательств, опровергающих выводы специалиста, ими не представлено.

Довод заявителя и его представителя о том, что при принятии решения межведомственная комиссия не располагала отчетом о техническом состоянии жилого дома, суд находит несостоятельным, поскольку доказательств этому не представлено.

Довод заявителя о его представителя о том, что ООО «Облкоммунпроект» на момент проведения обследования жилого дома не имело лицензии, является несостоятельным, поскольку, по сообщению директора ООО «Облкоммунпроект» от 3 августа 2010 года № 62, лицензии № ГС-1-62-02-26-0-6231000993-002836-4 от 14 марта 2008 года предшествовала лицензия № ГС-1-62-02-6231000993-001572-3 от 5 марта 2005 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заключение ООО «Облкоммунпроект» отвечает требованиям Положения и содержит основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

4 февраля 2008 года межведомственная комиссия провела обследование жилого дома, по результатам которого составлен акт.

Из акта следует, что на основании произведенного осмотра жилого дома, пунктов 33, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, комиссия пришла к выводу о том, что в связи с физическим износом основных конструктивных элементов здания в процессе эксплуатации, составляющим 71%, жилой дом г. Рязани следует признать аварийным и подлежащим сносу.

4 февраля 2008 года на основании заключения специализированной организации, акта, в соответствии с п.47 Положения межведомственная комиссия приняла заключение о признании многоквартирного дома жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Доводы заявителя и его представителя о том, что заключение составлено межведомственной комиссий в незаконном составе, поскольку в работе комиссии не принимали участие члены комиссии Н. и С., суд находит несостоятельным.

Акт и заключение комиссии подписаны лицами, входящими в ее состав, утвержденный Постановлением администрации г. Рязани от 27 марта 2007 года.

Члены комиссии Н. и С. на момент проведения обследования жилого дома, составления акта и заключения межведомственной комиссии не занимали должности, которые были указаны в данном постановлении и давали право на участие в работе комиссии, так как Н., являвшийся заместителем главы администрации г. Рязани по жилищно-коммунальному хозяйству и энерговодоснабжению, распоряжением от 2 июля 2007 года № 823-л был переведен на должность советника главы администрации г. Рязани, а С. - начальник сектора по вопросам жилищной политики отдела учета и распределения жилья уволен с занимаемой должности распоряжением администрации г. Рязани от 17 декабря 2007 года № 1396-л.

Довод заявителя и его представителя о незаконности заключения межведомственной комиссии в связи с тем, что членами комиссии не были проведены инструментальные исследования, чем нарушены требования Положения, суд находит несостоятельным, поскольку действующее Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции таких требований не содержит.

Довод заявителя и его представителя о том, что в нарушение требований Положения к работе в комиссии не были привлечены представители Роснедвижимости и Ростехнадзора, что также свидетельствует о незаконности заключения комиссии, суд находит несостоятельным.

В соответствии с п.п. 44, 45 Положения заключения указанных органов относятся к числу дополнительных документов, необходимость представления которых определяет межведомственная комиссия.

Из объяснений представителя межведомственной комиссии следует, что необходимости в представлении таких заключений не имелось, в связи с чем представители данных органов к работе комиссии не привлекались.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие заключений указанных органов не свидетельствует о незаконности принятого комиссией решения.

Довод заявителя и его представителя о том, что в работе межведомственной комиссии не принимал участия Балабанов И.В., не является основанием для признания заключения межведомственной комиссии незаконным.

Действующим Положением предусмотрено право собственника жилого помещения участвовать в работе комиссии с правом совещательного голоса.

Из объяснений заявителя и его представителя в судебном заседании следует, что ни на момент составления акта осмотра жилого дома и заключения межведомственной комиссией, ни в настоящее время Балабанов И.В. не располагал и не располагает документами, свидетельствующими о пригодности дома для проживания, опровергающими выводы, изложенные в заключении специализированной организации - ООО «Облкоммунпроект».

Таким образом, отсутствие заявителя при осмотре дома и принятии решения межведомственной комиссией не могло повлиять на выводы комиссии о непригодности дома для проживания, признании его аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем оснований для вывода о незаконности оспариваемого заключения у суда не имеется.

Ссылки заявителя и его представителя на то, что в акте и заключении комиссии не указаны необходимые реквизиты, суд находит безосновательным, поскольку указанные документы содержат все необходимые реквизиты: дату, место составления, фамилии, имена и отчества членов комиссии, занимаемые ими должности, в акте дано краткое описание состояния жилого помещения, инженерных систем, оборудования, механизмов и территории, приведены сведения о несоответствиях установленным требованиям, оценка результатов проведенного обследования; в заключении комиссии сделан вывод об оценке соответствия обследуемого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его непригодности для постоянного проживания.

24 февраля 2010 года главой администрации г. Рязани, действующим в пределах своих полномочий, на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ и п.49 Положения, ст.ст. 39 и 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области издано распоряжение о сносе многоквартирного дома и предоставлении гражданам, проживающим по договорам социального найма, жилых помещений для переселения.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяет суду сделать вывод о соблюдении порядка принятия заключения комиссией и соответствии содержания решения требованиям закона.

Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемых решений, в судебном заседании не установлено.

В силу ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что оспариваемые решения не нарушают права заявителя, являющегося собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение Ж1,2, общей площадью 41,7 кв.м., поскольку в случае возможного изъятия в дальнейшем жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд жилищное законодательство предусматривает несколько вариантов компенсации последствий такого изъятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛА:

В удовлетворении заявления Балабанова И.В. о признании незаконными решения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 4 февраля 2008 года и распоряжения администрации г. Рязани № от 24 февраля 2010 года о сносе многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней через Советский районный суд гор. Рязани.

Судья (подпись)

Решение вступило в законную силу 27.10.10 г.