РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 19 октября 2010 года
Советский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Никишиной Н.В.,
представителя ответчика по доверенности Афанасьевой В.В.
при секретаре Смирновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Малахова М.Е. к Военному комиссариату Рязанской области о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации за проживание и работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом и взыскании задолженности,
установил:
Малахов М.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации за проживание и работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, мотивируя тем, что ему выплачивалась экологическая компенсация за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом войсковой частью по 13.10.2009 г. включительно. 14.10.2009 г. ему назначена пенсия за выслугу лет, после чего выплата данной компенсации прекращена. Согласно разъяснениям Военного комиссариата Рязанской области от 19.10.2010 г. на обращение истца, права на выплаты истец не имеет, так как не был зарегистрирован и не проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995 г., с чем истец не согласен, поскольку факт постоянного проживания истца в городе Ряжске Рязанской области, относящемся к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается паспортом гражданина РФ, в котором имеется штамп регистрации истца по месту жительства по адресу: Рязанская обл., г. Ряжск, справкой, выданной 29.07.2010 года муниципальным предприятием «Ряжская управляющая компания», согласно которой истец действительно с 11.09.1992 г. по 15.10.2002 г. был зарегистрирован по адресу: Рязанская обл., г. Ряжск, выпиской из послужного списка Малахова М.Е., согласно которой с 03.12.1991 г. он проходил службу в войсковой части г.Ряжска Рязанской области; в настоящее время продолжает проживать в г.Ряжске. Данные, содержащиеся в пенсионном деле истца, не могут служить основанием утверждения о факте его непроживания в г.Ряжске Рязанской области, поскольку в силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан на выбор места жительства и места пребывания» регистрация по месту жительства означает, что гражданин проживает по месту своей регистрации, пока не доказано обратное. Сведения, содержащиеся в пенсионном деле истца, не могут служить основанием для умаления его права на получения ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом РФ о ЧАЭС. С 11.01.2010 г. истец работает в должности начальника производства обособленного подразделения в ЗАО «Реконструкция». В связи с чем просил признать за ним право на выплату ежемесячной денежной компенсации в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, взыскать с Военного комиссариата Рязанской области задолженность по выплате ежемесячных денежных компенсаций за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 13.10.2009 г. по настоящее время в размере 674 руб. 39 коп., за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 11.01.2010 г. по настоящее время в размере 1 198 руб. 80 коп.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется его письменное заявление с просьбой рассмотреть дело его отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Рязанской области Афанасьева В.В. исковые требования не признала и пояснила, что статьей 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действительно предусмотрены выплаты за проживание и работу в зоне с льготным социально- экономическим статусом в случае постоянного проживания граждан в указанной зоне до 02.12.1995 г. Истец проживал в указанной зоне лишь с 03.12.1991 г., в период со 02.06.2005 г. по 05.09.2005 г. проходил службу в г.Андреаполе, поэтому права на выплату компенсации не имеет, так как в г.Ряжске постоянно не проживал.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика Афанасьевой В.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон о ЧАЭС) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу ст.13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно п.п.1,2, 3 ч.2 ст.19 Закона указанным гражданам, при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года в числе прочих мер социальной поддержки гарантируются также и ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей, ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в размере 74 рубля 13 копеек, а работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации - ежемесячная денежная компенсация в размере 80 рублей.
В силу ст.5 Закона о ЧАЭС размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом бесспорно установлено, что Малахов М.Е. проходил военную службу и с 14.10.2009 г. является пенсионером Министерства обороны РФ; получает пенсию, которую ему назначил и выплачивает Военный комиссариат Рязанской области в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г.).
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании выпиской из послужного списка истца и пенсионным удостоверением, копия которого имеется в материалах дела.
В частности, из выписки из послужного списка Малахова М.Е., подготовленной на основании личного дела, усматривается, что истец в период с 03.12.1991 г. по 02.06.2005 г. проходил военную службу в войсковой части, дислоцировавшееся в г.Ряжске Рязанской области, 02.06.2005 г. был направлен в войсковую часть г. Андреаполя, в которой проходил службу до 05.09.2005 г., с 05.09.2005 г. по 12.10.2009 г. служил в войсковой части г.Ряжска Рязанской области.
Согласно справкам МП «Ряжская управляющая компания» от 29.07.2010 г., от 26.10.2004 г., от 12.11.2009 г. в период с 11.09.1992 г. и по настоящее время Малахов М.Е. зарегистрирован в г.Ряжска Рязанской области, что также подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истца по месту жительства в г.Ряжске.
Согласно выписке из трудовой книжки, с 11.01.2010 г. Малахов М.Е. работает в должности начальника производственно-обособленного подразделения в ЗАО «Реконструкция».
В силу ст.7 Закона о ЧАЭС, действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе на зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 ( в ред. от 07.04.2005 г.), г.Ряжск Рязанской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из справки войсковой части 11227 от 09.11.2009 г., истцу выплачивалась компенсация за проживание и работ в зоне с льготным социально-экономическим статусом по 13.10.2009 г. включительно.
Таким образом, совокупностью исследованных в суде доказательств бесспорно установлено, что истец постоянно проживал и проходил военную службу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995 г., а в настоящее время проживает и работает на территории данной зоны.
Судом также установлено, что органом территориальной защиты населения Малахову М.Е. данная компенсация не выплачивалась, в реестре индивидуальных предпринимателей Малахов М.Е. не значится, о чем представлены справки ТОМСЗ от 12.11.2009 г. и от 11.11.2009 г.; сведений о том, что компенсации выплачиваются истцу по месту работы, также не имеется.
В связи с чем он имеет право в соответствии с Законом о ЧАЭС на получение ежемесячных денежных компенсаций в размере 20 рублей - за проживание и 80 рублей - за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом с индексацией этих выплат в установленном законом порядке, а также до 11.01.2010 г. истец имел право на повышение пенсии как неработающий пенсионер.
При этом возражения представителя ответчика Афанасьевой В.В., основанные на том, что не все время до 02.12.1995 г. истец проживал на территории данной зоны, так же как и в период 2005 года, не являются основаниями для отказа истцу в иске, поскольку временного промежутка, с началом которого связано возникновение права на получение экологических компенсаций закон не называет, а в период с 03.12.1991 г. до 01.12.1995 г. истец на территории данной зоны постоянно служил и проживал, обстоятельство, связанное с временным выездом истца в г.Андреаполь в 2005 году правового значения для разрешения спора не имеет, т.к. за 2005 год истец взыскать данную компенсацию не просит.
В силу ст.5 Закона о ЧАЭС предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542, финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
На основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132 (в ред. Указов от 19.05.2008 г., 22.06.2009 г.), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ, основными задачами которых являются, в частности, организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.
Обязанности Военного комиссариата Рязанской области по выплате компенсации, указанной в ст.19 Закона о ЧАЭС категории лиц, являющихся военными пенсионерами, представитель ответчика Афанасьева В.В. в суде не оспаривала.
За назначением компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом истец впервые обратился 20.11.2009 г., приложив необходимые документы, указав на то, что не работает, трудовую книжку не имеет, однако Военным комиссариатом Рязанской области истцу ответом от 19.08.2010 г. было отказано в назначении данной компенсации со ссылкой на то на то, что истец в период до 02.12.1995 г. и в последующие годы в зоне с льготным социально-экономическим статусом постоянно не проживал.
В повторном обращении истца в Военный комиссариат Ряжского района Рязанской области от 10.08.2010 г. в выплате компенсации также было отказано по тем же основаниям, о чем имеется ответ районного военкомата от 01.09.2010 г.
Согласно ст.55 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Исходя из того, что требуемые истцом компенсации, в том числе и повышение пенсии за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом неработающему пенсионеру выплачиваются одновременно с пенсией, а в силу ст.55 Закона РФ при несвоевременном обращении пенсионера допускается перерасчет пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, суд приходит к выводу о том, что истец право на получение данных компенсаций имел и к моменту назначения ему пенсии не утратил.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.01.2009 г. составил 35 руб. 90 коп., за проживание в указанной зоне неработающему пенсионеру - 108 руб. 95 коп.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.01.2010 г. составил 39 руб. 49 коп., за проживание в указанной зоне неработающему пенсионеру - 119 руб. 85 коп.,за работу в указанной зоне с 01.01.2010 г. - 157 руб. 94 коп.
Таким образом, в связи с невыплатой данных компенсаций ответчиком сумма задолженности составит:
- за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 14.10.2009 г. (момента назначения пенсии истцу) по 30.09.2010 г. в размере 448 руб. 06 коп. (35,90 руб./31дн.х18 дн..+35,90руб.х 2 мес.+ 39,49 руб.х 9 мес.);
- за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 14.10.2009 г. по 30.09.2010 г. неработающему пенсионеру в размере 401 руб. 01 коп.(108,95руб./31дн.х18 дн.+108,95руб.х 2 мес.+ 119 руб. 85 коп.);
Итого за проживание в указанной зоне - 849 руб.07 коп.
- за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 01.02.2010 г. ( начиная со следующего месяца, когда у истца появилось право на получение компенсации за работу в зоне льготным социально-экономическим статусом) по 30.09.2010 г. в размере 1 421 руб. 46 коп. (157 руб. 94 коп.х 9 мес.)
Поскольку в силу ст.196 ГПК РФ суд не вправе по данному иску выйти за пределы заявленных исковых требований, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по выплате компенсаций за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в размере 674 руб. 39 коп., за работу в указанной зоне - 1 198 руб. 80 коп.
Согласно ст.94 ГПК РФ относит издержки по составлению искового заявления, за что истцом уплачено по квитанции от 09.09.2010 г. 2 000 руб.
Поэтому данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Малахова М.Е. удовлетворить.
Признать за Малаховым М.Е. право на получение ежемесячных денежных компенсаций за проживание и работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязав Военный комиссариат Рязанской области выплачивать Малахову М.Е. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в размере 39 рублей 49 копеек с 01 октября 2010 года на время проживания с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ.
Обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать Малахову М.Е. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом в размере 157 рублей 94 копейки с 01 октября 2010 года на время работы с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ.
Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу Малахова М.Е. задолженность по выплате ежемесячных денежных компенсаций за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 14 октября 2009 года по 30 сентября 2010 года включительно в размере 674 рублей 39 копеек, а также за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 01 февраля 2010 года по 30 сентября 2010 года включительно в размере 1 198 рублей 80 копеек, а всего 1 873 рубля 19 копеек.
Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу Малахова М.Е. судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г. Рязани.
Судья (подпись).
Решение вступило в законную силу 08.12.10 г.