Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Рязань 29 ноября 2010 года
Судья Советского районного суда г.Рязани Ерофеева Л.В.
при секретаре Романовой И.А.,
с участием истца Ерёмина В.В.,
представителя ответчика Лисюшкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ерёмина В.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани о производстве капитального ремонта в жилом помещении - замене инженерно-технического, электротехнического, газового, сантехнического оборудования и устройств,
УСТАНОВИЛА:
Ерёмин В.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Рязани о выполнении капитального ремонта жилого помещения - квартиры г.Рязани. Мотивировал тем, что является нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма с 1971 года, в июне 2006 г. дом был передан с баланса КЭЧ Рязанского гарнизона в собственность администрации г.Рязани в лице УЖКХиЭЖХ, он добросовестно исполняет свои обязанности нанимателя, а ответчик не выполняет свои обязанности по осуществлению капитального ремонта жилого помещения. Так, за 39 лет эксплуатации дома все инженерно-техническое, газовое, сантехническое оборудование в квартире отслужило рекомендуемые сроки эксплуатации, находится на грани выхода из строя и становится небезопасным для повседневного пользования, замена этого оборудования в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Правительства РФ № 170 от 27.09.2003 г., относится к виду работ капитального ремонта жилого помещения, а ответчик не желает производить замену этого оборудования, ссылаясь на отсутствие законодательной базы, на недостаток бюджетных средств, а также на то, что им до настоящего времени не заключен с наймодателем договор социального найма жилого помещения. Однако данные утверждения ответчика не основаны на законе, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для невыполнения наймодателем капитального ремонта жилого помещения, продолжительность эксплуатации жилых зданий до постановки их на капитальный ремонт и сроки службы элементов и их инженерного оборудования установлена Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, согласно которому срок постановки на капитальный ремонт жилого здания - 15-20 лет.
Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по своевременному осуществлению капитального ремонта сданного внаём жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, просил обязать ответчика осуществить капитальный ремонт жилого помещения по адресу: г.Рязань, а именно: выполнить объём работ по демонтажу отслужившего рекомендуемые сроки службы и подлежащего замене инженерно-технического, электротехнического, газового, сантехнического оборудования и устройств, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, и установке нового: газовая плита в комплекте, водогрейная колонка в комплекте, мойка кухонная чугунная в комплекте, тумбочка под мойку кухонную, смеситель к мойке кухонной, умывальник керамический в комплекте, унитаз керамический в комплекте, сливной бачок к унитазу в комплекте, ванна эмалированная чугунная в комплекте, смеситель в ванной комнате в комплекте, трубопроводы холодной и горячей воды от водогрейной колонки, трубопровод подачи холодной воды из подвального помещения дома в квартиру (стояк), радиаторы отопления в жилом помещении, полотенцесушитель в ванной комнате, электротехнической оборудование и вводнораспределительное устройство, вентили на кухне, в ванной комнате и в туалете, трубопроводы чугунные (водоотведения) от кухни к туалету, полы дощатые шпунтовые, приборы учёта и контроля электрической, тепловой энергии, учёта воды и газа, тщательное обследование и приведение в соответствие требованиям СНиП системы естественной вентиляции на кухне, в ванной комнате и туалете.
В судебном заседании Ерёмин В.В. иск поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Лисюшкина Ю.А. иск не признала, ссылаясь на то, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани не является наймодателем по договорам социального найма, перечень заявленных работ относится к работам, выполняемым за счёт нанимателя жилого помещения, проведение капитального ремонта в отдельно взятой квартире законодательством не предусмотрено и невозможно.
Суд, выслушав объяснения истца Ерёмина В.В., представителя ответчика Лисюшкиной Ю.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ерёмин В.В. вселился в двухкомнатную квартиру г.Рязани на основании ордера, выданного исполкомом Советского Совета депутатов трудящихся 15.03.1971 г. на состав семьи 3 человека: он, жена А. и дочь В.; с указанного времени он пользуется данным жилым помещением, оплачивает его содержание и коммунальные услуги.
Согласно ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения, который заключался на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
На момент вселения квартира г.Рязани относилась к государственному жилищному фонду и находилась на балансе Рязанской КЭЧ Московского военного округа; в соответствии с постановлением администрации г.Рязани от 16 июня 2006 года дом в числе других был передан в собственность муниципального образования - г.Рязань по акту о приёме-передаче здания, и в настоящее время квартира в указанном доме числится в реестре муниципальной собственности.
Таким образом, в настоящее время Ерёмин В.В. является нанимателем жилого помещения - квартиры г.Рязани по договору социального найма.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ, вступившего в силу 01 марта 2005 г., сторонами договора социального найма жилого помещения являются: наймодатель - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо - и наниматель - гражданин, проживающий, владеющий и пользующийся данным жилым помещением.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п.5 ч.1 ст.67 ЖК РФ), а наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (п.3 ч.2 ст.65 ЖК РФ).
Согласно ч.2 ст.66 ЖК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаём жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе: 1) потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, 2) либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, 3) либо возмещения убытков, причинённых ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Судом установлено, что Ерёмин В.В. с октября 2007 г. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями, в которых просил создать комиссию для проведения технического обследования его квартиры для определения физического и морального износа инженерно-технического, газового, сантехнического и другого оборудования в квартире с отражением результатов степени износа в акте технического состояния с целью его замены, каковая замена относится к виду работ капитального ремонта, а также произвести капитальный ремонт (замену) этого оборудования, отслужившего сроки службы. В ответах на заявления указывалось на отсутствие законодательной базы, обязывающей муниципальное образование производить замену сантехнического, газового, инженерно-технического и элементов другого оборудования в квартире, на недостаток бюджетных средств, а также на то, что всё указанное оборудование в квартире истца находится в технически исправном состоянии, а техническое обслуживание и текущий ремонт инженерных коммуникаций по заявкам жителей дома выполняет ООО «Скопы».
Согласно акту проверки технического состояния квартиры г.Рязани, составленному государственным жилищным инспектором Рязанской области Пештеряну В.А. в присутствии работников ООО «Скопы», УЖКХ администрации г.Рязани и префектуры Железнодорожного района г.Рязани, состояние газового оборудования квартиры удовлетворительное, но рабочее, однако срок эксплуатации газовой плиты и газовой колонки, гарантированный заводом-изготовителем, истёк; на канализационных и водопроводных трубах квартиры установлены хомуты; на батареях отопления наблюдаются следы глубокой ржавчины и требуется их замена; унитаз, умывальник, ванна, мойка и водоразборная арматура по причине сверхнормативной эксплуатации требуют замены; в квартире отсутствуют приборы учёта холодной воды и газа; требуется косметический ремонт.
В обоснование своих исковых требований Ерёмин В.В. ссылался на то, что замена инженерно-технического, газового, электротехнического и сантехнического оборудования в квартире относится к видам работ по капитальному ремонту, ссылаясь при этом на Положение об организации и проведении реконструкции, ремонту и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные норма ВСН 58-88 (р)) и на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.
Между тем указанные нормативные акты не содержат норм, устанавливающих жёсткую периодичность капитального ремонта жилищного фонда, а также возможность проведения капитального ремонта отдельного жилого помещения в многоквартирном доме.
Так, в силу п.п. 2.2, 2.3 ВСН 58-88 (р) сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния; при планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым Приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Органы управления жилищных хозяйством, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов.
В Приложении 2 установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых домов до постановки на капитальный ремонт (10-15 лет), в Приложении 3 - минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий (полов дощатых шпунтовых - 30 лет, трубопроводов холодной воды из труб газовых чёрных - 15 лет, трубопроводов канализации чугунных - 40 лет, водоразборных и туалетных кранов - 10 лет и т.д.).
При этом в Приложении 1 приведены основные термины и определения, использованные в ВСН, в том числе указано, что под элементами здания понимаются конструкции и технические устройства, составляющие здание, предназначенные для выполнения заданных функций, под неисправностью элемента здания - состояние элемента, при котором им не выполняется хотя бы одно из заданных эксплуатационных требований, под повреждением элемента здания - неисправность элемента здания или его составных частей, вызванная внешним воздействием (событием). Также дано определение текущего ремонта как ремонта здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей, и капитального ремонта здания - как ремонта здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Согласно п.5.1 ВСН, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п.5.2 ВСН).
Доводы истца о том, что проведение капитального ремонта возможно в отдельно взятой квартире, так как она является элементом здания, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат приведённым выше нормам права, в том числе понятию элемента здания, данному в Приложении 1 к ВСН 58-88 (р).
В силу п.4.5 ВСН, текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счёт на условиях и в порядке, определяемых законодательством. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счёт, приведён в рекомендуемом Приложении 8; эти работы должны выполняться за счёт средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в её обязанности.
В Приложении 8 указано, что к работам по ремонту квартир, выполняемым наймодателем за счёт средств нанимателей, относятся замена или установка дополнительных кранов, смесителей и другого оборудования, ремонт и смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов, замена и ремонт покрытий полов.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.203 г. № 170, приведены перечень работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение № 7) и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение № 8), из которых следует, что при капитальном ремонте производятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов), полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, замена внутриквартальных инженерных сетей, установка приборов учёта расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счётчиков горячей и холодной воды (при замене сетей); при текущем ремонте производится восстановление или замена отдельных участков полов, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит, замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции.
Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта жилого дома установлен п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, согласно которым капитальный ремонт проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Сведения о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме г.Рязани принято решение о проведении капитального ремонта, у суда отсутствуют.
Таким образом, сами по себе работы по замене газовой плиты, водогрейной колонки, мойки кухонной с тумбочкой, смесителя к мойке, умывальника, унитаза со сливным бачком, ванны чугунной, смесителя в ванной комнате, трубопроводов холодной и горячей воды, радиаторов отопления, полотенцесушителя, вентилей на кухне, в ванной комнате и в туалете, трубопровода (водоотведения) от кухни к туалету, полов дощатых шпунтовых, по восстановлению работоспособности внутридомовой системы вентиляции, при отсутствии решения о проведении капитального ремонта дома, относятся в соответствии с приведёнными выше нормативными актами к работам по текущему ремонту жилого помещения, причём часть из них (замена кранов, смесителей и другого оборудования, ремонт и смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов, замена и ремонт покрытий полов) производится наймодателем за счёт средств нанимателя, а часть (замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения, за исключением внутриквартирных устройств и приборов) производится в рамках текущего ремонта обслуживающей организацией по заявкам нанимателя; работы по установке приборов учёта и контроля электрической, тепловой энергии, учёта воды и газа могут производиться за счёт наймодателя в рамках капитального ремонта в случае замены сетей в доме.
Кроме того, ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма в случае неисполнения им обязанности по капитальному ремонту сданного внаём жилого помещения закреплена в ч.2 ст.66 ЖК РФ, которая не предусматривает понуждение наймодателя в судебном порядке к проведению капитального ремонта.
Ерёминым В.В. иск предъявлен к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Рязани со ссылкой на то, что именно этот орган является собственником занимаемой им квартиры и наймодателем по договору социального найма; в обоснование своей позиции истец ссылался на справку Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 19.10.2007 г., согласно которой квартира г.Рязани зарегистрирована за Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г.Рязани, и на письмо Управления ЖКХ администрации г.Рязани от 24.02.2010 г., согласно которому данная квартира стоит на балансе Управления как муниципальное жилое помещение (инвентарный номер 0071.052).
Однако данное утверждение истца является необоснованным.
В соответствии с Уставом муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, утверждённым решением Рязанского городского Совета от 30 июня 2006 г. № 470-III, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в г.Рязани является администрация г.Рязани (ч.3 ст.24 Устава), которая осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции представительного органа города Рязани, иных органов местного самоуправления города (ч.1 ст.38 Устава).
Согласно ч.1 ст.39 Устава, администрация города Рязани в лице ее органов и подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города, включая управление муниципальной собственностью, решение вопросов по созданию, приобретению (возмездному и безвозмездному), использованию, отчуждению объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным представительным органом города Рязани.
В структуру администрации г.Рязани в соответствии с решением Рязанского городского Совета от 25 января 2007 г. № 1-III входило Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда, наделённое правами юридического лица. Решением Рязанской городской Думы № 672-1 от 09.10.2008 г. данное Управление было переименовано в Управление жилищно-коммунального хозяйства; после утверждения решением Рязанской городской Думы № 471-2 от 21.08.2008 г. новой структуры администрации г.Рязани было разработано и впоследствии утверждено решением Рязанской городской Думы № 816-1 от 27.11.2008 г. Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани.
Согласно Положению, Управление жилищно-коммунального хозяйства (далее - Управление ЖКХ) является структурным подразделением администрации города, главным распорядителем бюджетных средств в области жилищно-коммунального хозяйства и представителем собственника муниципального жилищного фонда (п.1.1), к его функциям относится заключение договоров, связанных с управлением жилищным фондом (п.4.1 Положения).
Однако договоры социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, не относятся к договорам по управлению жилищным фондом; полномочия по заключению договоров социального найма Управлению ЖКХ ни указанным выше Положением, ни иными нормативными правовыми актами администрации г.Рязани Управлению как структурному подразделению администрации г.Рязани не переданы.
Из объяснений в суде представителя ответчика Лисюшкиной Ю.А. следует, что письменные договоры социального найма жилых помещений в настоящее время от имени наймодателя заключает от имени администрации г.Рязани глава администрации г.Рязани.
Изложенные обстоятельства, истцом не опровергнутые, свидетельствуют о том, что наймодателем по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, является администрация г.Рязани; Управление ЖКХ функции наймодателя не выполняет.
Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что иск Ерёмина В.В. об обязании Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани произвести замену в его квартире инженерно-технического, электротехнического, газового, сантехнического оборудования и устройств является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛА:
Ерёмину В.В. в иске к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани о производстве капитального ремонта в жилом помещении - замене инженерно-технического, электротехнического, газового, сантехнического оборудования и устройств - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - подпись
Копия верна. Судья Л.В.Ерофеева
Решение вступило в законную силу 26.01.11 г.