о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом реальной стоимости продовольственной пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Рязань 06 декабря 2010 года

Судья Советского районного суда г. Рязани Волкова И.В.,

при секретаре Вырнав Н.Н.,

с участием представителя ответчика УВД по Рязанской области - Бубновой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Конькова Н.В. к УВД по Рязанской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом реальной стоимости продовольственной пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Коньков Н.В. обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что он является пенсионером МВД РФ. Согласно Закону РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для исчисления пенсии учитываются, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. В силу ст.49 вышеназванного Закона, пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, поэтому увеличение стоимости продовольственного пайка должно влечь увеличение пенсии. Пенсия ему исчислялась с января 2000 года исходя из 20 рублей в сутки, а не из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому пайку. Просил суд взыскать с ответчика недополученную им пенсию с декабря 2000 года по декабрь 2006 года в размере 58 035 рублей 50 копеек с учетом изменений стоимости суточного продовольственного пайка, инфляции и изменения индексов потребительских цен по Рязанской области.

Истец Коньков Н.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ст.167 ГПК суд счел возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель ответчика - УВД Рязанской области Бубнова Т.А. иск Конькова Н.В. не признала.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Коньков Н.В. является пенсионером МВД РФ с 1994 года и получает пенсию, которую ему выплачивает Управление внутренних дел по Рязанской области.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции, действующей до 01.01.2008 года, были установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Одним из оснований пересмотра пенсий указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. "б" п. 1 ст. 49). При этом порядок пересмотра пенсий определялся Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

Статья 43 вышеназванного Закона в редакции, действовавшей в 2000 году определяла понятие «денежное довольствие для исчисления пенсий» и указывала, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Названный порядок был установлен подп. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 Постановления № 941, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, которая определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку и по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Определением ВС РФ от 4.10.2001 года № КАС 01-370 были признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, а значит не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Между тем, Федеральным Законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (ст.4) в ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года были внесены изменения и дополнения, в силу которых для исчисления пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел с 1 июля 2002 года в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Поэтому исчисление пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, должно производиться исходя из стоимости ежемесячной денежной продовольственной компенсации.

В то же время подход к определению этой части денежного довольствия (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка), учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения.

В силу ст.10 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий вышеуказанным лицам обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки. В 2005 году норма продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка установлена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 906 в размере 20 рублей в сутки. В 2006 году норма продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка установлена Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 года № 101 в размере 20 рублей в сутки.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих определениях, что нормы бюджетного законодательства, предусматривающие такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не могут рассматриваться как допускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим; положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 - 2004 годы и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, сами по себе не нарушают конституционные права данной категории лиц и не предполагают изменение (приостановление) действующего в настоящее время порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного специальным законом (статьи 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Не изменяет этого порядка и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906, которое в части, касающейся установления на 2005 год размера денежной компенсации взамен полагающегося военнослужащим продовольственного пайка, доводилось до их сведения и не может рассматриваться как нарушающее режимом его ограниченного распространения конституционные права граждан (определения от 18 апреля 2006 года N 82-О и от 3 октября 2006 года N 470-О).

В силу изложенных правовых позиций положения пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год", в соответствии с которым в 2006 году соответствующим категориям военнослужащих производилась выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка, также не предполагали изменение (приостановление) порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах о федеральном бюджете, Постановлениях Правительства РФ являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Таким образом, представленный истцом расчет недополученной пенсии с учетом стоимости общевойскового продовольственного пайка не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете.

Следовательно, пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, начиная с 2000 года должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год и т.д., Постановлениями Правительства РФ.

При таких обстоятельствах, исковые требования Конькова Н.В. о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом реальной стоимости продовольственной пайка с учетом индексации удовлетворению не подлежат, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Исковые требования Конькова Н.В. о компенсации морального вреда, причиненного действиями ответчика, также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность доказать факт причинения ему ответчиком морального вреда, а также основания для взыскания компенсации морального вреда.

Однако, истцом таковых доказательств, отвечающих требованиям допустимости и относимости, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛА:

Конькову Н.В. в удовлетворении иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Рязани.

Судья /Подпись/

Решение вступило в законную силу 09.02.11 г.