РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рязань 03 февраля 2011 года
Судья Советского районного суда г.Рязани Никишина Н.В.
при секретаре Смирновой Г.В.,
с участием истца Рогоженко В.А.
представителя ответчика Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Афанасьевой В.В.,
рассмотрев в открытом заседании дело по иску Рогоженко В.А. к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной суммы пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка,
УСТАНОВИЛ:
Рогоженко В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о перерасчете пенсии, мотивируя тем, что он является пенсионером МО РФ с 09.10.1990 года. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» пенсия ему исчисляется из денежного довольствия, в которое входит: оклад по должности, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет, месячная стоимость продовольственного пайка. С 1 января 2000 года по 30 декабря 2007 года истец получал денежную компенсацию пайкового довольствия в размере 20 руб. 00 коп. в сутки, что считает неправомерным, т.к. компенсация в размере 20 руб. 00 коп. в сутки установлена для военнослужащих, но не для пенсионеров. При исчислении пенсии военным пенсионерам происходит подмена месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, на ежемесячную денежную компенсацию продовольствия. Право рассчитать суточную норму продовольственного пайка предоставлено центральному продовольственному Управлению Министерства Обороны РФ, которое определяет ее на основании среднестатистических цен Госкомстата РФ. Как полагает истец, положения Федеральных Законов, о федеральном бюджете, на 2000, 2001, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годы, устанавливающие взамен продовольственного пайка, компенсацию в размере 20 рублей в сутки, т.е. 608 руб. 33 коп. в месяц, противоречат постановлению Совета Министров Правительства РФ № 941 от 22.09.1993г., п. 11 которого установлено, что месячная стоимость продовольственного пайка, определяется из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому пайку по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения пенсии или перерасчета пенсии. В связи с чем просил суд взыскать с ответчика недополученную пенсию с 01.01. 2000 г. по 2007 г. в сумме 124 332 руб.
В судебном заседании истец Рогоженко В.А. исковые требования поддержал, пояснив, что представленный им к иску расчет основан на фактической стоимости продовольственного пайка военнослужащих.
Представитель ответчика Афанасьева В.В. против иска возражала, полагая, что Военный комиссариат Рязанской области производил выплату пенсии истцу верно, оснований для перерасчета пенсии, как просит истец, не имеется.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании бесспорно установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ с 09.10.1990 года. Пенсия ему была назначена и выплачивается Военным комиссариатом Рязанской области в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с изменениями и дополнениями (далее Закон РФ N 4468-1).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» в действующей редакции продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
- организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.
До 01.12.2007 г. действовала редакция Закона, предусматривающая в качестве одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом действие данной нормы Закона, в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а также в части выплаты этой компенсации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
Статьей 49 Закона РФ N 4468-1 установлено, что основанием к пересмотру пенсий бывшим военнослужащим является увеличение учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Это положение Закона действовало на момент спорных правоотношений и действует в настоящее время.
В состав денежного довольствия для исчисления пенсий, согласно ст.43 Закона № 4468-1 в редакции, действовавшей до 01.12.2007 г., входили: оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Согласно ФЗ от 01.12.2007 г. № 311-ФЗ, норма, изложенная в ст.43 Закона РФ № 4468-1, позволяющая исчислять бывшим военнослужащим пенсии с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, была исключена.
Таким образом, законные основания для пересмотра пенсии истцу с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. исходя из месячной стоимости продовольственного пайка, отсутствуют.
Разрешая спор в остальной части, суд приходит к следующему.
В силу абз.2 ст.49 Закона № 4468-1 в редакции, действующей до 01.01.2008 г., порядок пересмотра пенсий определялся Правительством Российской Федерации.
Названный порядок был установлен п.п. «б» п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим, одновременно подлежали пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. «а» п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии, пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 Постановления № 941, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Определением Верховного Суда РФ от 04.10.2001 года № КАС 01-370 были признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, а значит, не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В то же время подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий до 01.12.2007 г., должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения.
Приказом МО РФ от 22.07.2000 г. № 400 утверждено Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время, которым регулируется порядок обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации продовольствием, фуражом, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организации питания военнослужащих по установленным нормам.
В частности, п.18 Положения было предусмотрено, что денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) выплачивается военнослужащим в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер).
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г. и 2004 г. Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 906 от 31.12.2004 г. и № 101 от 22.02.2006г. норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка на 2005, 2006 г г. была установлена в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст.10 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий бывшим военнослужащим обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
На 2007 год ФЗ «О федеральном бюджете» денежные средства на выплату пенсий также выделены из расчета денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, согласно ст.47 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 года № 429-О следует, что положения пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2000 год», пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», статей 97 и 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему, которыми установлено, что в период с 2000 года выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка будет осуществляться в размере 20 рублей в сутки, т.е. в размере, предусматриваемом бюджетным законодательством - по их конституционно-правовому смыслу не предполагают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка.
Вместе с тем, при рассмотрении ходатайства Калининградского областного суда об официальном разъяснении Определения от 14.12.2004 г. № 429-О Конституционный Суд указал, что предписание п.3 резолютивной части Определения о пересмотре правоприменительных решений по делам заявителей, основанных на оспариваемых нормах бюджетного законодательства в истолковании, расходящимся с их конституционно-правовым смыслом, не может рассматриваться как предопределяющее удовлетворение исковых требований заявителей, так как разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсии является прерогативой судов и связано с применением подзаконных нормативных актов, определения Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. № КАС01-370, а также оценкой представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка.
Однако, доказательств увеличения стоимости продовольственного пайка в спорный период, равно как и о том, что продовольственный паек в оспариваемый период формировался не в пределах установленного законодательством размера денежной компенсации за паек (20 рублей в сутки) истцом не представлено.
Изложенная выше правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ в Определении № 218-О от 20.06.2006 г., в котором отмечено, что по смыслу содержащихся в статьях 43 и 49 Закона РФ № 4468-1 норм, закрепляющих право военнослужащих на исчисление пенсий исходя из денежного довольствия с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, а также право на увеличение их размеров при повышении стоимости продовольственного пайка, предполагается обязанность органов государственной власти обеспечить надлежащие условия для реализации этого права, в том числе определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте.
Такой нормативно-правовой акт в настоящее время не принят.
Поэтому при отсутствии нормативно-правового акта, определяющего стоимость продовольственного пайка для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, а также учитывая, что положения, закрепленные в федеральных законах о федеральном бюджете, Постановлениях Правительства РФ являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, в настоящее время никакими другими сведениями различных должностных лиц и организаций, которым законодательством не предоставлены такие полномочия, так же как и не предоставлены они суду, руководствоваться нельзя.
Таким образом, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и соответствующими постановлениями Правительства РФ.
При таких обстоятельствах пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной нормативно-правовыми актами для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Правомерность исчисления пенсии военным пенсионерам, исходя из этой денежной компенсации, также подтверждена определением Верховного Суда РФ от 19.10.2004 г.
Таким образом, представленный истцом расчет недополученной суммы пенсии, который тем более никакими сведениями не подтвержден, не может быть принят судом во внимание, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете ирегулирующие в этой части спорное правоотношение - постановления Правительства РФ от 2004 г., 2006 г.г. и от 2007 г.
В связи с чем в иске Рогоженко В.А. должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рогоженко В.А. к Военному комиссариату Рязанской области о перерасчете пенсии, исходя из реальной стоимости продовольственного пайка и взыскании задолженности за период с 01.01.2000 г. по 2007 год - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г. Рязани.
Судья (подпись).
Решение вступило в законную силу 19.02.11 г.