РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Рязань 24 декабря 2010 года
Советский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Никишиной Н.В.,
при секретаре Смирновой Г.В.,
с участием представителя истицы Сысоевой А.В. по доверенности Медведева А.В.
представителя ответчика - Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Афанасьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Сысоевой А.В. к Военному комиссариату Рязанской области об установлении пенсии по случаю потери кормильца, надбавки к пенсии и взыскании задолженности,
установил:
Сысоева А.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области об установлении пенсии по случаю потери кормильца, надбавки к пенсии и взыскании задолженности, мотивируя тем, что состояла в браке с А., инвалидом 2-ой группы, которая была ему установлена бессрочно по причине заболевания, связанного с пребыванием на фронте. 1991 г..А. умер. Она является инвалидом 1-ой группы, получает пенсию по старости. Полагала, что имеет право одновременно получать пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст.36 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. № 4468-1, которая предусматривает назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям бывших военнослужащих, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» ст.21 настоящего Закона в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоим родителей, и на детей умершей одинокой матери. Согласно ст.7 данного Закона, лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Супруги лиц, погибших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 Закона, не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по случаю потери кормильца (ст.30 Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 03.04.2010 г. через своего доверителя Сысоева А.В. истица обратилась с заявлением в Военный комиссариат Рязанской области по вопросу назначения ей пенсии по случаю потери кормильца, которое было отправлено ею 06.4.2010 г., а 19.04.2010 г. получено ответчиком. Письмом от 27.04.2010 г. Военный комиссариат в назначении второй пенсии отказал, с чем она не согласна и полагала, что, кроме того, имеет право на выплату пенсии за год, предшествующий дню обращения с заявлением при несвоевременном обращении на основании ст.53 Закона. В связи с чем просила признать неправомерными действия Военного комиссариата Рязанской области отдела по Шиловскому и Путятинскому району по отказу в назначении ей второй пенсии по случаю потери кормильца, назначить ей пенсию по случаю потери кормилица за умершего мужа А.. с 06.04.2010 г.
Истица, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истицы Медведев А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил и просил обязать Военный комиссариат Рязанской области назначить Сысоевой А.В. пенсию по случаю потери кормильца с 06.04.2010 г., причитающуюся надбавку к пенсии по случаю потери кормильца как инвалиду 1-ой группы и лицу, достигшему 80-летнего возраста на основании ст.38 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. в размере 100% расчетного размера пенсии, выплатив задолженность за период с 06.04.2010 г. по 20.10.2010 г. в размере 52 826 руб. 10 коп., согласно расчету.
Представитель ответчика Военного комиссариата Рязанской области Афанасьева В.В. исковые требования не признала и пояснила, что оснований для установления истице второй пенсии по случаю потери кормильца нет, поскольку доказательств того, что ее супруг умер вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст.21 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. - из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, что является необходимым условием для назначения второй пенсии истице, как супруге умершего Сысоева И.А., не представлено.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Сысоева А.В., состояла в браке с А., умершим 1991 г. вследствие общего атеросклероза и получавшим пенсию по линии Министерства обороны РФ; в новый брак Сысоева А.В. не вступала.
С 01.04.1991 г. Сысоевой А.В. была назначена и выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца Военным комиссариатом Рязанской области; с 01.03.2002 г. выплата пенсии была прекращена в связи с переходом истицы на трудовую пенсию, выплачиваемую Пенсионным Фондом РФ.
С 27.03.2002 г. истица получает трудовую пенсию по старости.
Данные обстоятельства подтверждаются: паспортом Сысоевой А.В., свидетельством о браке, из которого усматривается, свидетельством о смерти, справкой администрации Тырновского сельского поселения Шиловского муниципального района Рязанской области от 06.05.2010 г. о семейном положении Сысоевой А.В., пенсионным удостоверением Сысоевой А.В., выданным ГУ - Управлением Пенсионного Фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области, материалами пенсионного дела, представленными Военным комиссариатом Рязанской области в отношении Сысоевой А.В., исследованными в судебном заседании.
06.04.2010 г. истица через своего представителя Медведева А.В. обратилась по месту жительства в Военный комиссариат с просьбой о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца, на что письмом от 27.04.2010 г. ей было отказано в связи с тем, что истица такого права не имеет.
Суд полагает, что действия Военного комиссариата являются правомерными.
Так, в соответствии со ст.7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 г. (далее Закон № 4468-1 от 12.02.1993 г.) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (то есть лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.) и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключений, установленных настоящей статьей).
Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная настоящим Законом.
Согласно ст.30 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г., супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
В п. «а» ст.21 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. указана категория лиц, относящихся к инвалидам вследствие военной травмы. Это - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм в их взаимосвязи можно сделать вывод о том, что истица имеет право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца лишь в том случае, если будет установлено, что ее супруг Сысоев И.А. умер ( погиб) вследствие причин, прямо перечисленных в п. «а» ст.21 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г.
Однако таковых доказательств сторона истца не представила.
Доводы представителя истца в суде о том, что причина смерти А. в свидетельстве о смерти указана неверно, поскольку он являлся инвалидом 2-ой группы бессрочно вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, о чем представил справку от 23.08.1985 г., и согласно статистической классификации болезней травм и причин смерти, по его мнению, по такому виду заболевания должна быть установлена связь причины смерти с этим заболеванием, являются голословными и доказательствами, отвечающими признакам относимости допустимости не подтверждены.
Согласно Закону № 4468-1 от 12.02.1993 г., для установления второй пенсии супругам умерших военнослужащих необходимо наличие причинно-следственной связи между смертью военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы, наличие у последних инвалидности само по себе условием для назначения таковой пенсии не является.
Доводы представителя истца о том, что пенсия по случаю потери кормильца должна назначаться и независимо от причины смерти кормильца, как семье умершего военнослужащего на основании ст.36 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. основаны на неверном понимании норм материального права.
Так, в ст.36 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. идет речь о размерах пенсий по случаю потери кормильца. В частности, семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, она назначается в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери (п. «а» ст.36).
Однако эта норма находится в разделе IV «Пенсия по случаю потери кормильца» Закона, который предусматривает общие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца как основного и единственного, а также льготные условия для некоторых категорий лиц для назначения этого вида пенсии.
Возможность назначения пенсии по случаю потери кормильца наряду с трудовой пенсией по старости, то есть право на одновременное получение двух пенсий предусмотрены в совокупности ст.ст.7, 30, п. «а» ст.21 Закона, которые приведены выше.
В связи с чем рассматривать ст.36 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. в качестве основания для назначения второй пенсии истице в отрыве от приведенных выше положений Закона недопустимо.
Доводы представителя истицы Медведева А.В. о том, что доказывать о том, что супруг истицы умер вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст.21 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, доказывать не надо, так как в силу ст.61 ГПК РФ он был освобожден от доказывания кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 28.07.2010 г., которым были исключены выводы суда, изложенные в определении об оставлении искового заявления Сысоевой А.В. без движения о том, чтобы в исковом заявлении необходимо указать на доказательства и приложить доказательства тому, что супруг истицы умер вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст.21 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, являются неверными, поскольку речь в указанном определении идет об ошибочности выводов суда на стадии принятия искового заявления к производству суда; обстоятельств по существу иска суд кассационной инстанции не устанавливал.
В соответствии со ст.38 Закона № 4468-1 членам семьи, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере, предусмотренном пунктом "а" части первой статьи 17 настоящего Закона.
В связи с тем, что суд приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца истице не положена, надбавка к данной пенсии установлена быть не может.
В связи с чем заявленные требования в полном объеме удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя истицы о том, что истице была необоснованно прекращена выплата пенсии с марта 2002 года, и ей об этом не сообщалось, являются несостоятельными по вышеприведенным основаниям, опровергаются материалами пенсионного дела и предметом спора в данном случае не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Сысоевой А.В. к Военному комиссариату Рязанской области об установлении пенсии по случаю потери кормильца, надбавки к пенсии и взыскании задолженности- отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г. Рязани.
Судья (подпись)
Решение вступило в законную силу 16.02.11 г.