РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Рязань 18 февраля 2011 года.
Судья Советского районного суда г.Рязани Никишина Н.В.,
с участием представителя истца Полякова А.А. по доверенности Заруцкого А.Г.,
представителя ответчика Правительства Рязанской области Фомина В.В.,
представителя соответчика Министерства финансов Рязанской области Бугаева А.Е.,
при секретаре Смирновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Полякова А.А. к администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район, Правительству Рязанской области, Финансовому управлению Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области и Министерству финансов Рязанской области о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий и бездействия органов власти,
УСТАНОВИЛА:
Поляков А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, Правительству Рязанской области о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов власти, мотивируя тем, что в период с 07.12.1994 года по 01.03.1998 года он состоял в администрации г.Кораблино Рязанской области на учете граждан в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Однако, в данный период на основании постановлений Главы администрации г.Кораблино Кораблинского района Рязанской области ряду лиц, состоящих на учете на улучшение жилищных условий в общей очереди, состоящих в очереди на первоочередное получение жилья, были предоставлены однокомнатные квартиры, что, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что возможность предоставления ему жилья вне очереди существовала, а оно ему предоставлено не было. О нарушении очередности он узнал только в августе 2007 года и в последующем - в феврале-марте 2008 г. в ходе судебного разбирательства в Железнодорожном районном суде г.Рязани по заявлению Полякова А.А. об оспаривании действий по непредставлению информации при получении ответов на запросы суда. Таким образом, в результате незаконных действий администрации г.Кораблино Рязанской области последняя причинила ему вред, выразившийся в нарушении очередности предоставления жилья и непредоставления жилого помещения вне очереди. Администрация Рязанской области также причинила ему вред, так ею не было произведено выделение денежных средств в порядке межбюджетных отношений администрации г.Кораблино и не предоставлена безвозвратная ссуда в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Считает также, что снятие его с 01 марта 1998 года с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации г. Кораблино не лишало его права в дальнейшем быть обеспеченным жильем и на предоставление целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья в пределах Рязанской области, поскольку из Рязанской области он не выезжал, а финансирование на предоставление жилья в любом случае должно было производиться в силу закона за счет средств субъекта РФ. Поэтому просил суд взыскать солидарно в счет возмещения вреда с обоих ответчиков в его пользу стоимость жилого помещения, общей площадью 20 кв.м., исходя из рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, сложившейся в Рязанской области во втором квартале 2010 года с последующей индексацией данной суммы на момент исполнения решения суда, а также расходы по уплате государственной пошлины и другие судебные расходы.
Определением Советского районного суда г. Рязани от 12.10.2010 г. в порядке ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - Финансовое управление Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области и Министерство финансов Рязанской области.
В ходе производства по делу истец изменил исковые требования, в которых просил взыскать солидарно за счет казны муниципального образования в лице Финансового управления муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области и за счет казны субъекта РФ в лице Министерства финансов Рязанской области в его пользу стоимость жилого помещения, общей площадью 30 кв.м., исходя из рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, сложившейся в Рязанской области в четвертом квартале 2010 года с последующей индексацией данной суммы на момент исполнения решения суда, а также расходы по уплате государственной пошлины и другие судебные расходы. Требования мотивировал также тем, что решением Совета депутатов Кораблинского района Рязанской области от 27.03.2007 г. № 21 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» указанная норма установлена в размере 10 кв.м общей площади на одного человека. Согласно ст.58 ЖК РФ, площадь предоставляемого жилого помещения по договору социального найма может превышать норму предоставления на одного человека, но не более, чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Истцу в силу имеющегося заболевания положена дополнительная жилая площадь, которая в соответствии с п.п.а ст.1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью», предоставляется в виде отдельной комнаты, а при ее отсутствии в виде дополнительной площади размером 10 кв.м. Поэтому ввиду того, что жильем истец до сих пор не обеспечен, ему подлежит взысканию стоимость жилого помещения площадью 30 кв.м с указанных им ответчиков.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Заруцкий А.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.
Представители ответчиков Правительства Рязанской области Фомин В.В., Министерства финансов Рязанской области Бугаев А.Е. просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на пропуск истцом трехлетнего срока исковой давности на обращение в суд, полагали также, что уважительные причины для восстановления данного срока отсутствуют. Также представитель ответчика Бугаев А.Е., возражая по существу иска, указал на то, что Министерство финансов Рязанской области надлежащим ответчиком по делу не является, так как прямого финансирования по каким-либо программам, утвержденным законами о бюджете на соответствующие финансовые периоды, не осуществляет.
Ответчики - администрация муниципального образования - Кораблинский муниципальный район, Финансовое управление Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное не направили, в заявлениях, поступивших в суд, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Так, в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На истца согласно ст.156 ГПК РФ была возложена обязанность доказать факт причинения ему вреда в результате неправомерных действий или бездействия ответчиков, в чем выражается вред, в чем заключается незаконность действий или бездействия ответчиков, факт противоправности действий или бездействия ответчиков, наличие причинно-следственной связи между причинением истцу вреда и незаконными действиями ответчиков, обоснованность избранного истцом способа возмещения вреда, наличие оснований для взыскания с ответчиков причиненного ему вреда и в солидарном порядке.
Суд полагает, что истец таковых доказательств суду не представил.
Так, в судебном заседании установлено, что истец в период с 21.12.1994 г. по 01.03.1998 г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов г.Кораблино, как сирота. В силу п.2 ст.37 ЖК РСФСР истец имел право на внеочередное получение жилья.
В связи с выездом на постоянное место жительства в г.Рязань решением жилищной комиссии от 01.03.1998 г., утвержденным постановлением Кораблинской городской администрации от 02.03.1998 г., он был снят с учета нуждающихся.
В последующем, решения о восстановлении его в списках нуждающихся, отмене указанного решения жилищной комиссии, постановке вновь в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось.
Данные обстоятельства подтверждены вступившими в законную силу решением Советского районного суда г.Рязани от 30.05.2005 г. по иску Полякова А.А. к администрации Кораблинского района Рязанской области, Правительству Рязанской области, администрации Ухоловского района Рязанской области о предоставлении жилья, решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 04.05.2007 г. по заявлению Полякова А.А. на постановление Главы администрации г.Кораблино о снятии с учета льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которыми в удовлетворении требований Полякову А.А. было отказано.
Полагая, что у администрации Кораблинского района имелась возможность представить жилье истцу в период нахождения его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствуют факты предоставления в оспариваемый период жилья гражданам, находящимся в списках лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья и получение жилья в порядке общей очереди, однако жилье истцу так и не было предоставлено, истец полагал, что действия администрации по нарушению очередности предоставления жилья являются незаконными.
Проверяя указанные доводы истца, судом установлено следующее.
Действительно, как указывает истец, гражданам, состоявших на учете на улучшение жилищных условий при администрации г.Рязани в общей очереди соответственно с 1987 г., с 1985 г., с 1980 г., состоявшей в очереди на первоочередное получение жилья, в 1995 г. - на основании Постановления Кораблинской городской администрации от 14.08.1995 г., состоявших в списках первоочередного получения жилья соответственно с 1989 г. и 1985 г., в 1997 г. были предоставлены однокомнатные квартиры, что подтверждается материалами дела.
Однако, судом установлено, что распределяемый жилой фонд находился в ведении АОЗТ «Кортекс» и был принят в муниципальную собственность только в 2003 году, о чем свидетельствует решение председателя Кораблинского районного Совета народных депутатов от 26.08.2003 г. «О приеме в муниципальную собственность объектов жилого фонда и коммунального назначения с баланса ЗАО «Кортекс» со списком объектов, принимаемых в муниципальную собственность, в котором числится дом г.Кораблино, в котором, были, в частности, предоставлены квартиры.
Причем из вышеуказанного постановления следует, что вопрос о предоставлении указанного жилья гражданам решался на совместном заседании администрации и профкома АОЗТ «Кортекс» от 11.08.1995 г., что не противоречило действовавшему на тот момент ЖК РСФСР, определяющему порядок предоставления жилья в ведомственном жилом фонде.
Так, ст. 43 ЖК РСФСР, действовавшего на момент спорных правоотношений было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Таким образом, предоставление жилья указанным гражданам не могло повлечь нарушение прав истца, поскольку распределяемое жилье муниципальным не являлось, администрации Кораблино не принадлежало..
Что касается утверждения истца о незаконности в нарушение очередности предоставления жилья А. и П., то суд полагает, что истцом никаких доказательств в подтверждение данного факта также предоставлено не было.
Так, из справки администрации муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 21.08.2007 г. усматривается, что бывшему военнослужащему А., состоявшему на учете в списках первоочередного получения жилья с 1989 г., была предоставлена однокомнатная квартира 17.04.1997 г., участнику ВОВ П., состоявшему на учете в списках первоочередного получения жилья с 1993 г., также была предоставлена однокомнатная квартира 27.10.1997 г., однако, основание предоставления жилья, которыми в том числе могло являться и решение суда, принадлежность жилого фонда истцом не предоставлено; заявление ответчика - администрации Кораблино о принадлежности всего распределяемого в этот период жилого фонда ЗАО «Кортекс» истцом не оспорено.
Судом также установлено, что с требованием о предоставлении жилья в период с декабря 1994 г. по март 1998 г. истец в судебном порядке не обращался, сведений о том, что в указанный период кому-либо из категории лиц, к которым относился истец, ставших на учет до или после истца было во внеочередном порядке администрацией предоставлено жилье в нарушение списка внеочередников, ведение которого было предусмотрено в силу ст.33 ЖК РСФСР, также не предоставлено.
Доводы представителя Заруцкого А.Г. о том, что Поляков А.А. являлся работником ЗАО «Кортекс», однако жильем обеспечен не был, не могут служить основанием к удовлетворению иска, поскольку как уже указывалось выше, решение о предоставлении жилья в этом жилом фонде, находящемся на балансе ЗАО «Кортекс», принималось совместно с профкомом предприятия, а не зависело от прямого усмотрения администрации.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район, Финансовому управлению Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области должно быть отказано.
Рассматривая вопрос о пропуске истцом срока исковой давности на обращение с исковыми требованиями в суд по заявлению ответчиков - представителя Правительства Рязанской области и Министерства финансов Рязанской области, суд приходит к выводу о том, что истцом данный срок был пропущен, поскольку в силу ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истец знал о том, что был поставлен на учет в декабре 1994 г., о том, что был снят с учета на получение жилья ему было известно из письма администрации г.Кораблино от 20.06.2000 г., что подтверждено материалами дела, в суд с данным иском он обратился 20.08.2010 г., то есть пропустил предусмотренный законом трехлетний срок исковой давности.
Предъявляя требования к Правительству Рязанской области, истец указал на то, что последнее не выделило денежные средства в порядке межбюджетных отношений администрации г.Кораблино и не предоставило безвозвратную ссуду в соответствии с ранее действовавшими ст.ст.5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей», что подтверждается Законом Рязанской области от 28.03.1997 г. «Об областном бюджете на 1997 год» и Законом Рязанской области « Об областном бюджете на 1998 год», в которых не были предусмотрены указанные выше бюджетные ассигнования.
Учитывая, что данные нормативно-правовые акты являются общедоступными и были официально опубликованы в 1997 г. и 1998 г.г., о чем истцу должно быть известно, истец пропустил срок на обращение в суд к Правительству Рязанской области, а также к соответствующим финансовым органам, выступающим в данном случае от имени казны в порядке ст.1069 ГК РФ.
На основании ст.198 ГПК РФ пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа истцу в иске по требованиям к данным ответчикам.
Доказательств уважительности причин пропуска данного срока истец, на которого была возложена такая обязанность в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представил.
Так, ссылка представителя истца на то, что в силу заболевания, которое подтверждено соответствующими документами, свидетельствующими о том, что Поляков А.А. является инвалидом с детства, поэтому мог пропустить данный срок, также не является, по мнению суда, уважительной причиной пропуска на обращение с данным иском в суд, поскольку указанное заболевание не препятствовало истцу занимать активную позицию по обжалованию в суд действий органов власти, связанных с вопросом о предоставлении истцу жилья, причем из решения Советского районного суда г.Рязани от 30.05.2005 г. следует, что уже в 2001 г. состоялось решение Советского районного суда г.Рязани, которым было отказано Полякову А.А. в удовлетворении жалобы на решение общественной комиссии Управления по жилищным вопросам при Управлении по жилью администрации г.Рязани о постановке на учет в льготный список детей-сирот.
Суд также полагает, что по требованиям к администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район и Финансовому управлению Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области истец пропустил установленный законом трехлетний срок, поскольку истец, зная о том, что снят с учета в марте 1998 г. в 2000 г., никаких доказательств о том, что он обращался до 2007 г. за получением сведений, на основании которых предъявлено настоящее исковое заявление в суд, и истцу было в них отказано, последним не представлено, равно как не представлено доказательств о том, что именно в феврале-марте 2008 г. истцу стало известно о наличии других сведений.
Поэтому исковые требования Полякова А.А. удовлетворению не подлежат, в связи с чем и в возмещении понесенных истцом судебных расходов на оплату государственной пошлины и за получение справок о стоимости 1 кв.м вторичного жилья в г.Рязани по смыслу ст.98 ГПК РФ также должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л А:
В удовлетворении исковых требований Полякова А.А. к администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район, Правительству Рязанской области, Финансовому управлению Муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области и Министерству финансов Рязанской области о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий и бездействия органов власти - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись).
Решение вступило в законную силу 04.05.11 г.