РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Рязань 21 марта 2011 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Косенко Л.А.,
при секретаре Булатовой Е.А.,
с участием представителя заявителя Гонифонидова А.Г. Сырцова С.А., действующего на основании доверенности,
представителя администрации г. Рязани Ховрачевой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление Гонифонидова А.Г. о признании незаконным бездействия администрации г. Рязани,
УСТАНОВИЛА:
Гонифонидов А.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Рязани и возложении на администрацию г. Рязани обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указал, что является инвалидом второй группы, заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС, 28.12.2010 года обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что проживает с семьей из шести человек в квартире жилой площадью 38,7 кв.м., общей площадью 60 кв.м. и в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должен быть обеспечен жилым помещением, однако в постановке на учет ему было оказано. Просил признать незаконным отказ администрации г. Рязани в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию г. Рязани поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28.02.2010 года, взыскать с администрации г. Рязани в его пользу расходы на оплату услуг представителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Гонифонидова А.Г. Сырцов С.А. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ администрации г. Рязани в постановке Гонифонидова А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскать с администрации г. Рязани в пользу Гонифонидова А.Г. расходы по оплате услуг представителя.
Представитель администрации г. Рязани Ховрачева Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Гонифонидов А.Г. не представил решения органа местного самоуправления о признании его малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от приватизации занимаемого им жилого помещения, а также не возразив против регистрации в квартире супруга дочери Ерошкина А.Н.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя Гонифонидова А.Г. Сырцова С.А., представителя администрации г. Рязани Ховрачевой Е.В., проверив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Гонифонидов А.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ставшим инвалидом второй группы, что подтверждается удостоверениями, выданным 12.11.2001 года, справкой. МСЭ.
Заявитель зарегистрирован и проживает в квартире г. Рязани, общей площадью 60 кв.м., жилой - 38,7 кв.м с составом семьи 6 человек, собственниками которой являются его дочь А. и сын Г.
28.12.2010 года Гонифонидов А.Г. обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указал, что является инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Письмом администрации г. Рязани от 19.01.2011 года в постановке на учет ему было отказано со ссылкой на то, что включение его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов - «чернобыльцев», нарушит нормы действующего жилищного законодательства, в том числе ст.ст. 49 и 57 ЖК РФ.
Обязанность доказать законность отказа Гонифонидову А.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на администрацию г. Рязани, которая доказательств этому не представила.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрены Законом РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось представителем администрации г. Рязани, что Гонифонидов А.Г. относится к категории граждан, указанных в ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями, внесенными ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ), обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью производится в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставших на учет после 1 января 2005 года, - в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года №17-П следует, что дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст.19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года № 8-П, от 3.06.2004 года № 11-П, от 15.06.2006 года № 6-П, от 5.04.2007 года № 5-П).
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда РФ изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Порядок обеспечения жилой площадью граждан - инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, до настоящего времени не определен.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный Правительством РФ в Постановлении № 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 г.г. порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа вышеуказанных граждан в полной мере распространяется как на лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до внесения изменений ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ предусматривалось право граждан, получивших заболевание, связанное с радиационным воздействием, на одноразовое, бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного фонда в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (п.3 ч.1 ст. 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (п.3 ч.1 ст. 15).
Гарантируя гражданам - инвалидам вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС право на обеспечение жилым помещением за счет социальной выплаты либо путем предоставления благоустроенного жилья, действующее законодательство Российской Федерации не связывает право указанных граждан на обеспечение жилой площадью с их имущественным положением.
При таких обстоятельствах ссылки администрации г. Рязани на необходимость признания заявителя малоимущим для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются незаконными.
Доводы представителя администрации г. Рязани о том, что Гонифонидов А.Г. ухудшил свои жилищные условия, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
То обстоятельство, что Гонифонидов А.Г. отказался от права приватизации занимаемого им жилого помещения, не возражал против регистрации в квартире зятя - Н., постоянно проживающего по данному адресу со своей супругой - дочерью заявителя, не свидетельствует о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий.
Таким образом, поскольку требования администрации г. Рязани о предоставлении Гонифонидовым А.Г. решения органа местного самоуправления о признании малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются неправомерным, доводы об ухудшении им жилищных условий не нашли своего подтверждения в судебном заседании, заявление о признании незаконным отказа администрации г. Рязани в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с администрации г. Рязани в пользу Гонифонидова А.Г. подлежат расходы по оплате услуг представителя в сумме рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛА:
Признать незаконным отказ администрации г. Рязани Гонифонидову А.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с администрации г. Рязани в пользу Гонифонидова А.Г. расходы по оплате услуг представителя в сумме рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суд в течение 10 дней через Советский районный суд гор. Рязани со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья(подпись).
Решение вступило в законную силу 04.05.11 г.