о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рязань 04 апреля 2011 года

Советский районный суд г. Рязани в составе

председательствующего судьи Никишиной Н.В.,

при секретаре Смирновой Г.В.

с участием помощника прокурора Советского района г.Рязани Голубковой Н.Н.,

представителя истца Садыкова Ш.Я. по доверенности Сырцова С.А.,

представителя ответчика - Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Афанасьевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Садыкова Ш.Я. о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности,

установил:

15.07.2003 г. Садыков Ш.Я. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью, мотивируя тем, что с 22.01.2001 г. является инвалидом 3 группы с 60% утратой трудоспособности, которая связана с ликвидацией аварии на ЧАЭС. Ответчиком ему в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в счет возмещения вреда здоровью выплачивается ежемесячно с 15.02.2001г. по 1000 рублей, исходя из фиксированной денежной суммы, а не из утраченного заработка, считает данные действия ответчика грубым нарушением законодательства. Ответчик должен был ему выплачивать в счет возмещения вреда рублей, т.е. 60% от утраченного им заработка, в соответствии с действовавшим на момент утраты им трудоспособности законодательством. В результате незаконных действий Военного комиссариата за период с 22.01.2001г. по 31.12.2001 года образовалась задолженность по суммам возмещения вреда в размере рублей, с учетом применения индексов роста прожиточного минимума в Рязанской области, поскольку в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 1-П суммы возмещения вреда подлежат ежегодной индексации на величину роста прожиточного минимума в субъекте РФ. Индекс роста прожиточного минимума в Рязанской области за 2001 год составил 1,54, за 2002 год - 1,22. В связи с этим сумма возмещения вреда, исчисленная из утраченного заработка, с 01.01.03г. должна составлять рублей, а задолженность за период с 22.01.01г. по 31.07.03г. - составляет рублей.

Кроме того, ответчик выплачивает ему в соответствии с п. 22 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 500 рублей, которые также подлежат индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в Рязанской области.

В связи с чем просил обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать ему ежемесячно, начиная с 1.08.2003 года, в счет возмещения вреда здоровью по рублей, взыскать с ответчика в его пользу недополученную сумму возмещения вреда за период с 22.01.01г. по 31.07.03г. в размере рублей, обязать ответчика выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере рублей и взыскать задолженность по этим выплатам в размере рублей, установить ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере рублей и взыскать недополученную сумму компенсации в размере рублей.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 30.07.2003г. исковые требования Садыкова Ш.Я. удовлетворены частично. Постановлено обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать Садыкову Ш.Я. ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере рублей, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере рублей, ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2003 год в размере рубля, а также с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по указанным суммам.

В дальнейшем решениями Советского районного суда г. Рязани от 10.02.2004 г., 29.04.2004 г., ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, выплачиваемые истцу, были проиндексированы исходя из роста прожиточного минимума в Рязанской области.

Определениями того же суда все вышеуказанные решения были отменены в связи с имевшей место судебной ошибкой и гражданские дела по искам Садыкова Ш.Я. соединены для совместного рассмотрения в одно производство.

В последующем в порядке статьи 39 ГПК РФ представитель истца Садыкова Ш.Я. Сырцов С.А. уточнил и увеличил исковые требования, указав, что истец является инвалидом 2 группы со 100% утратой трудоспособности и ответчик должен выплачивать ему ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью денежную сумму исходя из его утраченного заработка, который за 12 месяцев предшествующих увольнению с военной службы составлял 5055,22 рублей. С учетом применения повышающих коэффициентов (1,515, 1,54, 1,22, 1,21, 1,1, 1,1, 1,08) и, принимая во внимание, что степень утраты истцом трудоспособности составляет 90%, сумма возмещения вреда в 2006 году, положенная истцу, должна составлять рублей. В связи с тем, что ответчиком сумма возмещения вреда рассчитана не в соответствии с требованиями Закона, образовалась задолженность, которая также должна быть проиндексирована на те же индексы, в размере. В том же порядке должны быть проиндексированы ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, задолженность, образовавшаяся по этим суммам в связи с неправильной выплатой также должна быть взыскана с учетом индексации на вышеуказанные индексы. В связи с чем просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой Садыкову Ш.Я. суммы возмещения вреда здоровью и с 1.05.06 года выплачивать ему по рублей, взыскать с ответчика в пользу истца недополученную сумму возмещения вреда за период с 01.02.01г. по 30.04.06г. в размере рублей; обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и с 1.04.06г. выплачивать ему по рублей, взыскать задолженность по этой компенсации за период с 1.07.2000г. по 30.04.06г. в размере рублей; обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу ежегодной компенсации за вред здоровью и установить ее размер в 2006 году -рублей, а также взыскать задолженность по этой компенсации за 2001-2006 годы в размере рублей.

Решением Советского районного суда г.Рязани от 02.10.2006 г. исковые требования Садыкова Ш.Я. удовлетворены, истцу назначена сумма возмещения вреда здоровью в размере руб. 11 коп. исходя из твердой денежной суммы, проиндексированная на коэффициенты роста прожиточного минимума в Рязанской области и коэффициенты инфляции с выплатой задолженности, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере руб. 94 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью за 2006 год в размере руб. 25 коп., проиндексированные в том же порядке, с выплатой задолженности. Ежемесячные выплаты постановлено выплачивать с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; в требованиях Садыкова Ш.Я. об обязании ответчика произвести перерасчет выплачиваемой ему ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью исходя из утраченного заработка, рассчитанного за двенадцать месяцев, предшествующих увольнению с военной службы, отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 08.11.2006 года данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Садыкова Ш.Я. на указанное решение в части отказа в перерасчете выплачиваемой истцу ежемесячной суммы возмещения вреда исходя из утраченного заработка - без удовлетворения.

Садыков Ш.Я. в лице представителя Сырцова С.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре решения суда от 02.10.2006 г. по вновь открывшимся обстоятельствам, мотивируя тем, что постановлением Конституционного Суда РФ № 21-П от 20.12.2010 г. указано, что положения ФЗ № 5-ФЗ не могут рассматриваться как препятствующие получению сумм возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Определением Советского районного суда г.Рязани от 27.01.2011 г. решение суда от 02.10.2006 г. по вновь открывшимся обстоятельствам отменено.

Представитель истца Сырцов С.А. в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования уточнил и просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу суммы возмещения вреда и с 01.03.2011 г. выплачивать по руб. 26 коп. бессрочно ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с законом РФ, исходя из утраченного (условного) заработка за период с 31.08.1987 г. по 24.09.1987 г. участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с п.25 ст.14 Закона РФ № 1244-1 от 1995 г., а также взыскать с ответчика недополученные денежные средства в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2001 г. по 28.02.2011 г. в размере руб. 37 коп. с учетом индексации на индексы роста потребительских цен с февраля 2001 г. по декабрь 2010 г., согласно приложенному расчету.

Истец Садыков Ш.Я., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.

В судебном заседании представитель истца Сырцов С.А. поддержал уточненные исковые требования Садыкова Ш.Я. в полном объеме, просил взыскать задолженность по 31.03.2011 г. за исключением периода с 01.04.2008 г. по 05.03.209 г., когда степень утраты профессиональной трудоспособности истцу не устанавливалась, и с 01.04.2011 г. обязать ответчика производить платежи в указанном в иске размере.

Представитель ответчика - Военного комиссариата Рязанской области - Афанасьева В.В. иск не признала, пояснив, что сумму возмещения вреда необходимо исчислять исходя из денежного довольствия, в размере руб. 33 коп., по состоянию на 30.12.2002 г., исходя из которого истцу была произведена выплата недополученных сумм возмещения вреда за период с 21.01.2001 г. по 14.02.2001 г. на основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, с дальнейшей индексацией этой суммы. При этом просила учесть, что за период с 01.04.2008 г. по 05.03.2009 г. справки о степени утраты трудоспособности Садыкова Ш.Я. в личном деле не имеется, а также то, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. суммы возмещения вреда уже проиндексированы с учетом инфляции, поэтому расчет представителя истца в исковом заявлении является неверным.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение помощника прокурора Голубковой Н.Н., полагавшей, что исковые требования Садыкова Ш.Я. подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом бесспорно установлено, что Садыков Ш.Я. является пенсионером Минобороны РФ и получает пенсию, которую ему выплачивает Военный комиссариат Рязанской области.

В период прохождения военной службы с 31.08.1987 г. по 24.09.1987 г. истец выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего 22.01.2001 г. после прохождения первичного освидетельствования в Главном бюро МСЭ г. Рязани ему была установлена третья группа инвалидности с 60% утратой трудоспособности по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС, инвалидность установлена на срок до 01.02.2006 г.; степень утраты - до 01.02.2003 г., в последующем - до 01.02.2005 г.

29 марта 2004 года Садыков Ш.Я. прошел повторное освидетельствование в Главном Бюро МСЭ, и ему была установлена вторая группа инвалидности со 100% утратой трудоспособности. Инвалидность установлена по 01.04.2009 г.; степень утраты - до 01.04.2006 г., которая с 01.04.2006 г. по 31.03.2008 г. была изменена на 90 % и установлена на срок до 01.04.2008 г.

05.03.2009 г. при очередном освидетельствовании Садыкову Ш.Я. была установлена вторая группа инвалидности с 90 % утратой трудоспособности бессрочно.

Данные обстоятельства подтверждаются справками войсковой части от 24.09.1987 г. о времени участия Садыкова Ш.Я. в работах по ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, справками об инвалидности и о степени утраты профессиональной трудоспособности.

Сведений о степени утраты трудоспособности Садыкова Ш.Я. за период с 01.04.2008 г. по 05.03.2009 г. истцом не представлено.

В силу п.25 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (далее -базовый Закон) в редакции ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием - выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 2 500 рублей - инвалидам 1, 2 группы; 1000 рублей - инвалидам 3 группы.

Указанная норма действует в настоящее время (п.15 ст.14 базового Закона).

Судом установлено, что 27.03.2001 года Садыков Ш.Я. обратился в Военный комиссариат Рязанской области с заявлением, в котором просил назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в соответствии с п. 25 ст. 14 базового Закона

Данное заявление было удовлетворено, и с 15.02.2001 г. ответчик ему стал выплачивать ежемесячно по руб.- ежемесячную денежную компенсацию за вред здоровью как инвалиду третьей группы, в последующем в связи с установлением инвалидности второй группы истец стал получать выплаты, предусмотренные для инвалидов 2 группы.

В настоящее время Садыков Ш.Я. получает ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда в размере руб. 28 коп., что подтверждается справкой Военного комиссариата Рязанской области от 14.01.2011г..

Истец просит назначить ему выплату в возмещение вреда из его утраченного (условного) заработка за период работ на Чернобыльской АЭС.

Суд полагает данные требования обоснованными.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью экологическим правонарушением.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 базового Закона РФ в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ (далее базовый Закон), действующей на момент установления истцу инвалидности (в ред. ФЗ от 07.08.2000 г.) инвалидам 1-3 группы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей до 06.01.2000 г. определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1, а с 06.01.2000 г. - ФЗ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».

В частности, ст.15 Правил был определен порядок подсчета среднемесячного заработка в случае, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца. Размер возмещения вреда в этом случае исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

Аналогичная норма приведена и в ч.3 ст.12 ФЗ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

Согласно ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607).

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 20.12.2010 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой Рузайкина И.В.» положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Как было установлено в судебном заседании, за период с 22.01.2001 г. по 15.02.2001 г. истцу была выплачена денежная компенсация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 в редакции Постановления Правительства от 24.08.2002 г. № 629, исходя денежного довольствия, в размере 5 470 руб. 33 коп.

Исходя из приведенных норм права, разъяснений Конституционного Суда РФ и фактических обстоятельств дела суд полагает, что истец Садыков Ш.Я. имеет право на возмещение вреда, исчисленного из размера его утраченного условного заработка за период работы по ликвидацию последствий на Чернобыльской АЭС.

При этом доводы представителя ответчика Афанасьевой В.В. о том, что истец имеет право на получение выплат только из денежного довольствия, определяемого, согласно Постановлению Правительства РФ от 8.06.2001 г. N 455, суд полагает ошибочными, поскольку данным Постановлением регулируется порядок и размер выплаты недополученных гражданами денежных компенсаций, а не порядок назначения сумм возмещения вреда впервые, который определен базовым Законом. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. № 21-П не ограничено право лиц, которым причитались выплаты на основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 из денежного довольствия на момент выплаты, на возмещение вреда из денежного довольствия, рассчитанного из условного заработка в соответствии с п.25 ст.14 базового закона, действовавшего в период возникновения у истца права на возмещение вреда, как в данном случае.

Определяя размер среднемесячного заработка, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда, суд исходит из следующего.

Из архивной справки Центрального архива Минобороны РФ от 17.03.2011 г., усматривается, что Садыков Ш.Я. проходил службу в войсковой части Военной академии химической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в воинском звании «майор» в должности «слушатель», в августе 1987 г. получил денежное довольствие из расчета руб. в месяц, в сентябре 1987 г. - из расчета руб. в месяц, а также за участие в работах по ликвидацию последствий на Чернобыльской АЭС в сентябре 1987 г. ему было выплачено руб. 67 коп.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1, утвердившим Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1987 году - в 6.4 раза; суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз.

Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 г. «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с повышением стоимости жизни и изменения в уровне номинальной оплаты труда также установлено, что заработок, из которого исчисляется размер возмещения вреда, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 «Правилами возмещения работодателя вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» в 1987 году - в 6, 4 раза, а в последующем в - 6 раз (по повреждениям здоровья, полученным до 1991 г.).

Аналогичные коэффициенты предусмотрены и в действующем по настоящее время Федеральном Законе от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, в ст.12.

Таким образом, заработок Садыкова Ш.Я. за период с 31.08.1987 г. по 24.09.1987 г. составит:

- в августе 1987 г. -руб.;

- в сентябре 1987 г. - руб.

При этом среднемесячный заработок за указанный период составит руб. 24 коп.

С учетом коэффициента увеличения заработка - 6, 4, определенного в 1987 году, а также поскольку повреждение здоровья Садыкова Ш.Я. было получено до 1.01.1991г., сумма его заработка должна быть увеличена в шесть раз и составлять неденоминированных рублей.

Согласно абз.3 п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 14.12.2000 г. № 35 в последней редакции, при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).

На момент установления инвалидности истцу Правила возмещения работодателями вреда утратили силу, а действовавшим на тот момент п.10 ст.12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ было предусмотрено увеличение сумм заработка в связи с повышением стоимости жизни в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

При этом в силу ст.5 базового Закона в редакции от 07.08.2000 г. предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда, о чем указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 5.

Механизм такой индексации на основании данных о минимальном размере оплаты труда, установленных Законами за период с 1991 по 1998 г. приведен в Постановлении Минтруда РФ от 30.11.2001 г. № 83 «Об утверждении Разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В частности, п.8 Разъяснений предусмотрено, что увеличенная соответственно в 6, 4 (в 1987 г.) и в 6 раз (по увечьям и повреждениям здоровья, полученным до 01.01.1991 г.) ежемесячная денежная сумма подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997 годах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года - 1,259; с 1 ноября 1995 года - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, а в последующем - согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, с учетом применения к заработку истца указанных коэффициентов сумма возмещения вреда его здоровью составит: руб. 94 коп.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи со статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Размер возмещения вреда должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, такой уровень жизни, при котором не ставилось бы под сомнение само их право на возмещение вреда.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35, разъяснено, что суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ и от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ), в последующем суды вправе произвести индексацию сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Таким образом, суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515, учитывая, что с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.

В связи с чем на момент установления инвалидности истцу сумма возмещения вреда здоровью с учетом 60 % степени утраты профессиональной трудоспособности составит: руб. 93 коп., при этом за период с 22.01.2001 г. по 31.01.2001 г. истцу должна быть выплачена компенсация в размере руб. 78 коп., однако суд не может в силу ст.196 ГПК РФ выйти за пределы исковых требований, поскольку согласно расчету, представленному истцом сумма за январь 2001 г. которую он просит взыскать с ответчика, составляет руб. 81 коп.

Частью 3 статьи 2 Федерального Закона РФ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001г. № 5-ФЗ был установлен иной механизм индексации сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат, предусмотренных базовым законом, согласно которому суммы возмещения вреда, должны были ежегодно повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Т.е. законодатель предполагал необходимость индексирования сумм возмещения вреда в соответствии с изменениями показателей прожиточного минимума, с учетом принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений, исходя из которых государство должно стремиться обеспечить достойную жизнь граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П судам общей юрисдикции, до вынесения изменений в действующее законодательство предоставлено право при рассмотрении конкретных дел принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется в соответствии с законодательством субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

При этом применение данного механизма было возможно, с учетом разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П, только до введения в действие Федерального закона от 29.05.2004г. № 31-ФЗ, которым был определен иной механизм с учетом уровня инфляции, определяемого Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Однако, в Определении Конституционного Суда РФ от 4.10.2005г. № 364-О разъяснено, что в случае, если применение порядка индексации компенсационных выплат на основании Закона РФ от 26.04.2004г. приводит к уменьшению, для указанного периода, размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации, суды должны применять наиболее благоприятный для получателей данных выплат критерий индексации.

Таким образом, учитывая вышеизложенные разъяснения Конституционного Суда РФ, являющиеся общеобязательными, а также волеизъявление истца, суд полагает необходимым с целью обеспечения эффективного восстановления его права на возмещение вреда здоровью посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, принять решение об индексации сумм возмещения вреда здоровью, подлежащих к выплате истцу с учетом роста величины прожиточного минимума в Рязанской области, с 01.01.02г., 1.01.03г., 01.01.04г., которые составляли соответственно: 1,54, 1,218, 1,206.

Следовательно, с учетом применения вышеуказанных индексов прожиточного минимума ежемесячная компенсация в счет возмещения вреда здоровью, подлежащая выплате истцу до очередного переосвидетельствования - 29.03.2004 г., когда произошло увеличение степени утраты профессиональной трудоспособности до 100%, должна была составлять:

- в 2002 г. - руб. 05 коп.

- в 2003 г. - руб. 61 коп;

- в 2004 г. - руб. 58 коп.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 г., предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Так, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2005г. № 496 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143, определено осуществить с 1 января 2005 г. индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

В последующем, постановлениями Правительства РФ от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914, от 16.12.2009 г. № 1024, от 21.12.2010 г. № 1079 были установлены коэффициенты инфляции ежемесячных денежных компенсаций соответственно с 01.01.2006 г. - 1, 09, с 01.01.2007 г. - 1, 08, с 01.01.2008 г. - 1, 105, с 01.01.2009 г. - 1, 13, с 01.01.2010 г. - 1, 1, с 01.01.2011 г. - 1, 065.

При этом в период с 29.03.2004 г. до 01.04.2006 г. истец должен был получать выплаты в возмещение вреда в 100 % размере от исчисленной ему суммы возмещения вреда исходя из степени утраты трудоспособности - 100 %, то есть

- в 2004 г. - руб. 98 коп.;

- в 2005 г. - руб. 14 коп.;

- в 2006 г. -руб. 59 коп, при этом с 01.04.2006 г. исходя из 90% утраты трудоспособности истец должен был получать сумму в размере руб. 63 коп.;

- в 2007 г. - руб. 72 коп.;

- в 2008 г. -руб. 16 коп;

- в 2009 г. -руб. 84 коп, при этом с 05.03.2009 г. по 31.03.2009 г. ежемесячная сумма составит руб. 44 коп.;

- в 2010 г. -руб. 52 коп.;

- в 2011 г. -руб. 26 коп.

За период с 01.04.2008 г. до 05.03.2009 г. сумма возмещения вреда истцу выплате не подлежит, поскольку сведений о степени утраты им профессиональной трудоспособности в этот период, что влияет на размер возмещения вреда, он не представил и требования в этой части уменьшил.

Определяя размер задолженности между выплаченной истцу суммой возмещения вреда суд руководствуется справкой о выплатах, произведенных истцу за период с 15.02.2001 г. по настоящее время, а также сведениями о выплате истцу в феврале 2003 г. суммы в размере руб. 77 коп. за период с 22.01.2001 г. по 14.02.2001 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 629 от 24.08.2002 г., имеющимися в материалах дела.

При этом требования истца о взыскании с ответчика задолженности по суммам возмещения вреда с учетом индексации также подлежат удовлетворению.

Так, в соответствии со ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом.

Из содержания п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35, в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. № 7, усматривается, что суд вправе удовлетворить требование об индексации недополученных сумм возмещения вреда, предусмотренных базовым Законом, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, поскольку такая индексация является по сути компенсацией причиненных истцу убытков в связи с ростом инфляции в РФ.

При этом ежемесячная разница между суммами, подлежащими выплате истцу и выплаченными Военным комиссариатом Рязанской области, составят:

- в январе 2001 г. -руб. 81 коп.;

- февраля 2001 г. по декабрь 2001 г. - р.;

- за 2002 г. -руб. 25 коп,

- за 2003 г. - руб. 81 коп., в том числе в феврале 2003 г. руб. 94 коп. (руб. 81 коп. - р., выплаченных по Постановлению Правительства РФ от 24.08.2002 г. № 629);

- за 2004 г. (с 01.01.2004 г. по 01.03.2004 г.)- руб. 23 коп.;

- за 2004 г. (март) -руб. 25 коп.

- за 2004 г. (с 01.04.2004 г. по 31.12.2004 г.) - руб. 61 коп.;

-за 2005 г. - 17 564,43р;

-за 2006 г. (с 01.01.2006 г. по 31.03.2006 г.) - руб. 48 коп.;

-за 2006 г. (с 01.04.2006 г. по 31.12.2006 г.) -руб. 52 коп. ;

- за 2007 г. -руб. 96 коп.;

- за 2008 г. (с 01.01.2008 г. по 31.03.2008 г.)- руб. 60 коп.;

- за 2009 г. - (с 05.03.2009 г. по 31.03.2009 г.) -руб. 73 коп.;

-за 2009 г. - (с 01.04.2009 г. по 31.12.2009 г.) - руб. 98 коп.;

- за 2010 г. -руб. 24 коп.;

- в 2011 г. - (с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г.) руб. 98 коп.

С учетом индексации на индексации на индексы потребительских цен в Рязанской области за период с февраля 2001 г. по декабрь 2010 г. на основании данных Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Рязанской области о росте потребительских цен в Рязанской области, как заявлено в исковых требованиях, эта разница составит:

С учетом выплаченных Военным комиссариатом Рязанской области сумм за период с 01.04.2008 г. до 05.03.2009 г. в возмещение вреда истцу, общая сумма задолженности, подлежащая взысканию в пользу истца, составит руб. 10 коп..

При этом данная сумма задолженности должна быть взыскана с Военного комиссариата Рязанской области в пользу истца за счет средств федерального бюджета, поскольку сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Садыкова Ш.Я. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать Садыкову Ш.Я. за счет средств федерального бюджета, ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по рублей 26 копеек, начиная с 1 апреля 2011 года бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в пользу Садыкова Ш.Я. за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за период с 22 января 2001 года по 31 марта 2011 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Рязанской области за период с февраля 2001 года по декабрь 2010 г. в размере рублей 10 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Рязани.

Судья (подпись).

Решение вступило в законную силу 25.05.11 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200