РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рязань 24 февраля 2011 года
Судья Советского районного суда г.Рязани - Никишина Н.В.,
при секретаре Смирновой Г.В.
с участием истицы Любченко С.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Любченко Н.В.,
представителя ответчика - Военного комиссариата Рязанской области - Федака Б.Т., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика - ФГКЭУ «Рязанская КЭЧ района» - Боковой Г.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Любченко С.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка к жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области, Федеральному государственному квартирно - эксплутационному учреждению «Рязанская квартирно- эксплутационная часть района» об обязании включить в список нуждающихся во внеочередном получении жилья и базу данных компьютерного учета лиц, нуждающихся в жилье,
УСТАНОВИЛА:
Любченко С.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка, обратилась в суд с иском к жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области, Федеральному государственному квартирно-эксплутационному учреждению «Рязанская квартирно-эксплутационная часть района» об обязании включить в список нуждающихся во внеочередном получении жилья и базу данных компьютерного учета нуждающихся в жилье ее несовершеннолетнего ребенка, указав, что ее бывший муж И., брак с которым расторгнут 21.08.2000 г., после окончания военного училища с 1984 года проходил военную службу, последнее место его службы - войсковая часть, дислоцировавшаяся в городе Скопине Рязанской области, где он служил в должности командира дивизиона, имел воинское звание подполковник. В 2009 году И. вследствие расформирования войсковой части и достижения им предельного возраста пребывания на военной службе был прикомандирован в Военному комиссариату Рязанской области для решения вопроса об увольнении с военной службы после обеспечения жильем по установленным нормам в соответствии с действующим законодательством. 2010 года И. умер. От брака она имеет двоих детей. И. был зарегистрирован и по день смерти проживал в 2-х комнатной квартире по адресу: Рязанская область, г. Скопин. Вместе с ним были и остались зарегистрированы Любченко С.А. и дети, а также отец И. - Ф., которые являются членами семьи нанимателя по договору социального найма от 26.05.2009 г., заключенному с И. 11.02.2010 г. И. обратился к Военному комиссариату Рязанской области с рапортом о включении его и членов его семьи в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, который был рассмотрен на заседании жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области и принято решение о признании И. нуждающимся в получении жилья, однако в составе семьи из 2-х человек - его и его отца - Ф. После смерти И., Любченко С.А. от имени своего несовершеннолетнего ребенка обратилась с заявлением в ФГ КЭУ «Рязанская КЭЧ района» о предоставлении сведений о нахождении ее ребенка на учете нуждающихся в получении жилья, на что получила ответ от 28.06.2010 г. о том, что ребенок жилищной комиссией войсковой части или Военного комиссариата Рязанской области нуждающимся в улучшении жилищных условий признан не был и не включен в базу данных компьютерного учета ФГ КЭУ «Рязанская КЭЧ района», в связи с чем ее ребенку в обеспечении жильем было отказано, с чем Любченко С.А. не согласна, так как еще жилищной комиссией войсковой части от 29.05.2009 г. рапорт И. о внесении его в список внеочередников на получение жилой площади с составом семьи 4 человека, в том числе и их ребенок - был удовлетворен. Считает, что ее ребенок продолжает оставаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку решение жилищной комиссии впоследствии не отменялось и не изменялось, оснований для снятия его с учета в настоящее время не имеется, рапорта с иным составом семьи И. не подавал; на ребенка приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, с учетом числа проживающих в квартире. В связи с чем просила обязать ответчика - жилищную комиссию Военного комиссариата Рязанской области включить несовершеннолетнего в списки внеочередников, нуждающихся в получении жилья от Министерства обороны РФ, обязать ответчика Федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение Министерства обороны РФ «Рязанская КЭЧ района» внести ее несовершеннолетнего ребенка в базу данных компьютерного учета лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья от Министерства обороны РФ.
Определением суда от 14.01.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст.43 ГПК РФ было привлечено ФГУП «Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», которому с 01.10.2010 г. были переданы полномочия по признанию нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и членов их семей, в соответствии с приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в том числе полномочия по ведению компьютерного учета нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих и членов их семей.
В судебном заседании истица Любченко С.А., заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям поддержала, на требованиях к указанным в иске ответчикам настаивала.
Истец Любченко Н.В., третье лицо ФГУП «Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили.
Представители ответчиков Военного комиссариата Рязанской области Федак Б.Т. и ФГКЭУ «Рязанская КЭЧ района» Минобороны РФ Бокова Г.В. полагали исковые требования незаконными и необоснованными, поскольку И. в установленном порядке в список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилья, включен не был, в Рязанскую КЭЧ он с данным вопросом не обращался, решением жилищной комиссии Рязанского областного военкомата несовершеннолетний ребенок И. нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, самостоятельным правом на включение в список нуждающихся в получении жилья член семьи военнослужащего не обладает; кроме того, в соответствии с приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» жилищная комиссия Военного комиссариата Рязанской области была упразднена, полномочия по ведению компьютерной базы учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ФГКЭУ «Рязанская КЭЧ района» Минобороны РФ сняты. Также, по мнению представителей ответчиков, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с данным заявлением в суд, поскольку о том, что ребенок не включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий Любченко С.А., действующей в его интересах, было известно в июне 2010 г. - с момента получения ответа Рязанской КЭЧ. В связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Так, в судебном заседании установлено, что военнослужащему И. в период прохождения военной службы на условиях договора социального найма была предоставлена квартира в доме г.Скопина Рязанской области изначально на состав семьи три человека, включая его, супругу Любченко С.А. Впоследствии в данную квартиру были вселены в качестве членов семьи нанимателя И. и стали проживать - ребенок и отец И. -Ф.
21.08.2000 г. брак между И. и Любченко С.А. был расторгнут.
26.05.2009 г. между И. и МУ ЖКХ «ДЕЗ» МО - городской округ г.Скопин Рязанской области был заключен новый договор социального найма на состав семьи пять человек (указанные выше лица).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспорены.
На основании рапорта И. об увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службы и включении в список нуждающихся в улучшении жилья с составом семьи - четыре человека решением жилищной комиссии войсковой части, в которой И. проходил военную службу, 29.05.2009 г. И. с составом семьи четыре человека, включая его, детей, отца Ф., был признан нуждающимся в получении жилья как внеочередник.
Однако, как установлено в судебном заседании, в компьютерную базу учета лиц, нуждающихся в улучшении жилья, которую вела Рязанская КЭЧ, И. с указанным составом семьи внесен не был.
Это подтверждается отсутствием фамилии И. в списках Рязанской КЭЧ по войсковой части по состоянию на 21.12.2010 г.
Из объяснений в судебном заседании представителя Рязанской КЭЧ Бочковой Г.В., не опровергнутых сторонами, следует, что военнослужащий И. с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в КЭЧ не обращался, документы для проверки, как это предусмотрено Инструкцией к Приказу Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г. не представлял, от войсковой части таких документов также не поступало, в связи с чем оснований для постановки его на учет, тем более в получении жилья впервые, как указано в решении жилищной комиссии в/ч, а не в улучшении жилищных условий, не имелось.
В судебном заседании также установлено, что впоследствии в связи с организационно-штатными мероприятиями, занимаемая И. должность была сокращена, войсковая часть расформирована, И. был прикомандирован к Военному комиссариату Рязанской области для увольнения с военной службы после обеспечения жильем, что подтверждается справкой Военного комиссариата Рязанской области от 05.01.2010 г. и объяснениями сторон в суде.
В соответствии с п. 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000 г. № 80, действовавшей до отмены данного Приказа Приказом МО РФ от 30.09.2010 г. № 1297, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.
Как следует из материалов дела, войсковая часть дислоцировалась в г.Скопине Рязанской области и была расформирована, на учете в списках очередников И. в Рязанской КЭЧ не состоял, был переведен на новое место службы в Военный комиссариат Рязанской области в г.Рязань, в связи с чем 11.02.2010 г. И. обратился в Военный комиссариат Рязанской области с новым рапортом по вопросу обеспечения его жильем после увольнения по месту постоянного жительства в г.Рязани на состав семьи 4 человека (он, дети, отец, находящийся на его иждивении), указав, что продолжает проживать в муниципальной квартире по адресу: г.Скопин, квартира не приватизирована.
Данный рапорт 12.02.2010 г. на заседании жилищной комиссии был рассмотрен; согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от 12.02.2010 г, И. был признан нуждающимся в получении жилья (улучшении жилищных условий) на состав семьи 2 человека - он и его отец Ф.; из протокола также усматривается, что дети И., а также бывшая супруга Любченко С.А. прописаны и проживают по адресу: г.Скопин, жильем обеспечены.
В силу п.25 вышеупомянутой Инструкции, а также п.3 новой Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом МО РФ от 30.09.2010 г. 1280, действующей в настоящее время, военнослужащие признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным ст.51 ЖК РФ.
Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Рязанского городского Совета от 25.08.2005 г. № 357-III учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м общей площади на одного человека; такая же норма установлена решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 16.02.2007 г. № 437/54.
Как следует из договора социального найма от 26.05.2009 г., предоставленное И. жилое помещение имеет общую площадь 41, 4 кв.м (жилую - 31, 3 кв.м).
Таким образом, исходя из размера приходящегося на каждого члена семьи жилой площади, при условии, что дети остались проживать совместно с матерью Любченко С.А., брак с которой И. расторг, отец И. - Ф. был указан самим И. в качестве иждивенца, решение жилищной комиссии о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий И. и Ф. является обоснованным.
При этом доводы истицы о том, что жилищной комиссией Военного комиссариата было принято решение о снятии ребенка с учета нуждающихся в жилых помещениях, не состоятельны, так как такого решения данной жилищной комиссией не принималось.
Жилищной комиссией Военной комиссариата Рязанской области было принято, по сути, новое решение о нуждаемости И. и его отца в улучшении жилищных условий, а не решение об отмене или изменения прежнего решения жилищной комиссии, которое правового значения с учетом установленных судом обстоятельств для жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области не имело.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, приказом Военного комиссара Рязанской области от 26.01.2010 г., с 26.01.2010 г. И. был исключен из списков личного состава военного комиссариата Рязанской области и всех видов обеспечения и на основании приказа командующего войсками МВО от 30.11.2009 г. № 601 переведен для дальнейшего прохождения службы в ФГУ «395 военный госпиталь Московского военного округа», в котором на основании приказа начальника ФГУ «395 ФВГ МВО» Минобороны России от 15.02.2010 г. с 27.01.2010 г. был зачислен на все виды обеспечения.
В период прохождения военной службы И. умер, приказом начальника ФГУ «395 ФВГ МВО» Минобороны России от 13.08.2010 г., со 2010 г. И. был исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения в связи со смертью.
Как установлено в судебном заседании, ФГУ «395 ФВГ МВО» решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, получении жилья в отношении И. не принимало, а решение жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области было принято в период, когда И. был исключен из списков состава Военного комиссариата Рязанской области и всех видов довольствия и переведен в ФГУ «395 ФВГ МВО».
Сведений о том, что жилищная комиссия Военного комиссариата Рязанской области была уполномочена решать жилищные вопросы военнослужащего другой войсковой части, в данном случае - ФГУ «395 ФВГ МВО» суду не представлено.
Таким образом, рассматривая 12.02.2010 г. рапорт И., жилищная комиссия Военного комиссариат Рязанской области фактически превысила свои полномочия, в связи с чем и требования Любченко С.А. к жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области о возложении на эту комиссию обязанности по включению несовершеннолетнего ребенка в списки внеочередников, нуждающихся в получении жилья от Министерства обороны РФ, удовлетворены быть не могут, тем более, что как установлено в суде, жилищная комиссия в настоящее время упразднена, другого органа, имеющего полномочия на рассмотрение вопросов о признании нуждающихся в получении жилья от Минобороны РФ в Военном комиссариате Рязанской области не создано.
Требования истицы к ФГКЭУ «Рязанская КЭЧ» также удовлетворению не подлежат, поскольку основаниями к постановке на компьютерный учет являлось решение жилищной комиссии, которое в отношении несовершеннолетнего ребенка Военным комиссариатом Рязанской области не принималось, решение жилищной комиссии реализовано не было, поскольку в списках нуждающихся в жилье ребенок не состоял; в настоящее время полномочиями по ведению компьютерного учета Рязанская КЭЧ не наделена, данные полномочия имеет третье лицо, к которому истица требований не предъявляет.
Кроме того, по мнению суда, члены семьи военнослужащего самостоятельного права на обращение с требованием об обязании включить в списки внеочередников, нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) и постановке на компьютерный учет не имеют, так как по смыслу ФЗ «О статусе военнослужащих» и других нормативно-правовых актов в отношении военнослужащих таким правом обладают непосредственно сами военнослужащие (которые обращаются с рапортом по вопросу признания их и членов их семьи нуждающимися в жилых помещениях), а не члены его семьи; исчерпывающего перечня документов, свидетельствующих о наличии оснований для признания ребенка нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ранее действовавшей Инструкцией, Инструкцией, действующей в настоящее время, и жилищным законодательством,истицей также в суд представлено не было.
Как видно из материалов дела, решение жилищной комиссии от 12.02.2010 г. И. не оспорено, с заявлением о постановке на учет по решению данной жилищной комиссии он также обращался, о чем свидетельствуют списки очередников по Военному комиссариату Рязанской области, предоставленные Рязанской КЭЧ по состоянию на 21.12.2010 г.
Проверяя заявление ответчиков о пропуске истицей трехмесячного срока на обращение в суд, поскольку о том, что ребенок не включен в список нуждающихся в получении жилья, она должна была узнать из письма Рязанской КЭЧ от 28.06.2010 г., отправленного КЭЧ в тот же день по журналу исходящей корреспонденции, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска, истица не представила, суд полагает, что срок исковой давности истицей не пропущен, поскольку на данные правоотношения распространяется трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, так как в данном заявлении истцом фактически поставлен вопрос о праве на получение жилья от Министерства обороны РФ, собственно требований об оспаривании решения жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области от 12.02.2010 г. истцом не заявлено; исковое заявление было направлено в суд 22.11.2010 г., то есть в пределах трехлетнего срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л А:
В удовлетворении исковых требований Любченко С.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка, к жилищной комиссии Военного комиссариата Рязанской области, Федеральному государственному квартирно - эксплутационному учреждению «Рязанская квартирно-эксплутационная часть района» об обязании включить в список нуждающихся во внеочередном получении жилья и базу данных компьютерного учета нуждающихся в жилье - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись).
Решение вступило в законную силу 25.05.11 г.