о признании права собственности в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Рязань                                                                           4 августа 2011 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Прошкина Г.А.,

     При секретаре Образцовой М.А.,

     с участием истца Самохина В.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Самохина В.А. к Межрайонной инспекции Росси №1 по Рязанской области о признании права собственности в порядке наследования,

                                                     УСТАНОВИЛ:

       Самохин В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 1998 года умерла его двоюродная бабушка Е.. На ее имя при жизни в Сберегательном Банке Железнодорожного отделения № 8180, расположенного в г.Москва, ул.Солнечная, д.5, было открыто 2 вклада, и в Войсковом отделении № 5282\1150 СБ г.Москвы, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Лаволчкина, д.4 на ее имя был открыт срочный вклад. При жизни Е. было составлено завещание в пользу его ( истца) отца А, который являлся родным племянником наследодателя. Его отец А. принял после Е. наследство фактически, приняв документы, фотографии, архив, одежду, но вышеуказанные книжки в документах не нашел. После смерти отца он фактически принял наследственное имущество, оставшееся после смерти Е. А. умер 2008 года. Теперь он является единственным наследником Е., так как других наследников других очередей нет. Ссылаясь на положения ст. 1145 ГК РФ, просил суд признать за ним Самохиным В.А., право собственности в порядке наследования на вклады, находящиеся в СБ РФ Железнодорожного отделения № 8180, расположенного в г.Москва, ул.Солнечная, д.5, а также на вклад, находящийся в Войсковом отделении № 5282\1150 СБ г.Москвы, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Лавочкина, д.4.

           В судебном заседании истец Самохин В.А. исковые требования уточнил, в окончательной форме просил суд признать за ним право собственности на денежные вклады, хранящиеся в дополнительном офисе Тверского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России» на счете, со всеми причитающимися на них выплатами и компенсациями.

Ответчик МИФНС России № 1 по Рязанской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Самохина М.А., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась; в письменном отзыве указала, что по поводу иска не возражает, поскольку в наследство после смерти мужа Самохина А.А. не вступала.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, выслушав объяснения истца, показания свидетелей З., М., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

          Из материалов дела усматривается, что 2008 года умер А., зарегистрированный и проживавший на день смерти по адресу: г.Рязань.

          В судебном заседании также установлено, что двоюродная бабушка умершего А. Е., умершая 1998 года, при жизни, а именно 26.06.1987 года, составила на имя А. завещательные распоряжения по вкладам, хранящимся в настоящее время в дополнительном офисе Тверского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России» на счете.

Согласно ст. 8.1 ФЗ № 147-ФЗ от 26.11.2001 «О введении в действие части третьей ГК РФ», если до введения в действие части третьей ГК РФ вкладчиком в соответствии со ст. 561 ГК РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы наследственного права; в случае смерти вкладчика выдача таких денежных средств лицу, указанному в распоряжении, осуществляется банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика.

При таких обстоятельствах, названные вклады не входили в состав наследственного имущества Е., и для их получения А. установления факта принятия им наследства не требовалось, как не требовалось и обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Право на получение вклада или доли вклада у А. возникало при возникновении одного лишь события - смерти владельца вклада Е. и такое право не было ограничено законом никакими сроками.

А. в банк за получением денежных средств до своей смерти не обратился.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Следовательно, после смерти А., в соответствии со ст.1112 ГК РФ,     право на получение причитавшихся ему на основании завещательного распоряжения Е. денежных средств в банке, вошло в состав наследства умершего.

          Наследниками А. по закону первой очереди являлись его супруга М и сын (истец) Самохин В.А..

           Согласно ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

           В силу ст. 1153 ГК РФ, наследник может принять наследство путем подачи в нотариальную контуру или уполномоченную в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, или совершив действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

           Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось (ст. 1152 ГК РФ).

          В судебном заседании установлено:

          Наследники А. в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратились.

          Однако, Самохин В.А. принял наследство фактически, совершив действия по вступлению во владение частью наследственного имущества, распорядившись по своему усмотрению личными вещами, мебелью и предметами домашнего обихода наследодателя.

           Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, письменным заявлением третьего лица М.., показаниями свидетелей З., Ф., другими материалами дела.

Таким образом, у наследника Самохина В.А. возникло право на получение причитавшихся А. на основании завещательного распоряжения Е. денежных средств в банке.

           Вклады Е., являющиеся предметом рассматриваемого иска, относятся к сбережениям, созданным путем помещения денежных средств на них в период до 20 июня 1991 года.

           Восстановление и обеспечение сохранности таких вкладов было гарантировано государством в соответствии с ФЗ РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ.

Одним из способов восстановления гарантированных сбережений граждан является предварительная компенсация вкладов отдельным категориям граждан, начало которой положено Указом Президента РФ № 733 от 16.05.1996 г. «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах». В дальнейшем предварительная компенсация проводилась на основании Указа Президента РФ от 2.12.1997 г. № 1269.

Начиная с 1998 года вклады, относящиеся к гарантированным сбережениям, компенсируются на основании Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, в которых устанавливаются категории граждан, имеющих право на получение предварительной компенсации, затем дополнительной предварительной компенсации, затем компенсации в размере остатка вкладов, дополнительной компенсации в размере остатка вкладов, а также размеры компенсации каждого вида. Порядок выплаты компенсации ежегодно устанавливается Правительством РФ.

В состав лиц, имеющих право на получение компенсаций по вкладам, относящимся к гарантированным сбережениям, в зависимости от размера остатка вклада по состоянию на 20.06.1991 г., включены, кроме самих вкладчиков, также их наследники.

Учитывая приведенные выше нормы права, суд полагает, что в состав наследства А. вошло не только право требования денежных средств, внесенных Е. во вклады, но также и связанные с ними права требования погашения внутреннего государственного долга РФ путем выплаты соответствующих компенсаций по этим вкладам.

        Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Самохин В.А., являясь наследником по закону после смерти А., принявшим в установленный законом срок часть наследства, приобрел также право требовать признания за ним права собственности на денежные вклады, открытые в Банке на имя Е. и завещанные А, со     всеми причитающимися на них выплатами и компенсациями.

          Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

         Признать за      Самохиным В.А. право собственности на денежные вклады Е., хранящиеся в дополнительном офисе № 01682 Тверского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России» на счете, со всеми причитающимися на них выплатами и компенсациями.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течении 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

                    Судья     ( подпись)

Решение вступило в законную силу 19.08.11 г.