РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.Рязань 30 июня 2011 года Судья Советского районного суда г. Рязани Косенко Л.А., с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани Голубковой Н.Н., при секретаре Булатовой Е.А., а также с участием истицы Симковой Е.Н., ее представителя Бехтольда А.Ф., действующего на основании доверенности, представителя ответчика администрации г. Рязани Лисюшкиной Ю.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Симковой Е.Н. к администрации г. Рязани о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛА: Симкова Е.Н. обратилась в суд к администрации г. Рязани с иском о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда и указала, что с 26.07.2006 года работала в администрации г. Рязани в должности главного специалиста сектора организации торговли отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации г. Рязани. Распоряжением администрации г. Рязани от 19.01.2011 года № 65-л «О предупреждении о предстоящем увольнении по сокращению штата работников администрации г. Рязани» она была предупреждена о предстоящем увольнении. 19 апреля 2011 года распоряжением администрации г. Рязани № 388-л от 15.04.2011 года она уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штата. Считает увольнение незаконным, поскольку работодателем ей не были предложены все имеющиеся в администрации вакантные должности, 01.04.2011 года работодателем ей было отказано в замещении вакантной должности специалиста 1 категории управления контроля и административно-технического надзора со ссылкой на то, что на данную должность назначен другой работник администрации г. Рязани из числа предупрежденных об увольнении по сокращению штата, который имеет необходимые навыки и опыт практической работы. Кроме того, при проведении мероприятий по сокращению штата администрацией г. Рязани не была проведена внеочередная аттестация муниципальных служащих, что предусмотрено Приложением №4 к Закону Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области», содержащим текст Положения о правилах проведения аттестации муниципальных служащих. Ряд вакантных должностей были выставлены на конкурс, что незаконно, поскольку проводимые мероприятия по сокращению штата не предполагают проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы. Просила признать незаконным ее увольнение и восстановить ее в прежней должности- главного специалиста сектора организации торговли отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации г. Рязани; взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей. В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, просила признать незаконным ее увольнение, восстановить ее в прежней должности- главного специалиста сектора организации торговли отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации г. Рязани; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей. Представитель ответчика администрации г. Рязани Лисюшкина Ю.А. иск не признала. Суд, выслушав объяснения истицы Симковой Е.Н., ее представителя Бехтольда А.Ф., представителя ответчика администрации г. Рязани Лисюшкиной Ю.А., заключение прокурора Голубковой Н.Н., полагавшей, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, проверив материалы дела, находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона Рязанской области от 17 октября 2007 года № 136-03 «О муниципальной службе в Рязанской области» трудовой договор с муниципальным служащим расторгается представителем нанимателя по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. В силу п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации. При этом работодателем должен быть соблюден порядок увольнения по указанному основанию, закрепленный в ст.ст.179, 180 ТК РФ, с учетом предоставленных работнику трудовым законодательством гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественного права на оставление на работе, предоставляемого работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; предупреждения о предстоящем увольнении, осуществляемого работодателем в письменной форме не менее чем за 2 месяца до увольнения, с одновременным предложением работнику другой имеющейся у работодателя работы (вакантной должности), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника. В судебном заседании установлено, что Симкова Е.Н. работала в администрации г. Рязани с 26 июня 2006 года в разных должностях, с 1 сентября 2009 года - в должности главного специалиста сектора организации торговли отдела предпринимательства и потребительского рынка (старшая муниципальная должность). Распоряжением администрации г. Рязани от 15.04.2011 года Симкова Е.Н. уволена по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации) 18.04.2011 года. Проверяя законность и порядок увольнения истицы суд установил, что решением Рязанской городской Думы от 29.11.2010 года № 595-1 утверждена структура администрации г. Рязани, согласно которой отдел предпринимательства и потребительского рынка преобразован в отдел предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы, в пункте 10 Решения установлена предельная штатная численность муниципальных служащих - 708 человек. Из материалов дела следует и не оспаривалось истицей, что штатная численность работников администрации г. Рязани до утверждения новой структуры составляла 909 единиц, из них занимающих муниципальные должности - 846 единиц, не муниципальные должности - 63 единицы. Указанное обстоятельство подтверждается распоряжением администрации г. Рязани от 31.12.2009 года № 1963-р в редакциях от 24.03.2010 года № 551-р, от 02.04.2010 года № 595-р, от 04.05.2010 года №808-р, от 14.07.2010 года № 1241-р, от 29.10.2010 года № 1973-р, от 13.1.2010 года № 2053-р, от 30.11.2010 года № 2157-р, от 17.12.2010 года № 2269-р, от 23.12.2010 года № 2327-р). Распоряжением администрации г. Рязани от 28.12.2010 года № 2360-р с 30.12.2010 года утверждено штатное расписание г. Рязани, согласно которому штатная численность работников администрации г. Рязани составила 863 единицы, из них 732 - муниципальные должности, 133 - не муниципальные должности. Постановлением администрации г. Рязани от 28.12.2010 года № 6035 «Об организационно-штатных мероприятиях в администрации г. Рязани», принятом в соответствии с решением Рязанской городской Думы от 29.11.2010 года № 595-1 «Об утверждении структуры администрации г. Рязани», распоряжением администрации г. Рязани от 28.12.2010 года «Об утверждении штатного расписания администрации г. Рязани» постановлено провести организационно-штатные мероприятия в администрации г. Рязани по сокращению численности и штата. Согласно приложению № 2 к постановлению администрации г. Рязани от 28.12.2010 года № 6035, занимаемая истицей должность главного специалиста сектора организации торговли отдела предпринимательства и потребительского рынка отнесена к подлежащим сокращению. Распоряжением администрации г. Рязани от 31.12.2010 года № 2375-р утверждено штатное расписание администрации г. Рязани на 1 января 2011 года, согласно которому штатная численность работников администрации г. Рязани составила 865 человек за счет увеличения на 2 единицы штатной численности Управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани, что подтверждается имеющейся в деле копией штатного расписания и не оспаривалось истицей и ее представителем. Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что сокращение численности и штата работников в администрации г. Рязани имело место, в связи с чем имелись основания для предупреждения истицы о предстоящем увольнении по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Из материалов дела и объяснений сторон в судебном заседании установлено, что 30-31 декабря 2010 года, а также после 10 января 2011 года происходило перемещение сотрудников администрации г. Рязани в соответствии с вновь утвержденным штатным расписанием на должности, аналогичные занимаемым ранее, но не отнесенные в связи с организационно - штатными мероприятиями к муниципальным должностям, либо изменившие наименование, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями распоряжений о переводе и перемещении работников. Поскольку должности, аналогичной занимаемой истицей, в новом штатном расписании предусмотрено не было, что Симкова Е.Н. не оспаривала в судебном заседании, такой перевод либо перемещение в отношении нее осуществлен не был. 19 января 2011 года администрацией г. Рязани принято распоряжение № 65-л «О предупреждении о предстоящем увольнении по сокращению штата работников администрации г. Рязани», с которым истица была ознакомлена под роспись 21 января 2011 года, и с этого времени работодателем ей стали предлагаться имеющиеся в администрации г. Рязани вакантные должности, что подтверждается перечнями вакантных должностей от 21.01.2011 года, 24.01.2011 года, 03.02.2011 года, 16.02.2011 года, 21.02.2011 года, 10.03.2011 года, 22.03.2011 года, 05.04.2011 года, 18.04.2011 года, врученными истице под роспись. Из материалов дела, объяснений сторон следует, что как до предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению штата, так и после данного предупреждения истица выражала желание на замещение должностей: главного специалиста сектора содействия развитию малого и среднего предпринимательства отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы, ведущего специалиста отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы (заявления от 14.01.2011 года); специалиста 1 категории управления контроля и административно-технического надзора (заявление от 23.03.2011 года). Письмами администрации г. Рязани от 28.01.2011 года № 22-02/17-4 и № 22-02/17-1 истице сообщено, что вакантная должность главного специалиста сектора содействия развитию малого и среднего предпринимательства отдела предпринимательства является муниципальной и подлежит замещению на конкурсной основе, должность ведущего специалиста отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы не является вакантной; письмом администрации г. Рязани от 01.04.2011 года за № 22-03/301 до сведения истицы доведено, что на должность специалиста 1 категории управления контроля и административно-технического надзора аппарата администрации назначен работник администрации из числа предупрежденных о сокращении, который имеет необходимые навыки и опыт практической работы. Доводы истицы и ее представителя о том, что вакантные должности ей должны были быть предложены с момента утверждения нового штатного расписания, то есть с 30 декабря 2011 года, а объявление работодателем конкурса на занятие вакантных должностей противоречит требованиям законодательства, суд находит несостоятельными, поскольку такое утверждение не основано на нормах действующего законодательства. Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть первая статьи 179, части первая и вторая статьи 180, часть третья статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации). Факт сокращения занимаемой Симковой Е.Н. должности, а также то обстоятельство, что с момента предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению штата работодателем ей были предложены все имеющиеся в администрации г. Рязани вакантные должности, истицей и ее представителем не оспаривалось. Действующее законодательство не возлагает на работодателя обязанности по предупреждению работника о предстоящем увольнении по сокращению штата с момента утверждения нового штатного расписания. То обстоятельство, что в период с 30 декабря 2010 года работники администрации г. Рязани перемещались работодателем на должности в соответствии с утвержденным штатным расписанием, не нарушает прав истицы, поскольку такое перемещение было вызвано изменениями в структуре администрации г. Рязани, переименованием ранее занимаемых перемещаемыми работниками должностей и отнесением ряда занимаемых сотрудниками администрации г. Рязани должностей к не муниципальным, что не оспаривали истица и ее представитель в судебном заседании. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. В судебном заседании установлено, и не оспаривалось истицей и ее представителем, что вакантные должности, выставляемые на конкурс в администрации г. Рязани, являлись вновь образованными в результате реорганизации структуры администрации г. Рязани и утверждения нового штатного расписания и отсутствовали в ранее действующем штатном расписании, истица была с ними ознакомлена, однако не выразила желания принять участие в конкурсе на занятие данных вакантных должностей. Довод истицы и ее представителя о том, что конкурс должен быть проведен только лишь среди сотрудников администрации г. Рязани, занимавших должности, подлежащие сокращению, противоречит требованиям действующего законодательства. Утверждение Симковой Е.Н. и ее представителя о том, что при проведении мероприятий по сокращению штата администрация г. Рязани обязана была провести внеочередную аттестацию сотрудников, является безосновательным, поскольку согласно Положению о проведении аттестации муниципальных служащих в Рязанской области (Приложение № 4 к Закону Рязанской области от 17.10.2007 года № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области») проведение внеочередной аттестации при принятии работодателем решения о сокращении должностей муниципальной службы является правом, а не обязанностью работодателя. Довод истицы о том, что работодателем не было проверено преимущественное право на оставление на работе, безоснователен, так как работников, занимающих аналогичные с нею должности, в штате не имелось, в связи с чем основания для проверки преимущественного права на оставление на работе, предусмотренные ст. 179 ТК РФ, отсутствовали. В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ администрация г. Рязани письмами от 19.01.2011 года, 21.01.2011 года известила председателя первичной профсоюзной организации администрации г. Рязани о предстоящем увольнении работников по сокращению штата. Аналогичные сообщения были направлены администрацией г. Рязани 20.01.2011 года в Государственное учреждение Рязанской области Центр занятости города Рязани. В соответствии со ст. 178 ТК РФ, устанавливающей гарантии работнику при увольнении по сокращению штата в виде выплаты выходного пособия, Симковой Е.Н. было начислено и выплачено выходное пособие, что она подтвердила в судебном заседании. Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет сделать вывод том, что основания для увольнения Симковой Е.Н. по п.2 ст. 81 ТК РФ имелись, администрацией г. Рязани был соблюден установленный трудовым законодательством порядок увольнения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Симковой Е.Н. к администрации г. Рязани о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Рязани. Судья: подпись Решение вступило в законную силу 30.08.11 г. .