РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Рязань 22 сентября 2011 года Судья Советского районного суда г.Рязани Никишина Н.В. при секретаре Заверухе Т.С., с участием истца Козолия В.Л. представителя ответчика Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Соболевой В.В., рассмотрев в открытом заседании дело по иску Козолия В.Л. к Военному комиссариату Рязанской области о пересмотре выплачиваемой суммы в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности, установил: Козолий В.Л. обратился в суд с иском к ответчику о пересмотре выплачиваемой суммы возмещения вреда и взыскании задолженности, указав, что является инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС с утратой профессиональной трудоспособности 90 %. Военный комиссариат Рязанской области выплачивает ему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности. Первично инвалидность 2-ой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу была установлена 25.01.2001 г. с утратой профессиональной трудоспособности 100 %. Решениями Советского районного суда г.Рязани от 21.10.2002 г., 15.04.2003 г., 29.04.2004 г., 23.06.2005 г., 15.06.2006 г., 15.06.2007 г., 06.09.2007 г., 04.12.2008 г. истцу присуждались компенсации в счет возмещения вреда здоровью исходя из твердых сумм, установленных п.15 ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С учетом индексации на сегодняшний день сумма возмещения вреда истцу выплачивается в размере руб. 49 коп. Постановлением Конституционного Суда РФ № 21-П от 20.12.2010 г. было провозглашено, что положения части первой ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01.12.1997 г., но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления Закона (5-ФЗ) в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Поэтому полагал, что сумма возмещения вреда здоровью ему выплачивается не в полном объеме. Военным комиссариатом был произведен возврат недополученных денежных компенсаций возмещения вреда здоровью на основании постановлений Правительства РФ № 629 от 24.08.2002 г. исходя из его денежного довольствия с учетом утраты трудоспособности в размере 4291 руб. 21 коп. за период с 25.01.2001 г. по 14.02.2001 г. В связи с чем считал, что сумма возмещения вреда здоровью должна исчисляться из его заработка за 12 месяцев перед увольнением из ВС РФ и на момент 25.01.2001 г. составлять руб. 68 коп. Поэтому с 01.01.2011 г. истцу с учетом индексации надлежало выплачивать по руб. 43 коп. ежемесячно. Просил обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать ему ежемесячно сумму возмещения вреда в размере руб.43 коп., начиная с 01.05.2011 г., бессрочно с последующей индексацией в соответствии с законодательством; обязать Военный комиссариат Рязанской области выплатить ему образовавшуюся задолженность по выплатам сумм возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 30.04.2011 г. в размере руб. 82 коп. с учетом индексации на индексы потребительских цен в Рязанской области за период с 15.02.2001 г. по 30.04.2011 г. В судебном заседании истец Козолий В.Л. заявленные исковые требования поддержал. Представитель ответчика Военного комиссариата Рязанской области Соболева В.В. иск не признала, пояснив, что выплаты в возмещение вреда здоровью истцу были установлены в соответствии с законом, согласно решениям суда, оснований для пересмотра сумм возмещения вреда не имеется. Прокурор, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 15 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ (далее - базовый Закон) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. Приведенная правовая норма действует в настоящее время и была введена ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., внесшим изменения в базовый Закон, ранее предусматривавший выплату инвалидам 1-3 группы в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (п.25 ст.14 базового Закона в ред. ФЗ от 07.08.2000 г.) Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П положения пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) в части перехода на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. Согласно ст.5 базового Закона в действующей редакции, размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вступившими в законную силу решениями суда от 21.10.2002 г., 15.04.2003 г., 29.04.2004 г., 23.06.2005 г., 15.06.2006 г., 15.06.2007 г., 06.09.2007 г., 04.12.2008 г., вынесенными по иску Козолия В.Л. к Военному комиссариату Рязанской области о перерасчете сумм возмещения вреда и взыскании задолженности, было установлено, что истец является инвалидом 2-ой группы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, изначально ему была определена утрата профессиональной трудоспособности в размере 100 %. В судебном заседании также установлено, что вторая группа инвалидности истцу была установлена с 25.01.2001 г. и до настоящего времени не изменялась, с 13.12.2005 г. установлена бессрочно; процент утраты профессиональной трудоспособности был установлен с 25.01.2001 г. до 01.02.2006 г., в размере 100 %, с 01.02.2006 г. в размере - 90 % - бессрочно, что подтверждается справками МСЭ, имеющимися в материалах дела. Вышеуказанными решениями суда исковые требования Козолия В.Л. были удовлетворены, истцу назначалась и индексировалась сумма возмещения вреда исходя из твердой денежной суммы, установленной для инвалидов 2 группы - 2 500 руб., предусмотренной п. 15 ст.14 базового Закона. В частности, решением Советского районного суда г.Рязани от 04.12.2008 г. на Военный комиссариат Рязанской области была возложена обязанность по выплате Козолию В.Л. ежемесячно за счет средств федерального бюджета в возмещение вреда, причиненного здоровью, по руб. 56 коп., начиная с 1 декабря 2008 года бессрочно, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Обращаясь с настоящими исковыми требованиями в суд, истец фактически просит пересмотреть установленную ему судебным решением сумму возмещения вреда, ссылаясь на то, что ранее с требованиями о возмещении вреда из утраченного заработка он не обращался, его право на получение суммы возмещение вреда из утраченного заработка подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. № 21-П. Действительно, в судебном заседании установлено, что с требованиями о возмещении вреда здоровью, исходя из утраченного заработка с учетом степени утраты трудоспособности, что было предусмотрено п.25 ч.1 ст.14 базового Закона РФ в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, действующим на момент установления истцу инвалидности (в ред. ФЗ от 07.08.2000 г.), истец в суд не обращался. Суммы возмещения вреда исходя из 2 500 руб. в месяц истец стал впервые получать с 15.02.2001 г. - с момента внесения изменений в базовый Закон Федеральным Законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. на основании представленной истцом в Военный комиссариат Рязанской области справки об инвалидности; данную выплату назначил Военный комиссариат Рязанской области, как такового заявления о выплате истец не подавал. Данную сумму возмещения вреда истец не оспаривал и фактически был с нею согласен, поскольку каждый раз обращался в суд за индексацией названной суммы. Таким образом,право истца на возмещение вреда в твердой денежной сумме, размер суммы и порядок ее индексации были установлены вступившими в законную силу решениями суда. Данные решения имеют преюдициальный характер, в силу ст.13 ГПК РФ являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, в связи с чем не подлежат оспариванию. Объяснения истца о том, что справку об установлении ему 2-ой группы инвалидности с 25.01.2001 г. бессрочно он представил в Военный комиссариат до 15.02.2001 г., следовательно, ответчик был обязан назначить суммы возмещения вреда на основании ранее действующего законодательства, ничем не подтверждены; в материалах личного пенсионного дела истца сведений о дате представления истцом названной справки не имеется, а тот факт, что пенсию за выслугу лет за январь 2001 г. истец получил с надбавкой за инвалидность, доводы истца также не подтверждает, так как по смыслу ст.55 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… и их семей» в случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Согласно ст.2 ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Судом установлено, что ежемесячное возмещение вреда в размере утраченного заработка, в том числе исчисленного за 12 последних месяцев до увольнения с военной службы, как просит истец, ему никогда не выплачивалось. С учетом всех изложенных обстоятельств Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. № 21-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина», которым разъяснено, что содержащиеся в ст.2 ФЗ № 5-ФЗ положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) при наличии вступивших в законную силу решений суда не может быть применено в данном деле. Кроме того, в пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина И.В. Из материалов дела усматривается, что подобное заявление Козолия В.Л. Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривалось. Доводы истца о том, что ранее он не мог обратиться в суд с требованиями о возмещении вреда исходя из утраченного заработка, так как этому препятствовала существующая судебная практика, а соответствующее разъяснение по спорному вопросу было дано Конституционным Судом РФ только в декабре 2010 г., суд находит несостоятельными, поскольку сведений о том, что истцу были созданы препятствия для его обращения в суд с требованиями о возмещении вреда из утраченного заработка, им не представлены; кроме того, еще в 1997 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18-П, было признано не соответствующим Конституции РФ лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признаны не противоречащими Конституции РФ положения пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) в системной связи с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, не предоставляющей инвалидам - чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия. Истец свое право на получение фиксированных сумм в возмещение вреда здоровью посредством обращения в суд реализовал, а с требованиями о возмещении вреда из утраченного заработка он обратился при новом правовом регулировании, когда ему уже выплачивались и были назначены суммы в возмещение вреда, исчисленные из твердых денежных сумм. Согласно ч.3 ст.209 ГПК РФ, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей. Основания для изменения назначенной судом суммы возмещения вреда предусмотрены в ст.1090 ГК РФ, к таким основаниям, в частности, относятся: изменение трудоспособности потерпевшего, изменение имущественного положения физического лица, на которого возложена обязанность по возмещению вреда. Таковых оснований судом не установлено; приводимое истцом Постановление Конституционного Суда РФ основанием для изменения размера платежей не является, а указанные истцом обстоятельства о том, что он получал пенсию с надбавкой за инвалидность, и ему 18.12.2002 г. за период с 25.01.2001 г. по 14.01.2001 г. были выплачены недополученные суммы возмещения вреда в размере руб. 21 коп. исходя из денежного довольствия руб. 33 коп., что подтверждено материалами дела, - имели место в 2000-2002 г. Учитывая изложенное, требования истца о пересмотре сумм возмещения вреда здоровью исходя из утраченного денежного довольствия удовлетворению не подлежат. Вместе с тем судом установлено, что в 2011 году ответчик индексацию выплат в возмещение вреда здоровью истцу не произвел, продолжая выплачивать их в той же сумме, которые были установлены на 2010 г. в размере руб. 49 коп., что видно из справки Военного комиссариата Рязанской области справки от 14.02.2011 г. о размерах выплат, получаемых истцом с 15.02.2001 г. по настоящее время. При этом размер компенсации на 2010 г. ответчиком определен верно, с учетом установленной судом на 2008 г. ежемесячной суммы возмещения вреда - руб. 56 коп. с применением коэффициентов инфляции исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными Законами о федеральном бюджете на 2009, 2010 г.г. в размере 1, 13 в 2009 г. и 1, 1 в 2010 г., в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 и от 16.12.2009 г. № 1026 об индексации в 2009 и 2010 г.г. размеров компенсации иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть в размере руб. 99 коп.. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», индексация ежемесячных выплат, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» осуществляется с применением коэффициента 1, 065 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Таким образом, с 01.01.2011 г. истцу было необходимо выплачивать по руб. 79 коп.( руб. 49 коп. х 1,065). Следовательно, ежемесячная разница между подлежащей выплате суммой возмещения вреда и фактически произведенными выплатами составит: руб. 30 коп. Требования истца о взыскании с ответчика задолженности по сумам возмещения вреда здоровью с учетом индексации суд находит подлежащими удовлетворению. Так, в соответствии со ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом. Из содержания п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"», в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. № 7, усматривается, что суд вправе удовлетворить требование об индексации недополученных сумм возмещения вреда, предусмотренных базовым Законом, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, поскольку такая индексация является по сути компенсацией причиненных истцу убытков в связи с ростом инфляции в РФ. Определяя размер подлежащей к выплате истцу недополученной суммы в возмещение вреда здоровью с учетом роста индексов потребительских цен за период с февраля 2011 г. по апрель 2011 г., исходя из заявленных требований, суд руководствуется указанными индексами, установленными Комитетом государственной статистики Рязанской области, сведения о которых имеются в суде. Таким образом, сумма задолженности составит: руб. 08 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Козолия В.Л. удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать Козолию В.Л. за счет средств федерального бюджета, ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по рублей 79 копеек, начиная с 01 мая 2011 года бессрочно, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в пользу Козолия В.Л. за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2011 года по 30 апреля 2011 года с учетом роста индексов потребительских цен в Рязанской области в размере рублей 08 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований Козолию В.Л. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней через Советский районный суд г. Рязани. Судья (подпись). Решение вступило в законную силу 09.11.11 г.