о включении периода военной службы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Рязань                                                                                19 октября 2011 года

Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А.,

При секретаре Яромчук Т.В.,

представителя истца Заруцкого А. Г., действующего на основании доверенности,

    Представителя ответчика ГУ МЧС России по Рязанской области Тимошиной М. С., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Неврева Ю.Н. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о включении периода военной службы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

       Неврев Ю.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что с 30 сентября 1993 года по 1 января 2002 года он служил в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 1 января 2002 года по 31 мая 2010 года в Государственной противопожарной службе МЧС России. Согласно приказу № 181-НС от 31.05.2010 года он уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «з» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга по состоянию на 31 мая 2010 года в календарном исчислении составила: 18 лет 07 месяцев 10 дней. 14 января 2011 года он обратился в ГУ МЧС Росси по Рязанской области с просьбой засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Письмом № 46-1-21 от 14.02.2011 года ответчик сообщил ему, что в соответствии с п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.21993 года № 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин ( срочная служба) засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии в календарном исчислении. Считая данное обоснование ответчика для отказа необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

      Впоследствии Неврев Ю.Н. исковые требования уточнил, в окончательной форме просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет.

      В судебном заседание истец Неврев Ю.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

      Представитель истца Зуруцкий А.Г. исковые требования поддержал. По существу пояснил, что государственная противопожарная служба, являясь одним из видов правоохранительной службы, входит в систему федеральной государственной службы. В соответствии с п.3 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. При таких обстоятельствах истец имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии. Просил иск удовлетворить.

         Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, приходит к следующему.

         В судебном заседании установлено:

         С 30 сентября 1993 года по 1 января 2002 года Неврев Ю.Н. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 1 января 2002 года по 31 мая 2010 года в Государственной противопожарной службе МЧС России, и был уволен приказом № 181-НС от 31.05.2010 года по п. «з» ч.1 ст.58 «Положения о службе в органах внутренних дел».

         При увольнении истца его выслуга на дату увольнения была рассчитана ГУ МЧС России по Рязанской области в календарном исчислении, как 18 лет 07 месяцев 10 дней.

         В выслугу лет Невреву Ю.Н.        засчитан период службы по призыву (срочной службы) с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года в календарном исчислении, то есть один к одному.

         Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

         Спор между истцом и ответчиком заключается в том, подлежит ли период военной службы истца Неврева Ю.Н. по призыву (срочная военная служба) с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года включению в стаж государственной службы в органах противопожарной службы в льготном исчислении (из расчета один день военной службы за два дня службы) для назначения пенсии.

         Разрешая спор, суд исходит из следующего.

         Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии (ст.7, ч.1), вправе, как вытекает из ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе не только правовых оснований назначения пенсии, но и правил подсчета стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

          Служба в органах государственной противопожарной службы (ФПС МЧС) является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом «Положением о службе в органах внутренних дел РФ», утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1.

         Пенсионное обеспечение сотрудников ФПС МЧС, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ст.1 ФЗ), а осуществляется на основании         Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.

         Данный нормативный акт не содержит понятия «стажа государственной службы в органах противопожарной службы», поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслугой лет».

        В частности, для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги (ст. 13 ФЗ), в которую в том числе, засчитывается и военная служба.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).

        Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ».

В соответствии с п.5 Постановления, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великовой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Анализ действующего законодательства, дает суду основания для вывода о том, что спорный период с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года являющийся периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), обоснованно был засчитан в выслугу лет Неврева Ю.Н. в органах противопожарной службы в календарном исчислении.

Доводы представителя истца о наличии у истца Неврева Ю.Н. права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», основаны на неправильном толковании закона.

Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Служба в органах внутренних дел и государственной противопожарной службе, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»).

Между тем, как предусматривает п.1 ст. 14 ФЗ «О системе государственной службы РФ», стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941.

Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников ФПС МЧС не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.

Кроме того, у заявленного ответчика ГУ МЧС России по Рязанской области, иной обязанности в отношении лица, увольняемого с государственной противопожарной службы, кроме обязанности по расчету выслуги лет для назначения пенсии не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Неврева Ю.Н. не имеется.

      Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

      Отказать в удовлетворении исковых требования Неврева Ю.Н. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о зачете в стаж с государственной службы в органах государственной противопожарной службы периода военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.

      Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течении 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

       

       Судья (подпись)

Решение вступило в законную силу 08.11.11

-32300: transport error - HTTP status code was not 200