Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Рязань 27 сентября 2011 года Судья Советского районного суда г.Рязани Ерофеева Л.В. при секретаре Поповой Д.А., с участием истца Ярцева А.И., представителя ответчика Керефова И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ярцева А.И. к Академии права и управления ФСИН России о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и включении в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище», УСТАНОВИЛА: Ярцев А.И. обратился в суд с иском к Академии права и управления ФСИН России о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и включении его в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище». В обоснование иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 1988 г., имеет общую непрерывную продолжительность службы 26 лет 10 месяцев, решением суда от 03.12.2009 г. восстановлен и состоит в Академии ФСИН в очереди по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 04 мая 2011 г. им был подан рапорт руководству Академии о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, на 2012 г., однако 28 июня 2011 г. им получено письмо о том, что решением жилищно-бытовой комиссии Академии от 10 июня 2011 года во включении его в состав участники данной подпрограммы отказано в связи с непредставлением рапорта об увольнении из уголовно-исполнительной системы установленного образца. Между тем рапорт от 06 мая 2011 г. был предоставлен им по первому требованию сотрудников жилищно-бытовой комиссии отдельно, уже после первоначального рапорта. С решением комиссии он не согласен, полагая, что оно противоречит требованиям Подпрограммы, и он не преследует цель сейчас уволиться, а просто хочет быть включённым в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» и получить в 2012 году государственным жилищный сертификат, на что имеет полное право. Просил решение жилищно-бытовой комиссии Академии ФСИН России об отказе во включении его в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и входящей в её состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», признать незаконным; обязать жилищно-бытовую комиссию Академии ФСИН России включить его в состав участников данной Подпрограммы на 2012 год. В судебном заседании Ярцев А.И. свой иск поддержал полностью и просил его удовлетворить. Представитель ответчика Керефов И.Р., действующий на основании доверенности, иск не признал, ссылаясь на то, что поданный истцом рапорт от 06.05.2010 г. содержит просьбу об увольнении, обусловленную получением жилищного сертификата, в связи с чем невозможно начать процедуру его увольнения; таким образом, истец не является лицом, увольняемым со службы, поэтому в силу абз.6 п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» не может быть включён в состав участников данной подпрограммы. Суд, выслушав объяснения истца Ярцева А.И., представителя ответчика Керефова И.Р., исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Ярцев А.И. - подполковник внутренней службы проходит службу в Академии ФСИН России в должности преподавателя кафедры организации режима и надзора в УИС, по месту службы состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий; общая продолжительность его службы в уголовно-исполнительной системе составляет 26 лет 10 месяцев. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральном целевой программы «Жилище» на 2002-2010 году, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (в ред. От 12.07.2011 г.), право на участие в подпрограмме имеют, в частности, а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абз.6 п.п. «а» п.5 Правил). При этом в силу п.9 указанных Правил военнослужащие, а также сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года службы. 22 апреля 2011 г. Ярцевым А.И. на имя и.о.начальника Академии был подан рапорт о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», на 2012 год; к рапорту были приложены копии паспортов истца и членов его семьи, справок об отсутствии в собственности истца и членов его семьи жилых помещений, справок о выслуге лет Ярцева А.И., о получении им заработной платы за счёт средств федерального бюджета, о неполучении бюджетной финансовой помощи, о составе семьи, копии свидетельства о заключении брака Ярцевых и договора найма жилого помещения. 06 мая 2011 г. на имя и.о.начальника Академии ФСИН России Ярцевым А.И. также был подан рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы по ст.58 п. «б» (по достижению предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел РФ в случае получения и реализации им государственного жилищного сертификата. Решением жилищно-бытовой комиссии Академии ФСИН России от 10 июня 2011 г., оформленным протоколом № 4 заседания жилищно-бытовой комиссии, Ярцеву было отказано во включении его в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и входящей в её состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как им не был подан рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы установленного образца в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 и приказом Минюста России от 06.06.2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы». В подтверждение законности и обоснованности принятого жилищно-бытовой комиссией Академии ФСИН России решения представитель ответчика ссылался на то, что поданный Ярцевым А.И. 06.05.2011 г. рапорт об увольнении со службы при условии получения и реализации им жилищного сертификата не свидетельствует о безусловном намерении истца уволиться со службы, в связи с чем не является основанием для начала процедуры увольнения, предусмотренной действующим законодательством для сотрудников уголовно-исполнительной системы; таким образом, истец не приобрёл статус увольняемого лица, поэтому не может быть включён в состав участников федеральной программы «Жилище». Приведённые выше доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными и не основанными на нормах права. Так, судом достоверно установлено, что Ярцев А.И., достиг предельного возраста пребывания на службе, установленного ст.59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением ВС РФ от 23.12.2991 г. № 4202-1, применяемого в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказам Минюста РФ от 06.06.2005 г. № 76, в 2007 году; с указанного времени возникли основания для увольнения его со службы на основании п. «б» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста пребывания на службе). Согласно абз. 3, 4 ст.59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, достигшие предельного возраста, установленного настоящей статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. В соответствии с п. 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков, которые составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников. Приказом начальника Академии ФСИН № 170лс от 01 марта 2011 года утверждены списки сотрудников академии, оставляемых на службе сверх установленного возраста; в список сотрудников, представляемых к продлению сроков службы в 2011 г. (повторно) до марта 2012 года, включён и истец (под № 38). Таким образом, на момент подачи Ярцевым А.М. 22.04.2011 г. рапорта о включении его в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» он имел право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку срок его службы был продлён до марта 2012 года, то есть на 1 год (п.9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы). Доводы представителя ответчика о том, что истец в следующем году может обратиться с рапортом об очередном продлении срока его службы, носят предположительный характер и не являются основанием для отказа в иске, поскольку, согласно абз.2 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «г», «д» настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего государственного органа. Кроме того, в п.4 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год» в уголовно-исполнительной системе, содержащем перечень представляемых гражданами, изъявившими желание участвовать в подпрограмме, документов, рапорт об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы не указан. Ссылка представителя ответчика на то, что в настоящее время сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, в соответствии с п.16 указанной выше Инструкции направлены в Федеральную службу исполнения наказаний, также не может служить основанием к отказу в иске, поскольку не препятствуют ответчику направить уточнённые списки; данный довод суд считает формальным, не являющимся препятствием для восстановления нарушенного права истца. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Ярцева А.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛА: Иск Ярцева А.И. удовлетворить. Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Академии ФСИН России об отказе во включении Ярцева А.И. в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и входящей в её состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством». Обязать жилищно-бытовую комиссию Академии ФСИН России включить Ярцева А.И. в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и входящей в её состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», на 2012 год. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья - подпись Решение вступило в законную силу 14.10.11