о компенсации морального вреда, причиненного незаконным водворением и содержанием в карцере



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Рязань                                                               12 октября 2011 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Прошкина Г.А.,

При секретаре Яромчук Т.В.,

       с участием представителя истца Родионова В.В. - Кутузова Е.А., действующего на основании доверенности,

       представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Рязанской области Зубарева А.А., действующего на основании доверенности,

       представителя третьих лиц ФСИН России, УФСИН России по Рязанской области Косухиной Л.Н., действующей на основании доверенности,

       представителя третьего лица ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области» Зарубиной Л.М., действующей на основании доверенности,

       рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Родионова В.В. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Рязанской области о компенсации морального вреда, причиненного незаконным водворением и содержанием в карцере,

УСТАНОВИЛ:

       Родионов В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что при содержании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, в период с 12 по 16 марта 2010 года по постановлению начальника администрации он был водворен и содержался в карцере, несмотря на высокую температуру и плохое самочувствие. Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Рязани Конных Т.В. от 8.06.2010 года данные действия администрации СИЗО-1 г.Рязани были признаны незаконными, постановлено наложение взыскания отменить. В период с 12 по 16 марта 2010 года в силу высокой температуры, невозможности в дневное время находиться в постели, он испытывал физические страдания и в результате трехдневного содержания в карцере вновь заболел и был освобожден. Просил суд взыскать с Министерства финансов РФ в свою пользу компенсацию морального вреда, причиненного вследствие водворения и содержания в карцере, в размере 100 000 руб.

       Принимая во внимание, что ГПК РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях или содержащимся в СИЗО, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса), суд считает возможным рассмотреть дело без личного участия надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства истца Родионова В.В., содержащегося в ФКУ «СИЗО-1», которому предоставлено право изложить свою позицию в письменном виде, представить в суд доказательства в подтверждение своих требования, а также обеспечить участие в деле своего представителя.

         Представитель истца Кутузов Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

         Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Рязанской области Зубарев А.А. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что ФБУ ИЗ-62\1, в настоящее время ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, в систему органов государственной власти не входит и как казенное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Просил в иске отказать.

        Представитель третьего лица ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области» Зарубина Л.М. против удовлетворения исковых требований возражала. По существу пояснила, что доказательств причинения морального вреда, связанного с нарушением личных неимущественных прав или иных нематериальных благ, принадлежащих гражданину истец не представил. Также, ссылалась на то, что учреждением права Родионова В.В. не нарушались, поскольку решение Железнодорожного районного суда г.Рязани, которым было признано незаконным постановление начальнику ФКУ о наложении на Родионова В.В. дисциплинарного взыскания, является незаконным и необоснованным. Просила в иске отказать.

       Представитель ФСИН России, УФСИН России по Рязанской области, привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, Косухина Л.Н., против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на отсутствие фактов нарушения прав Родионова В.В. и причинения ему вреда. Кроме того, полагала, что надлежащим ответчиком по иску в соответствии со ст. 161 БК РФ и ст. 120 ГК РФ должно являться ФКУ СИЗО-1 УФСИН России.

       Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

       В судебном заседании установлено:

       Родионов В.В. находится под следствием и содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области (ранее ФБУ ИЗ 62\1 УФСИН России по Рязанской области).

       В период с 12 по 16 марта 2010 года на основании постановления начальника ФБУ ИЗ 62\1 УФСИН России по Рязанской области о наложении дисциплинарного взыскания от 9 марта 2010 года Родионов В.В. был водворен и содержался в карцере.

       Данные обстоятельства подтверждаются решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 8.06.2010 года по заявлению Родионова В.В. об оспаривании постановления начальника ФБУ ИЗ-62\1 УФСИН России по Рязанской области о наложении дисциплинарного взыскания в виду водворения в карцер, вступившим в законную силу 14.07.2010 года, медицинской картой Родионова В.В. из лечебной части ФКУ СИЗО-1 и сторонами не оспаривались.

        Вышеуказанным решением Железнодорожного районного суда г.Рязани постановление начальника ФБУ ИЗ 62\1 УФСИН России по Рязанской области о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в карцер от 9 марта 2010 года, ввиду нарушения порядка его принятия, было признано незаконным и отменено.

         Решением суда также установлено, что на момент вынесения постановления о водворении в карцер, то есть 9.03.2010 года, Родионову В.В. был поставлен диагноз и медицинская комиссия пришла к выводу о невозможности содержания Родионова В.В. по состоянию здоровья в карцере;     10.03.2010 года диагноз Родионову В.В. был подтвержден и дополнительно поставлен диагноз; 12.03.2010 года дано медицинское заключение о том, что Родионов В.В. содержаться в карцере может;     16.03.2010 года Родионову В.В. вновь был поставлен диагноз и дано заключение, что Родинов В.В. нуждается в освобождении из карцера.

         Установленные решением Железнодорожного суда г.Рязани обстоятельства, имеющие в силу положений ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для участвовавших в нем Родионова В.В. и СИЗО-1, в ходе судебного разбирательства по рассматриваемому делу Минфином РФ и УФСНИ России по Рязанской области, ФСИН России, не принимавшими участие при рассмотрении дела в Железнодорожном районном суде г.Рязани, в установленном законом порядке оспорены не были.

         Кроме того, данные обстоятельства также подтверждаются медицинской картой Родинова В.В. и свидетельствуют о том, что сотрудниками СИЗО при решении вопроса о возможности водворения Родионова В.В. в карцер, не в надлежащей степени было учтены: состояние здоровья Родинова В.В., а именно перенесенное им заболевание, непродолжительный период реабилитации, возможность рецидива в условиях карцера, необходимость лабораторных исследований, а так же возможность принятия решения о необходимости более длительной отсрочки исполнение взыскания в виде водворения в карцер.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

В силу положений ст. 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

      Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

       Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным федеральным законом и иными федеральными законами.

       Такие ограничения закреплены, в частности, ст. 40 ФЗ, определяющей, что подозреваемые и обвиняемые за определенные нарушения могут быть водворены в карцер, в котором они обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач; посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере; подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Поскольку водворение в карцер является достаточно суровой мерой взыскания, сопряженной с режимом усиленной изоляцией и особым уровнем ограничений, законодатель счел необходимым регламентировать не только те нарушения, за которые подозреваемые или обвиняемые могут водворяться в карцер, но и порядок применения такого взыскания, указав в ст.ст. 39, 40 Закона, что водворение в карцер осуществляется только на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах человека, государство должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения этой меры не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей.

Принимая во внимание, что решением Железнодорожного районного суда г.Рязани, которое обязательно для исполнения всеми лицами и организациями на территории РФ, постановление о водворении Родионова В.В. в карцер от 9.03.2010 года было признанно незаконным и отменено, в период с 12 по 16 марта 2010 года, то есть фактически пять суток, Родионов В.В. содержался в карцере и был ограничен в правах без законных на то оснований.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении исков о компенсации морального вреда, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Учитывая, что в судебном заседании бесспорно установлен факт содержания Родионова В.В. без законных оснований в условиях, превышающих неизбежный уровень ограничений, присущий общим условиям содержания под стражей, а следовательно и факт причинения истцу моральных переживаний и страданий, связанных с нарушением его личных неимущественных прав, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о компенсации морального вреда.

При определении размера морального вреда суд принимает во внимание степень вины сотрудников СИЗО-1 и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень перенесенных истцом нравственных и физических страданий, усугублявшихся невозможностью в условиях карцера изменять режим своего сна и отдыха, необходимость чего бесспорно имела место, ввиду состояния его здоровья в этот период. Суд также учитывает, что в судебном заседании факт причинения Родионову В.В. в результате установленных судом обстоятельств каких-либо иных физических страданий, а также наличия прямой причинно-следственной связи между содержанием его в карцере и ухудшением состояния его здоровья 16.03.2010 года, не подтвержден надлежащими доказательствами, в то время как данный вопрос требовал специальных познаний и мог быть разрешен лишь посредством проведения судебно-медицинской экспертизы, ходатайств о назначении которой истец не заявлял.

Учитывая все указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 1101 ГК РФ, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., считая в остальной части требования истца явно завышенными.

       В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению государством за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

       Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

       Следственные изоляторы (в том числе Федеральное казенное учреждение «СИЗ0-1 УФСИН России по Рязанской области) являются финансируемыми, в том числе за счет средств федерального бюджета, учреждениями уголовно-исполнительной системы, через которые осуществляются функции органа исполнительной власти Федеральной службы исполнения наказаний по исполнению наказаний (согласно п.5 Положения о ФСИН, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 года, в редакции от 14.05.2010 года, п.п.1.1, 1.2, 5.8 Устава ФКУ «СИЗ0-1 УФСИН России по Рязанской области»).

        Согласно п.п.1.1, 1.2 Устава, учредителем Учреждения, как и собственником его имущества, является Российская Федерация, а сотрудники СИЗО-1 являются сотрудниками органов уголовно- исполнительной системы, проходящих службу в соответствии с законодательством РФ.

        Доводы представителей Минфина РФ, УФСИН России по Рязанской области, ФСИН России по Рязанской области, о том, что надлежащим ответчиком по иску должно являться СИЗО-1, как казенное учреждение, которое в соответствии со ст.161 БК РФ и ст.120 ГК РФ имеет право самостоятельно выступать в суде и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, основано на неправильном толковании закона, без учета положений ст. 1069 ГК РФ, возлагающей ответственность за незаконные действия должностных лиц государственных органов на государство.

       При таких обстоятельствах, денежная компенсация причиненного Родионову В.В. морального вреда в размере 3 000 руб. подлежит взысканию за счет средств казны РФ с соответствующего финансового органа - Минфина РФ, за счет средств федерального бюджета.

       Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет средств ответчика также подлежат возмещению судебные расходы на оплату госпошлины в размере 200 руб.

      Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

     Исковые требования Родионова В.В. удовлетворить частично.

      Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета в пользу Родионова В.В. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным водворением и содержанием в карцере, в размере 3 000 рублей, а также судебные расходы на оплату госпошлины в размере 200 рублей.

       В остальной части требований отказать.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течении 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

        Судья (подпись).

Решение вступило в законную силу 23.11.11 г.