РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Рязань 28 сентября 2011 года Судья Советского районного суда г. Рязани Занин С.А., с участием представителя заявителя Гонифонидова А.Г. - Сырцова С.А., действующего по доверенности, представителя Администрации г.Рязани - Столяровой Е.В., действующей по доверенности, при секретарях Ртищевой Л.В., Булатовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по заявлению Гонифонидова А.Г. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Гонифонидов А.Г. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что является инвалидом второй группы в связи заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. 28.12.2010 года обратился в Администрацию г. Рязани с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На заявление о постановке на учет получил отказ, мотивированный тем, что заявитель обязан представить решение органам местного самоуправления о признании заявителя малоимущим. Решением Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 года отказ Администрации г.Рязани в постановке Гонифонидова А.Г. на учет был признан незаконным. Однако до настоящего времени заявитель не поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное бездействие Администрации г.Рязани нарушает право заявителя на жилище, на доступ к правосудию. На основании изложенного, заявитель просил признать незаконным бездействие Администрации г. Рязани по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Гонифонидова А.Г. и обязать Администрацию г. Рязани поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28.12.2010 года, взыскать с Администрации г. Рязани в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей. Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя Сырцова С.А. Представитель заявителя Гонифонидова А.Г. - Сырцов С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании заявление поддержал по тем же основаниям. Представитель Администрации г. Рязани Столярова Е.В., действующая по доверенности, против заявления возражала, ссылаясь на то, что Гонифонидов А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставлен в связи с тем, что Администрации г.Рязани неизвестно к какой категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует относить Гонифонидова А.Г. Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя администрации г. Рязани, проверив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 2 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 года N 357-III "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Рязани", учетная норма установлена равной 12 кв. м общей площади на одного человека. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ). Согласно пункту 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В силу пунктов 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.от 10.11.2009 г., действовавшей на момент обращения Гонифонидова А.Г. с заявлением в администрацию г.Рязани), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Положения пункта 2 части первой статьи 14 названного Закона признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в ред.от 10.11.2009 г., действовавшей на момент обращения Гонифонидова А.Г. с заявлением в администрацию г.Рязани), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В судебном заседании установлено, что Гонифонидов А.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В результате данных заболеваний Гонифонидов А.Г. признан инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается удостоверениями, выданным 12.11.2001 года, выданным 10.02.1994 года, справкой сер. МСЭ - 017 № 146789. Таким образом, Гонифонидов А.Г. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанной в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Заявитель зарегистрирован и проживает в квартире г. Рязани, общей площадью 60 кв.м., жилой - 38,7 кв.м с составом семьи 6 человек, собственниками которой являются его дочь. А. и сын А.А. Общая площадь жилого помещения, в котором проживают Гонифонидов А.Г. и члены его семьи, составляет 60 кв. м, количество членов семьи 6 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по 10 кв. м общей площади, что менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. В связи с этим, на основании пункта 2 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ Гонифонидов А.Г. является нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 28.12.2010 года Гонифонидов А.Г. обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указал, что является инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС. Письмом администрации г. Рязани от 19.01.2011 года в постановке на учет ему было отказано со ссылкой на то, что в отделе по учету и распределению жилья администрации г.Рязани до 1 января 2005 года была сформирована очередь граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС. В эту очередь приняты граждане, обратившиеся с заявлением о постановке на учет до 1 января 2005 года. Поскольку Гонифонидов А.Г. обратился с заявлением о постановке на учет на момент действия Жилищного кодекса РФ, принятие его на учет возможно только на основании норм Жилищного кодекса РФ. Включение заявителя в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов - «чернобыльцев», нарушит нормы действующего жилищного законодательства, в том числе ст.ст. 49 и 57 ЖК РФ. Решением Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 года отказ Администрации г.Рязани в постановке Гонифонидова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был признан незаконным. При этом, судом было указано, что действующее законодательство РФ не связывает право граждан-инвалидов катастрофы на Чернобыльской АЭС на обеспечение жилой площадью с их имущественным положением. Отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим не может являться основанием для отказа Гонифонидову А.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение Советского районного суда г.Рязани вступило в законную силу 4 мая 2011 года и имеет преюдициальную силу, поскольку в гражданском деле, по которому вынесено решение, участвуют те же лица, что и в настоящем деле. Администрация г.Рязани до настоящего времени не приняла Гонифонидова А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гонифонидов А.Г., как нуждающийся в жилом помещении, жилой площадью не обеспечивался. Указанные обстоятельства никем не оспаривались и подтверждаются соответствующими объяснениями представителя заявителя и представителя Администрации г.Рязани в судебном заседании, указанным судебным решением, указанным заявлением Гонифонидова о постановке на учет и прилагаемыми к заявлению документами. В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Законом Рязанской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" от 20.12.2005 N 139-ОЗ установлен соответствующий порядок ведения администрацией г.Рязани учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ст. 1 данного Закона, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет). Согласно ч.1-2 ст. 2 Закона, Для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, данный гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Рязанской области, в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту жительства. В заявлении указываются совместно проживающие с гражданином члены его семьи. К заявлению прилагаются: 1) документы, подтверждающие состав семьи; 2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (в случае постановки на учет как малоимущего); 3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми заявителем и членами его семьи (договор найма или поднайма, свидетельства о регистрации права собственности); 4) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение; 5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь); 6) документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям); 7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений). В силу ч.9 ст.2 Закона, граждане считаются принятыми на учет со дня подачи заявления и включаются в списки на основании решения органа, осуществляющего принятие на учет. В судебном заседании установлено, что поданное 28.12.2010 года в Администрацию г.Рязани заявление Гонифонидова А.Г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и приложенные к нему необходимые документы соответствовали порядку обращения граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установленному Законом Рязанской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" от 20.12.2005 N 139-ОЗ. Так, к данному заявлению Гонифонидова А.Г. были приложены документы, подтверждающие состав семьи заявителя, документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, площадь и технические характеристики данного жилого помещения, справка органов государственной регистрации об отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи. Представленные заявителем Гонифодовым А.Г. документы были достаточны для разрешения по существу администрацией г.Рязани вопроса о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства никем не оспаривались и подтверждаются соответствующими объяснениями в судебном заседании представителя заявителя, представителя администрации г.Рязани, копиями заявления Гонифонидова А.Г. о постановке на учет и прилагаемых к заявлению документов. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрация г.Рязани была обязана на основании заявления Гонифонидова А.Г., поданного 28.12.2010 г., принять Гонифонидова на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня подачи такого заявления. Суд отклоняет как несостоятельный довод представителя Администрации г.Рязани о том, что заявитель не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещения, поскольку Администрации г. Рязани неизвестна категория, к которой относится Гонифонидов А.Г. как нуждающийся в жилом помещении. В силу ст. 1 Законом Рязанской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области", ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе определение категории заявителя как нуждающегося в улучшении жилищных условий, относится к компетенции администрации г.Рязани. Категория, к которой относится заявитель в связи с нуждаемостью в жилых помещениях может быть определена администрацией г.Рязани в соответствии со ст.13,14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким, образом, Администрацией г.Рязани допущено бездействие, выразившееся в непостановке Гонифонидова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. С настоящим заявлением оспаривании бездействия органа местного самоуправления Гонифонидов Г.А. обратился в суд 8 августа 2011 года. Срок обращения в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления Гонифонидовым А.Г. пропущен не был. Решение Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 г., которым был признан незаконным отказ Администрации г.Рязани в поставке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступило в законную силу 4 мая 2011 года - в день принятия Судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда кассационного определения об оставления указанного судебного решения без изменения, а кассационной жалобы Администрации г.Рязани без удовлетворения. После вступления в законную силу указанного судебного решения Гонифонидов Г.А. имел основания полагать, что Администрация г.Рязани с учетом результатов рассмотрения названного гражданского дела в течение разумного срока, не превышающего 30 рабочих дней в соответствии с ч.6 ст. 2 Закона Рязанской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" от 20.12.2005 N 139-ОЗ, заново рассмотрит заявление Гонифонидова Г.А. о постановке на учет и примет решение по существу заявления. После истечения 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 г. заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод оспариваемым бездействием Администрации г.Рязани. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется право на обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, администрация г.Рязани своим бездействием, выразившимся в непостановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, нарушает права Гонифонидова А.Г., создает неправомерные препятствия в реализации его прав на получение мер социальной поддержки. В связи с изложенным оспариваемое бездействие администрации г.Рязани подлежит признанию незаконным. В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, Администрация г.Рязани обязана устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Гонифонидова А.Г. путем постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом по настоящему делу понесены расходы на оплату услуг представителя 5000 рублей, которые подтверждаются приложенным к исковому заявлению платежным поручением от 22.06.2011 г. С учетом характера и периода рассмотрения дела, суд считает разумным взыскать расходы истца на оплату услуг представителя в пределах 5000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации г.Рязани, выразившееся в непостановке Гонифонидова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию г.Рязани поставить Гонифонидова А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 декабря 2010 года. Взыскать с Администрации г.Рязани в пользу Гонифонидова А.Г. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г. Рязани. Судья/подпись/ Решение вступило в законную силу 23.11.11 г.