по жалобе на решение органа по сертификации



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Рязань           21 октября 2011 года

Советский районный суд г. Рязани

в составе председательствующего судьи Синяковой Г.А.,

при секретаре Здешневой Г.В.,

с участием представителя заявителя - председателя ТСЖ «Домашний очаг», преставителя ООО ТЦ «Техлифт» Скатькова А.В. и эксперта В., представителей Приокского управления Ростехнадзора Архипцова В.М. и Афониной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ТСЖ «Домашний очаг» на решение органа по сертификации ООО Технический центр «Техлифт»,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «Домашний очаг», в лице его председателя Мельника А.В., обратилось в суд с жалобой на решение ООО Технический центр «Техлифт» - органа по сертификации, принявшим по результатам оценки соответствия лифтов 23.06.2011 года акт периодического технического освидетельствования лифтов, ссылаясь на то, что представитель ООО ИЦ «Техлифт» эксперт В. превысил свои должностные полномочия в части предъявления к владельцу лифта необоснованных и неправомерных требований о предоставлении документов: свидетельства о регистрации объекта (многоквартирного жилого дома) в государственном реестре опасных производственных объектов, договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объект и удостоверение ответственного специалиста находящего в штате владельца лифта, поскольку наличие данных документов не установлено требованиями действующих нормативно-технических документов регламентирующих деятельность по эксплуатации лифтов, указанных в п. 1.1 и 2.1 Договора №384 ( договор на проведение работ по оценке сертификации лифтов при эксплуатации от 07.06.2011 года между ТСЖ «Домашний очаг» и ООО «ТЦ «Техлифт»), а также не предусмотрено условиями самого Договора №384 от 07.06.2011г. Кроме того, заключение о несоответствии эксплуатации лифтов требованиям Технического регламента «О безопасности лифтов», основанное на указанных в пп. 1-9 Акта нарушениях и дефектах, не соответствует положениям Технического регламента «О безопасности лифтов» и ГОСТу Р53783-2010. Законных оснований для принятия указанного заключения у эксперта ИЦ «Техлифт» не было, в силу чего оно является незаконным. Оспариваемым экспертным заключением, со ссылкой на которое ООО «РСУ №3 «Рязаньлифт» фактически прекратило техническое обслуживание лифтов ТСЖ, нарушены права и законные интересы жильцов многоквартирного дома. В частности право на благоприятные и безопасные условия проживания. Созданы препятствия в реализации жильцами права пользования общим имуществом (лифтами) в многоквартирном доме. Обращение ТСЖ в ИЦ «Техлифт» с просьбой о разъяснении оснований предъявленных требований и принятого заключения, иных вопросов касающихся работ по оценке соответствия лифтов осталось по существу без ответа. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявитель, ссылаясь на ЖК РФ, ФЗ №184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» и принятыми в соответствии с ним Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» (№384-Ф3 от 30.12.2009 г.), Техническим регламентом «О безопасности лифтов», а также ГОСТом Р53783-2010, регулирующими вопросы эксплуатации зданий и лифтов, установленных в зданиях, предназначенных для проживания людей, гл. 25 ГПК РФ, просил суд признать указанное в п.п. 1 п. 2 акта периодического технического освидетельствования лифта заключение эксперта ООО ИЦ «Техлифт» о несоответствии эксплуатации лифта требованиям Технического регламента «О безопасности лифтов» незаконным, отменить заключение в этой части.

В судебном заседании председатель ТСЖ поддержал доводы жалобы в полном объеме, считает, что ТСЖ не является эксплуатирующей организацией опасного объекта и ООО ТЦ «Техлифт» не вправе требовать с ТСЖ, указанные в акте документы, просил суд п.п. 1 п. 2 акта периодического технического освидетельствования лифта заключение эксперта ООО ИЦ «Техлифт» о несоответствии эксплуатации лифта требованиям Технического регламента «О безопасности лифтов» от 23.06.2011 года признать незаконным и отменить его.

Представитель ООО ТЦ «Техлифт» с жалобой не согласился, пояснив о том, что техническое освидетельствование лифта, принадлежащего ТСЖ «Домашний очаг» проведено в соответствии с действующим законодательством, выявленные при периодическом техническом освидетельствовании лифта № 107134, нарушения и дефекты, указанные в акте от 23.06.2011 года, не влияют на безопасную эксплуатацию лифта, между тем отсутствие у ТСЖ таких документов: свидетельства о регистрации объекта (многоквартирного жилого дома) в государственном реестре опасных производственных объектов, договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объект и удостоверение ответственного специалиста находящего в штате владельца лифта, явилось основаниям для заключения - эксплуатация лифта не соответствует требованиям технического регламента «О безопасности лифтов». Освидетельствование лифта проведено, ТСЖ была разрешена эксплуатация лифта при условии устранении указанных выше нарушений.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение представителя Ростехнадзора о том, что акт освидетельствования ООО ТЦ «Техлифт» соответствует, требованиям действующего законодательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ (глава 25) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий от указанных аварий.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона к опасным производственным объектам относятся объекты, предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (Приложение 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ), имеющие характеризующие признаки опасности, в том числе, эскалаторы, лифы и т.д.

Как следует из приказа Госгортехнадзора России от 27 августа 2001 года № 115 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации» лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.

Из приведенных выше норм следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все объекты, а также здания и сооружения на которых установлены лифты, в том числе жилые многоэтажные дома.

Опасный производственный объект, эксплуатируемый ТСЖ «Домашний очаг» - площадка лифтового хозяйства, 20.03.2006 года зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, срок перерегистрации 20.03.2011 года. Перегистрацию ОПО (площадка лифтового хозяйства) ТСЖ «Домашний очаг» произвело 19.10.2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в реестре опасных производственных объектов А03-01504.

Согласно п. 2 ст. 2, п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; организация,     эксплуатирующая     опасный     производственный     объект,     обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения, являющегося квартирой, несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

На основании п.п. «б» п. 16 Правил содержания общего имуществ в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).

Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

Исходя из требований ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управление общим имуществом многоквартирного дома ТСЖ осуществляет через свои органы. При этом ТСЖ вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, в данном случае лифтов, или, как следует из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.

С учетом изложенного ТСЖ, управляющее     многоквартирным домом, обязано обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта, исполнив данную обязанность самостоятельно или путем заключения соответствующего договора об управлении многоквартирным домом.

Управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рязань, ТСЖ «Домашний очаг», а потому именно оно несёт ответственность за содержание и эксплуатацию общего имущества, в том числе лифтов.

Эксплуатация лифтов осуществляется ТСЖ «Домашний очаг» самостоятельно, а представленный в материалы рассматриваемого дела договор между ТСЖ «Домашний очаг» и ООО «РСУ № 3 «Рязаньлифт» заключен для осуществления технического обслуживания и ремонта лифтов и лифтовых диспетчерских систем сигнализации (ЛДСС), без передачи ей функции по эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО).

Проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта осуществляется специализированной лифтовой организацией в соответствии со стандартом ГОСТ 53783-2010, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 782 от 02 октября 2009 года «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», заключение договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов - обязанность ТСЖ «Домашний очаг».

В соответствии со статьями 9 и 11 Федерального закона № 116-ФЗ, обязанность по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является обязанностью организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, каковым является ТСЖ «Домашний очаг».

В преамбуле к Федеральному закону № 116-ФЗ указанно, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 15 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г. « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, а также согласно Постановлению Госгортехнадзора России от 03.06.99г.№ 39 производить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов.

Таким образом, в силу прямого указания Закона ТСЖ «Домашний очаг», эксплуатирующее опасные производственные объекты, обязано самостоятельно организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в объеме, предъявляемом требованиями законодательства в области промышленной безопасности.

ООО Инженерный центр «Техлифт», согласно аттестату аккредитации, выданному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии является органом по сертификации оценки соответствия лифтов в период эксплуатации согласно аттестату аккредитации, выданному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

07 июня 2011 года между ТСЖ «Домашний очаг» и органом по сертификации ООО Инженерный центр «Техлифт» был заключён Договор на проведение работ по оценке соответствия лифтов рег. № 107133 и № 107134 при эксплуатации.

По результатам технического освидетельствования лифта ООО ТЦ «Техлифт» в соответствии с п. 17 Технического регламента о безопасности лифтов был составлен акт периодического технического освидетельствования лифта рег. № 107134 от 23.06.2011 года, оспариваемый заявителем.

В указанном акте нарушений и дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта не выявлено, а в п.1.2 указаны выявленные нарушения и дефекты, не влияющие на безопасную эксплуатацию лифта, а именно: 1) отсутствует освещение в проходе к помещению, в котором размещено оборудование лифта; 2) на кабине лифта установлены металлические вкладыши; 3)просрочен срок испытаний диэлектрических перчаток; 4) заход штифта водила привода ДК в отводку менее 4 мм (1,5 мм; 5) концевой выключатель размыкает цепь управления в момент соприкосновения противовеса с буфером; 6) просрочено свидетельство о регистрации в реестре опасных объектов; 7) отсутствует договор страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в случае аварии на лифте; 8) не предъявлено удостоверение ответственного специалиста находящегося в штате владельца лифта; 9) необходимо выполнить мероприятия по оценке соответствия лифта требованиям технического регламента о безопасности лифта.

Как указано в акте нарушения указанные в п.п. 6, 7, 8 подлежат немедленному исполнению.

В пункте 2 акта, содержащего заключение о результатах периодического технического освидетельствования лифта, в подпункте 1 указано - эксплуатация лифта не соответствует требованиям технического регламента «О безопасности лифтов».

В этот же день 23.06.2011 года ООО ТЦ «Техлифт» в паспорте лифта по результатам освидетельствования сделало отметку «Проведена оценка соответствия лифта в форме периодического освидетельствования согласно п. 17.1 Технического регламента. Нарушений и дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта, не выявлено. Разрешается эксплуатация лифта при условии устранения нарушений п.6, 7 и 8 акта. Срок следующего освидетельствования - июнь 2012 года ».

В судебном заседании установлено и заявителем данное обстоятельство не оспаривалось, что при освидетельствовании лифтов по требованию представителя органа сертификации ООО ТЦ «Техлифт» ТСЖ «Домашний очаг» не представило на обозрение свидетельство о регистрации ОПО в Государственном реестре, договор страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в случае аварии на лифте и удостоверение ответственного специалиста находящегося в штате владельца лифта.

Согласно Перечню национальных стандартов и сводов Правил, на основании которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», утверждённого распоряжением Правительства от 21.06.2010 года № 1047-р, в отношении опасных производственных объектов наряду с соответствующими требованиями национальных стандартов и сводов правил, применяются требования нормативных актов РФ и нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Из п. 2 информационного письма от 05.04.2002 года № 4 Управления Центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, направленного в адрес руководителей инженерных центров и организаций, владельцев лифтов, независимо от форм собственности следует, что в целях обеспечения выполнения Постановлений Правительства № 1371 от 24.11.1998г. «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» необходимо руководителям инженерных центров обязать специалистов, осуществляющих техническое освидетельствование и диагностирование лифтов проверять наличие у владельца согласованного с Управлением округа «Положения о производственном контроле» и наличие регистрации ОПО в государственном реестре. В случае отсутствия не разрешать дальнейшую эксплуатацию лифтов.

Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010 N 998-р утвержден перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности лифтов и осуществления оценки соответствия, в которые входит ГОСТ Р 53783-2010 « Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации», пунктом 5.4 которого установлено, что при периодическом освидетельствовании лифта осуществляют проверку соблюдения организации безопасной эксплуатации лифта; пунктом 5.5 при проверке выполнения требований организации безопасной эксплуатации лифта осуществляют проверку наличия договора между владельцем лифта и специализированной лифтовой организацией на проведение осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта лифта, проверку наличия документации (приказов, распоряжений)) о допуске к выполнению работ только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов (протоколов, удостоверений), подтверждающих аттестацию персонала.

Из п. 3.2.1 договора № 257 на комплексное обслуживание и ремонт лифтов от 01.08.2006 года, заключенный между ТСЖ «Домашний очаг» и ООО «Ремонтно-строительное управление № 3 «Рязаньлифт», действовавшего на момент проведения освидетельствования лифта, следует, что ТСЖ обязано назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.

Такое лицо у ТСЖ на момент проведения освидетельствования отсутствовало.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что орган по сертификации ООО ТЦ «Техлифт» правомерно в пределах своих полномочий указал в акте в подп. 1 п. 2 заключения, что эксплуатация лифта не соответствует техническому регламенту о безопасности лифтов.

Правомерность действий ООО «Ремонтно-строительное управление № 3 «Рязаньлифт» по отказу от обслуживания лифта, принадлежащей ТСЖ «Домашний очаг», в связи с указанием в акте на не соответствие эксплуатации лифта регламенту о безопасности лифтов, предметом рассмотрения настоящего дела не являлась. Оспариваемый заявителем акт является законным, принятым полномочным органом, а потому данным актом права ТСЖ «Домашний очаг» нарушены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы ТСЖ «Домашний очаг» на решение органа по сертификации ООО Технический центр «Техлифт» от 23.06.2011 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - подпись.

Решение вступило в законную силу 07.12.11 г.