о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки земельных участков



РЕШЕНИЕ

      именем Российской Федерации

г. Рязань        1 декабря 2011 года

Советский районный суд г. Рязани в составе:

Председательствующего - судьи Кудиновой И.М.,

при секретаре Шевчук О.М.,

с участием представителя органа, чьи действия оспариваются, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Рязанской области, - Козаковой С.В., действующей на основании доверенности,

представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства Экономического развития РФ Головневой Л.А., действующей на основании доверенности,

представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Рязанской области - Синицина А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Фроловой Г.Г. о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки земельных участков; о признании незаконными действия Управления Росреестра по Рязанской области, выразившееся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков,

                                                                У С Т А Н О В И Л:

Фролова Г.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Рязанской области, в обоснование требований указав, что ей принадлежат на праве собственности земельные участки: земельный участок, общей площадью 11547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань; земельный участок, общей площадью 14282 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок, общей площадью 6394 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань; земельный участок, общей площадью5409 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок, общей площадью 3266, кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок,общей площадью 3228 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок, общей площадью 2566 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок,общейплощадью3948 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область;земельный участок, общей площадью 3067 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок,общей площадью2710 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок,общей площадью 5136 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань. Указанные земельные участки имеют друг с другом общие границы, расположены по одному адресу в одном кадастровом квартале. На момент приобретения в собственность, и на дату постановки данных земельных участков на кадастровый учет 11 января 2010 года, разрешенное использование указанных земельных участков было «для обслуживания производственной базы». Изменение разрешенного использования произошло по решению заявителя от 08 ноября 2010 г. Согласно кадастровых паспортов на январь 2010 г. была установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков с разрешенным использованием «для обслуживания производственной базы»:. соответственно.

Согласно отчетам ООО КАФ «Спектр», рыночная стоимость принадлежащих ей земельных участков на 01.01.2010 года составляет: руб. 00 коп. В связи с чем, кадастровая стоимость указанных земельных участков на январь 2010 года в несколько раз превышает их рыночную стоимость.

Между тем, расчет кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 и Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 определяется на основании статистического анализа их рыночной стоимости, в связи с чем кадастровая стоимость не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, более чем в 3,3 раза не может иметь место. Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих заявителю на праве собственности не соответствует Земельному кодексом РФ, Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 и Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. № 39. Процедура определения кадастровой стоимости определена Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152. Многократное превышение размера кадастровой стоимости над размером рыночной стоимости земельных участков заявителя, свидетельствует о нарушении процедуры определения их кадастровой стоимости. Ввиду того, что результат государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя получен с нарушением установленной процедуры, т.е. незаконен, внесение данных, недостоверных сведений в государственный кадастр недвижимости также незаконно. Таким образом, указанный выше размер кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденный Постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. № 324 был получен с нарушением норм действующего законодательства.

Установление недостоверного (незаконного) размера кадастровой стоимости и внесение его в государственный кадастр недвижимости нарушает права Заявителя, связанные с уплатой земельного налога.

Просила признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельных участков:;

признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельногокодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, действия Управления Росреестра по Рязанской области, выразившееся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков;

обязать Управление Росреестра по Рязанской области       исключить изгосударственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО» Аварком», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства Экономического развития РФ, Правительство Рязанской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Рязанской области (ранее ФГУ «Земельная кадастровая палата»).

Фролова Г.Г. требования уточнила, просила признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельных участков: земельного участка, в размере руб. 50 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 50 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,общей площадью 3948 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 50 коп.
и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп.
и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00
коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр;

признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельногокодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, действия Управления Росреестра по Рязанской области, выразившееся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков;

обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Рязанской области исключить изгосударственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков, также в дополнении ссылаясь на то, что Управлением Росреестра по Рязанской области не представлено достаточных доказательств использования при расчёте удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Исполнителем работ по государственной кадастровой оценки земельных участков Рязанской области не был осуществлен надлежащий сбор рыночной информации об объектах недвижимости, что привело к недостоверному расчету кадастровой стоимости.При расчете кадастровой стоимости земельных участков в Рязанской области исполнителем работ не была использована наиболее достоверная информация о рынке недвижимости, при расчете кадастровой стоимости использовались иные факторы стоимости, - самостоятельно определенные исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель. Используемый при расчете кадастровой стоимости состав факторов стоимости на заседании межведомственной комиссии не рассматривался, решение комиссии о согласовании данного состава факторов стоимости не принималось. Отчет ООО «Аварком» не соответствует пункту 9.2 Административного регламентаФедерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", не содержит приложений к нему, в нем отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, не приложены копии материалов и распечаток, в отчете не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка принадлежащего заявителю и других участков, отчет не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов. Кроме того, согласно отчётам независимого оценщика кадастровая стоимость земельных участков, многократно превышает их рыночную стоимость, которая определена ООО «Аварком».

Заявитель Фролова Г.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело слушанием отложить в связи с невозможностью участия в судебном заседании ее представителей в связи со служебной командировкой. При этом заявителем доказательств в подтверждении уважительной причины неявки ее представителей суду не представлено.

Руководствуясь ч.6 ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Фроловой Г.Г. и ее представителей, поскольку заявителем не представлены доказательства уважительности причин неявки ее представителей в судебное заседание.

Представитель органа, чьи действия оспариваются, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Рязанской области Козакова С.В., просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства Экономического развития РФ Головнева Л.А., возражала против удовлетворения требований Фроловой Г.Г.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Рязанской области Синицин А.В., возражал против удовлетворения требований Фроловой Г.Г.

Заинтересованное лицо Правительство Рязанской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Заинтересованное лицо ООО» Аварком» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

Суд, выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Фроловой Г.Г. принадлежат на праве собственности земельные участки: земельный участок, общей площадью 11547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань; земельный участок, общей площадью 14282 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок, общей площадью 6394 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань; земельный участок, общей площадью5409 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок, общей площадью 3266, кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок,общей площадью 3228 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок, общей площадью 2566 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональные и обслуживающие здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань,;земельный участок,общейплощадью3948 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область;земельный участок, общей площадью 3067 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок,общей площадью2710 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань;земельный участок,общей площадью 5136 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань.

Изменение разрешенного использования произошло по решению заявителя от 08 ноября 2010 г. На 11 января 2011 года - дату постановки данных земельных участков на кадастровый учет, разрешенное использование указанных земельных участков было «для обслуживания производственной базы».

Согласно кадастровых паспортов на январь 2010 г. была установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков с разрешенным использованием «для обслуживания производственной базы»:земельного участка, в размере руб. 50 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 50 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,общей площадью 3948 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в размере руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 50 коп.
и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка,в размере руб. 00 коп.
и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр; земельного участка, в размере руб. 00
коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере руб. 50 коп. за 1 кв. метр;

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются исследованными судом материалами дела.

В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.

В силу пунктов 9.6 - 9.12 Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

Принятие решения о соответствии отчета Методическим рекомендациям по результатам проведенной проверки и оформление соответствующего акта отнесено к компетенции Роснедвижимости, которым, в случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляются согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.

Судом установлено, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области по состоянию на 01.01.2008 года в рамках государственного контракта №35.301007.499-0 от 11.12.2007 являлось ООО «АварКом», которым кадастровая стоимость земельных участков определена в отчете.

Данный отчет был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается письмом Роснедвижимости от 27 октября 2009 года N 15-8618-МП и приложенным к нему актом проверки. В пунктах 7 и 8 данного акта также говорится, что названный Отчет по проведению кадастровой стоимости соответствует Методическим указаниям, какие-либо замечания отсутствуют.

После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки были направлены в Управление Роснедвижимости по Рязанской области, которое 10 ноября 2009 года представило их на утверждение в администрацию области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Губернатора Рязанской области от 25 ноября 2009 года № 324.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, копии которых имеются в материалах дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Рязанской области проведена и с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.

В связи с чем, оснований для признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих заявителю Фроловой Г.Г. не имеется. Действия Управления Росреестра по Рязанской области, по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю Фроловой Г.Г., являются законными.

Довод заявителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования норм законодательства, подлежащих применению, не был осуществлен надлежащий сбор рыночной информации об объектах недвижимости, является несостоятельным.

При составлении названного отчета и проведении анализа рыночной стоимости земельных участков Рязанской области ООО "АварКом" была получена информация от агентств недвижимости - "Центрального агентства недвижимости", "Приоритет", "Новоселье" по предложениям о продажах недвижимости в Рязанской области. Эти и другие сведения подвергались исследованию ООО "АварКом" в соответствии с Методическими указаниями и Техническими рекомендациями, что нашло свое отражение в отчете.

Доводы заявителя о том, что собранная ООО «АварКом» рыночная информация о земельных участках являлась недостаточной для кадастровой оценки земель противоречит изложенным в отчете ООО «АварКом» данным, из которых следует, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков Рязанской области был осуществлен надлежащий сбор информации об объектах недвижимости.

Кроме того, за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Рязанской области осуществлялся контроль, проводимый компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью) и его территориальным Управлением в Рязанской области.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области, представленный ООО «АварКом» был предметом проверки в Роснедвижимости по всем показателям, в том числе на полноту и достоверность рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку земельных участков.

Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении ООО "АварКом" работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, само по себе не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Рязанской области кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

Ссылка заявителя на то, что ООО «АварКом» при составлении отчета № 2118-1/2008 при расчете кадастровой стоимости использовались факторы стоимости, состав которых не был согласован межведомственной комиссией, что привело к недостоверности результата, не нашли подтверждения в суде.

В силу пункта 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ № 39 от 15.02.2007 года, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Результатом государственной кадастровой оценки, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

В соответствии с п. 3.2.1. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года, состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования по форме на основании примерного перечня факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и анализа рынка недвижимости того вида разрешенного использования, к которому относятся земельные участки.

В состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов обосновывается и согласовывается на заседании межведомственной комиссии.

В целях сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков проводится анализ источников информации на предмет содержания в них сведений о значениях факторов стоимости и об объектах, описывающих территорию в разрезе факторов стоимости. Далее может быть принято одно из следующих решений (должно быть обосновано):

1) Отказ от сбора значений некоторых факторов стоимости (по причине отсутствия возможности сбора информации о значении данных факторов стоимости).

2) Замена источников информации, содержащих сведения о значениях факторов стоимости (если в результате анализа факторов стоимости и источников информации были определены иные источники информации, которые отличаются от заявленных в перечне источников).

3) Включение в список факторов стоимости, оказывающих влияние на формирование стоимости земельных участков на территории конкретного населенного пункта (например, близость к морю).

Протоколом межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Рязанской области от 08.02.2008 утвержден состав факторов стоимости земельных участков.

Как следует из отчета ООО «АварКом», после утверждения факторов стоимости был проведен более углубленный анализ всех факторов стоимости, в наибольшей степени влияющих на стоимость земельных участков в Рязанской области, на основании проведенного анализа были укрупнены факторы, которые поглотили в себя все факторы стоимости, утвержденные на межведомственной комиссии, и отображены в таблице 21 отчета ООО «АварКом».

В силу п. 2.2.5. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ № 39 от 15.02.2007 года рыночная информация является достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Доводы заявителя о том, что отчет ООО «Аварком» не соответствует пункту 9.2 Административного регламента, не содержит приложений к нему, в нем отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, не приложены копии материалов и распечаток, в отчете не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка принадлежащего заявителю и других участков, отчет не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, основанием для удовлетворения заявления не являются.

Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, нарушения Управлением Росреестра по Рязанской области законных прав и интересов заявителя, Фроловой Г.Г. суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Фроловой Г.Г. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

             Р Е Ш И Л:

Фроловой Г.Г. в удовлетворении заявления о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки земельных участков; о признании незаконными действия Управления Росреестра по Рязанской области, выразившееся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Рязани.

Судья:

Решение вступило в законную силу 01.02.12 г.