о признании решений незаконными и компенсации морального вреда



                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2011 года                               Советский районный суд гор. Рязани

в составе: судьи Милашовой Л.В.,

при секретаре Поповой Д.А.,

с участием:

представителя истца Самойловой Е.Д. - Самойлова А.В.,

представителя ответчика Правительства Рязанской области - Лукьяновой С.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области - Воронцовой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску

Самойловой Е.Д. к Правительству Рязанской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Рязанской области о признании решений незаконными, понуждении назначить межведомственную комиссию и компенсации морального вреда,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Самойлова Е.Д. обратилась в суд с настоящим иском к Правительству Рязанской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, мотивируя тем, что 22.10.2010 г. в адрес губернатора Рязанской области Ковалева О.И была подана жалоба её, участника Великой Отечественной войны, инвалида 1-ой группы, написанная на основании доверенности Самойловым А.В., по фактам открытого издевательства и самоустранения медперсоналом государственного учреждения здравоохранения Рязанской областной клинической больницы (ГУЗ РОКБ) от выполнения «Индивидуальной программы реабилитации инвалида» (ИПРИ), разработанной на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) от 04.08.2008 г. № 379н, в которой Самойлова Е.Д. просила Губернатора обязать Правительство Рязанской области назначить межведомственную комиссию (поскольку свидетели и ответчик относятся к разным ведомствам), с включением в её состав представителей заинтересованных сторон (областного Совета ветеранов, ГУЗ РОКБ, Рязанского государственного медицинского университета (РязГМУ) и Рязанского телевидения) и провести административное расследование с опросом свидетелей, занимавшихся лечением Самойловой Е.Д и наказать виновных должностных лиц администрации ГУЗ РОКБ в совершенных ими правонарушениях в соответствии со степенью их вины.

Однако Правительство Рязанской области самоустранилось от проведения административного расследования (межведомственная комиссия не создана, свидетели не опрошены, а сама жалоба была направлена для рассмотрения в Министерство здравоохранения (Минздрав) Рязанской области, а оттуда в ГУЗ РОКБ, действия должностных лиц которой и обжалуются). По существу имеет место сговор должностных лиц, т.е должностное преступление.

Как следствие перечисленных выше нарушений, Минздрав Рязанской области отделался отпиской в её адрес, в которой, в частности, сообщается, что приказом главного врача ГУЗ РОКБ от 11.11.2010 г. №207/к 06-4 заместителю главного врача по хирургии В.Г за допущенное некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения объявлено замечание, т.е степень вины с «издевательства и превышения должностных полномочий» была необоснованно (без создания межведомственной комиссии и без опроса свидетелей) переквалифицирована в «некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения», а заместителя главного врача Д и заведующего ортопедическим отделением И, которым вменяется превышение должностных полномочий, комиссия вообще не рассматривала.

10.02.2011 г. в адрес председателя Правительства Рязанской области ею была подана повторная жалоба на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц Правительства Рязанской области, которым была поручена организация и проведение административного расследования, но она также результатов не имела. В своем ответе в её адрес за подписью первого заместителя министра здравоохранения Рязанской области Г. сообщается, что в её обращениях в Правительство Рязанской области не содержится новых сведений, доводов и обстоятельств, и, в соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Минздрав Рязанской области вправе принять решение о прекращении дальнейшей переписки. В связи с тем, что должностные лица Правительства Рязанской области открыто вступили в сговор с администрацией ГУЗ РОКБ 18.02.2011 г., ею была подана жалоба в адрес Администрации Президента РФ, которую оттуда переадресовали в Минздравсоцразвития РФ в соответствии с компетенцией поставленных вопросов, но и она также результатов не имела. В своем ответе в её адрес за подписью заместителя директора Департамента Минздравсоцразвития РФ К.Г Коровка сообщается, что, по информации представленной Минздравом Рязанской области, приказом Минздрава Рязанской области от 07.10.2010 г. №589 была создана комиссия, которая рассмотрела указанные в её жалобах факты. Комиссией установлено, что обследование и лечение Самойловой Е.Д было проведено в полном объеме, в соответствии со стандартами лечения. Вместе с тем, за некорректное высказывание в адрес посетителей ГУЗ РОКБ на зам. главного врача по хирургии В.Г было наложено взыскание в виде замечания.

Таким образом, как указала истица, нарушено конституционное её право как участника Великой Отечественной войны, инвалида 1-ой группы, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, установленное ст.33 Конституции РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Поэтому Самойлова Е.Д. просила суд признать незаконными:

решение Правительства Рязанской области от 25.10.2010 г. №ОГ-8717, ОГ-8715: межведомственная комиссия не создана, принято заведомо нелигитимное решение о направлении жалобы на рассмотрение в Министерство здравоохранения Рязанской области, которое некомпетентно опрашивать свидетелей из РязГМУ, относящихся к ведомству Министерства здравоохранения и социального развития РФ, из-за чего свидетели не были опрошены, а виновные не наказаны, таким образом, не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

решение Министерства здравоохранения Рязанской области от 14.12.2010 г. №Сам-825 орезультатах административного расследования:.. .«Приказом главного врача ГУЗ РОКБ от 11.11.2010 г. № 207/к 06-4 заместителю главного врача по хирургии В.Г за допущенное некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения объявлено замечание», однако запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, кроме того необоснованно(без опроса свидетелей) степень вины с «издевательства над больными и превышения должностных полномочий» переквалифицирована в «некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения», а заместителя главного врача Д и заведующего ортопедическим отделением И, которым вменяется превышение должностных полномочий, вообще не рассматривали, т.е не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

решение Правительства Рязанской области от 15.02.2011 г. № ОГ-920, ОГ-919: в нарушении ст.15 Федерального закона РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» виновные за самоустранение от организации и проведения административного расследования не наказаны; кроме того межведомственная комиссия вновь не создана, повторно принято заведомо нелигитимное решение о направлении жалобы на рассмотрение в Министерство здравоохранения Рязанской области, которое некомпетентно опрашивать свидетелей из РязГМУ, т.е повторно не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

решение Министерства здравоохранения Рязанской области от 16.03.2011 г.
№ ВГ/11-1111: о прекращении дальнейшей переписки, которое нарушило конституционное право гражданина на обращение в государственные органы и
право на обращение с жалобой на принятое решение или действие (бездействие)
в связи с рассмотрением обращения в административном порядке;

решение Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.03.
2011 г. №10-4/314026-14: без рассмотрения обращения с выездом на место, оставившим без изменения нелигитимное решение Министерства здравоохранения Рязанской области, не обеспечившего назначение и проведение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрение обращения и не принявшего меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав.

Восстановить нарушенное конституционное право участника Великой Отечественной войны, инвалида 1-ой группы Самойловой Е.Д на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, установленное ст.33 Конституции РФ, Федеральный Закон 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: п.1 ст.2; п.1 ст. 3; п.2 и п.4 ст.5; п.4 и п.6 ст. 8; ч.1 и ч.3 п.1 ст.10; ст.15; ст.16).

Обязать Правительство Рязанской области назначить межведомственную комиссию (поскольку свидетели и ответчик относятся к разным ведомствам) с включением в ее состав представителей заинтересованных сторон (областного Совета ветеранов, Рязанского телевидения, ГУЗ Рязанской областной клинической больницы, Рязанского государственного медицинского университета и провести административное расследование с опросом свидетелей, занимавшихся лечением Самойловой Е.Д., и наказать виновных должностных лиц администрации ГУЗ Рязанской областной клинической больницы в совершенных ими правонарушениях, в соответствию со степенью их вины (ч.1 и ч.3 п.1 ст.10 и ст.15 Федерального закона РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Возместить ей за счет ответчиков моральный вред, который заключается в необеспечении объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, в случае необходимости, с участием гражданина и с выездом на место, а также в непринятии мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п.2 ст.9 и ч.1 и ч. 3 п.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») из-за неправомерных действий (бездействия) ответчиков при рассмотрении обращений, в сумме 100 000 рублей и распределить его между виновными в равных долях (п.1 ст. 16 Федерального закона от 2.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

В процессе производства по делу истица Самойлова Е.Д. свои исковые требования увеличила, указав, что на судебном заседании 13.10.2011 г. представителем ответчика Правительства Рязанской области были представлены заведомо сфальсифицированные документы (решение Министерства здравоохранения Рязанской области от 19.11.2010 года № Сам-825 на вх. № ОГ-8717, ОГ-8715 от 22.10.2010 года, отправленное в адрес Вице-губернатора А.В. Шевелева, в котором указано, что на основании приказа Минздрава Рязанской области от 7.10.2010 года была создана комиссия, т.е. получается, что комиссия была создана до поступления обращения заявителя в адрес Губернатора Рязанской области, вх. № 8715 от 22.10.2010 года; письмо Минздрава Рязанской области в адрес Вице-губернатора А.В. Шевелева от 20.10.2010 года № Сам-727 на вх. № ОГ-7600 от 22.09.2010 года, согласно которому главным врачом ГУЗ РОКБ А. по телефону А.В. Самойлов приглашен на личную встречу для предложения путей решения возникшей ситуации, дата встречи будет определена А.В. Самойловым, поскольку в действительности телефонный разговор был, встреча была назначена на 22.10.2010 года в общественной приемной Правительства Рязанской области, для чего представитель истца А.В. Самойлов записался на прием к Министру здравоохранения Л.Н. Тюриной, однако, представители ГУЗ РОКБ на встречу не прибыли. На прием, который вел заместитель Министра здравоохранения Рязанской области прибыли только профессор Рязанского государственного медуниверситета (РязГМУ) профессор Н. и представитель истца А.В Самойлов, которые просили провести объективную проверку изложенных в жалобе в адрес Президента РФ фактов, с опросом свидетелей из РязГМУ, указанных в жалобе, а также сами пожелали поучаствовать в работе комиссии, но в этом было отказано, потому было подано письменное обращение с вышеизложенной просьбой в адрес Губернатора Рязанской области и в Минздрав Рязанской области, вх. №ОГ-8717, ОГ-8715 от 22.10.10 г. Поэтому просила суд считать незаконными протокол комиссионного разбора обращения А.В Самойлова в Минздраве Рязанской области от 11.10.2011 г.; ответ Минздрава Рязанской области в адрес Вице-губернатора А.В Шевелева от 20.10.2010 г. №Сам-727 на вх. №ОГ-7600 от 22.09.2010 г.; решение Правительства Рязанской области о направлении обращения заявителя вх. №8715 от 22.10.2010 г., в обход Вице-губернатора А.В Шевелева, заместителю Губернатора по социальным вопросам П.; приказ главного врача ГУЗ РОКБ от 11.11.2010 г. №207/к 06-4; ответ Минздрава Рязанской области в адрес вице-губернатора А.В Шевелева №Сам-825 (дата не установлена) на вх. №ОГ-8717, ОГ-8715 от 22.10.2010 г.; все решения ответчиков, принятые на основе вышеуказанных незаконных документов: решение Правительства Рязанской области от 25.10.2010 г. № ОГ--8717, ОГ-8715 по обращению заявителя; решение Минздрава Рязанской области ot14.12.2010 г. № Сам-825 на вх. №ОГ-7600 от17.09.2010 г.; решение Правительства Рязанской области от 15.02.2011 г. № ОГ-920, ОГ-919 от 15.02.2011 г. по жалобе заявителя; решение Минздрава Рязанской области от 16.03.2011 г. №ВГ/11-1111 на вх. № ОГ-920, ОГ-919 от 15.02.2011 г.; решение Минздравсоцразвития России от 25.03.2011 г. №10-4/314026-14 по жалобе заявителя, вх. №А26-14-107749 от 22.02.2011 г.

Поэтому Самойлова Е.Д. просила суд взыскать в ее пользу с ответчиков компенсацию морального вреда, увеличив ее до суммы 1 100 000 рублей, в остальной части исковые прежние требования оставила без изменений.

В судебном заседании представитель истца Самойловой Е.Д. - Самойлов А.В. исковые требования Самойлова Е.Д. поддержал по тем же основаниям.

Представители ответчиков - Правительства Рязанской области и Министерства здравоохранения Рязанской области исковые требования Самойловой Е.Д. не признали, указав, что на обращения Самойловой Е.Д. ответчиками были приняты предусмотренные законом меры.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд находит исковые требования Самойловой Е.Д. необоснованными.

Статья 33 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статьей 2 данного Закона закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно ст. 9 Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 16 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Срок рассмотрения письменного обращения гражданина установлен ст. 12 Закона и составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах и у иных должностных лиц, руководителю государственного органа или уполномоченному должностному лицу предоставлено право продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

На основании ст. 8 Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам.

В соответствии со ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Судом установлено, что Самойловым А.В. была направлена жалоба на имя Президента Российской Федерации, поступившая 11.09.2010 года за вх. № 486270-8, копия которой была направлена Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации, поступившая 15.09.2010 года, в которой Самойлов А.В. указал, что в своих обращениях в адрес Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2010 года вх. № 330152 и от 13.08.2010 года вх. № 351264, по поводу хамского обращения с больными должностных лиц администрации Рязанской ОКБ, в которых указывалось, что при госпитализации и после операции больных ветеранов ВОВ размещают в коридорах и в общих, а не в отдельных палатах, как это положено; в нарушение п. 20 Постановления правительства РФ от 20.02.2006 года не позволяют делать операции по эндопротезированию тазобедренного сустава иногородним больным; необоснованно переселяют послеоперационных больных из отделения в отделение, из палаты в палату, вместо того, чтобы заниматься их лечением; в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 8.05.2009 года зам. главного влача Рязанской ОКБ по хирургии В.Г., в присутствии Рязанского телевидения выгнал из палаты медперсонал и студентов РязГМУ, пришедших поздравить больных ветеранов ВОВ с праздником Победы, в связи с чем он и его мама Самойлова Е.Д., являющаяся ветераном Великой Отечественной войны, настаивали на проведении служебного расследования и наказании виновных. Однако, в обоих случаях служебное расследование проводилось администрацией Рязанской ОКБ, действий которой и обжалуются, хотя он просил Минздравсоцразвития РФ поручить проведение расследования Министерству здравоохранения Рязанской области. В результате администрация Рязанской ОКБ в обоих случаях отделалась откровенными лживыми «отписками» в его адрес, а свидетелей безобразий, творимых в Рязанской ОКБ, которых он просил опросить в процессе служебного расследования, вообще никто не опрашивал. Таким образом, Министерство здравоохранения Рязанской области самоустранилось от проведения служебного расследования и привлечения к ответственности должностных лиц администрации Рязанской ОКБ, за хамское отношение к больным ветеранам Великой Отечественной войны, а Минсоцздравразвития РФ откровенно потворствует нарушителям трудовой дисциплины. В своей жалобе Самойлов А.В. просил оказать содействие в назначении и проведении объективного служебного расследования и привлечения к административной ответственности должностных лиц администрации Рязанской ОКБ, виновных в хамском обращении к больным ветеранам ВОВ.

Указанная жалоба была 11 сентября 2010 года из управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций 11 сентября 2010 года направлена на рассмотрение в Правительство Рязанской области, куда поступила 17 сентября 2010 года за № ОГ-7600.

22 сентября 2010 года данная жалоба была направлена Правительством Рязанской области Министру здравоохранения Рязанской области.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами установлен ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно которой государственный орган или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено, что приказом Министерства здравоохранения Рязанской области от 7 октября 2010 года в связи с обращением Самойлова А.В. к Президенту РФ по вопросу организации работы в ГУЗ «Рязанская областная клиническая больница» в целях всесторонней проверки фактов, изложенных в обращениях, создана комиссия с включением в нее представителей Минздрава Рязанской области, заседание которой назначено на 11 октября 2010 года и которой предписано акт комиссионного разбора представить для рассмотрения в Министерство к 18 октября 2010 года.

Приказом заместителя Министра здравоохранения Рязанской области от 18.10.2010 года в связи с необходимостью дополнительной проверки фактов, касающихся действий заместителя главного врача по хирургии ГУЗ РОКБ В.Г. продлен срок представления в Министерство акта комиссионного разбора, установленный приказом от 7 октября 2010 года, до 12 ноября 2010 года.

Протоколом комиссионного разбора обращения Самойлова А.В. по вопросу организации работы в ГУЗ «Рязанская областная клиническая больница» в связи с обращением Самойлова А.В. Президенту РФ установлено, что обследование Самойловой Е.Д. проведено в полном объеме; оперативное лечение Самойловой Е.Д. оказывалось в соответствии со стандартом лечения; посещение больных в ГУЗ РОКБ разрешается согласно порядку, установленному администрацией лечебного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами; посещение больных в ГУЗ РОКБ разрешается согласно порядку, установленному администрацией лечебного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. Приказам главного врача ГУЗ РОКБ от 04.04.2008 года № 01-34-53 «Об ответственности по профилактике ВБИ в ГУЗ РОКД» за организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике и борьбе с внутрибольничными инфекциями в стационаре отвечает зам. главного врача по медицинской части и заместитель главного врача по хирургии. 8 мая 2009 года представителями телекомпании «Ока» без согласования с администрацией ГУЗ РОКБ, с нарушением формы одежды, предусмотренной «правилами посещения больных», была предпринята попытка проведения телевизионных съемок. Тем самым нарушен внутренний распорядок больничного учреждения, что могло послужить причиной заноса инфекции на территорию отделения и инфицирования отделения и послеоперационных больных. Заместителем главного врача по хирургии В.Г., осуществляющим контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом ГУЗ РОКБ, представители телекомпании были приглашены к главному врачу, который объяснил руководству телекомпании «Ока» правила проведения съемок в лечебных учреждениях, после чего корреспонденты были отозваны. Комиссией выявлено, что характер общения заместителя главного врача по хирургии В.Г. с Самойловым А.В. и представителями телекомпании не в полной мере соответствовал нормам медицинской этики и деонтологии. Приказом главного врача ГУЗ «Рязанская областная клиническая больница» от 11.11.2010 года № 207/к 06-4 зам. главного врача по хирургии В.Г. за допущенной некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения объявлено замечание. Администрация ГУЗ РОКБ готова встретиться с Самойловым А.В. для рассмотрения поставленных им вопросов и путей их решения в сложившейся ситуации, о чем заявитель был извещен по телефону. Комиссия постановила: главному врачу ГУЗ РОКБ взять под личный контроль соблюдение правил этики в общении с пациентами и посетителями.

Указанный протокол был представлен в Министерство здравоохранения Рязанской области к 12.11.2010 года, что подтвердил представитель ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области в судебном заседании.

Таким образом, вышеуказанная жалоба Самойлова А.В. была рассмотрена созданной Министерством здравоохранения Рязанской области комиссией, с учетом продления срока рассмотрения обращения, в установленный нормой ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок.

14 декабря 2010 года Самойлов А.В. Министерством здравоохранения Рязанской области за № Сам-825 от 14.12.2010 года уведомлен о результатах рассмотрения его обращения, поступившего в Администрацию президента РФ, комиссией Минздрава Рязанской области.

Все вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией жалобы Президенту РФ Самойлова А.В., копиями сопроводительного письма Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в Правительство рязанской области № А26-11-486270 от 11.09.2010 года, сопроводительного письма Вице-губернатора Рязанской области Министру здравоохранения Рязанской области № ОГ-7600 от 22.09.2010 года; приказа от 18.10.2010 года заместителя Министра здравоохранения Рязанской области, сообщения в адрес Вице-губернатора Рязанской области первого заместителя Министра здравоохранения Рязанской области от 20.10.2010 года № Сам-727, сообщения Министра здравоохранения Рязанской области Вице-губернатору Рязанской области от 19.11.2010 года № Сам-825, сообщения Самойлову А.В. Министра здравоохранения Рязанской области № Сам-825 от 14.12.2010 года и объяснениями в судебном заседании представителя истца и представителей ответчиков - Правительства Рязанской области и Министерства здравоохранения Рязанской области.

Судом также установлено, что 22 октября 2010 года Самойловым А.В. в Правительство Рязанской области на имя Губернатора Рязанской области были поданы обращения от его имени за № ОГ-8715 и № ОГ-8717, копия которого 26 октября 2010 года Самойловым А.В. была направлена Министру здравоохранения Рязанской области за № Сам-825, с аналогичным содержанием, в которых он указал, что в Правительстве Рязанской области находится на рассмотрении жалоба его матери ветерана Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы Самойловой Е.Д., поступившая из администрации Президента РФ по поводу хамского обращения с больными должностных лиц администрации Рязанской областной клинической больницы, в связи с тем, что при госпитализации ее разместили в коридоре на кушетке; зам. главного врача Д. необоснованно отказала в проведении операции, мотивируя тем, что она иногородняя, и только после того, как Самойлов А.В. собрался обратиться в суд, разрешение на операцию было получено; после операции ее разместили в общей палате на 6 человек на солнечной стороне с высокой температурой воздуха, где она потела и задыхалась, хотя имелись пустые палаты для ветеранов ВОВ; вместо того, чтобы заниматься послеоперационной реабилитацией, ее на основании распоряжения зам. главного врача ОКБ В.Г. необоснованно перевели из 17 ортопедического отделения в 16 травматологическое отделение в «гнойный блок» (умирать?), не уведомив об этом зав. Кафедрой травмотологии и ортопедии Рязанского ГМУ профессора Н.., проводившего операцию и лечащего врача доцента Ю.; в канун 65-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 8 мая 2009 года заместитель главного врача Рязанского ОКБ по хирургии В.Г., в присутствии Рязанского телевидения, выгнал из палаты 16 травматологического отделения медперсонал, студентов Рязанского ГМУ и родственников (его, Самойлова А.В., его жену, сына с женой), пришедших поздравить больных ветеранов ВОВ с праздником Победы.

В данных обращениях Самойлов А.В. также указал, что, как ему стало известно, при рассмотрении жалобы его матери Самойловой Е.Д. в Министерстве здравоохранения Рязанской области возникли неразрешенные вопросы, в частности, они не могут взять письменные объяснения с должностных лиц Рязанского ГМУ кафедры травматологии и ортопедии и ВПХ, занимавшихся лечением его матери и являющихся свидетелями перечисленных выше безобразий, творимых администрацией Рязанской ОКБ, так как эти лица работают в Министерстве образования. Исходя из этого, а также с целью проведения объективного административного расследования по фактам нарушений трудовой дисциплины должностными лицами Рязанской ОКБ, Самойлов А.В. просил включить (назначить) в комиссию по проведению административного расследования, касающегося поступившей жалобы, представителей из Министерства образования Рязанской области и поручить им взять письменные объяснения с сотрудников Рязанского ГМУ, являющихся свидетелями выше указанных безобразий, творимых администрацией рязанской ОКБ; поскольку он дневал и ночевал возле своей больной мамы в Рязанской ОКБ в период ее лечения с 7 апреля по 8 мая 2009 года, приобщить его объяснительную записку, касающуюся данной жалобы, к материалам расследования; во избежание повторной жалобы в адрес Президента РФ и ненужной лишней траты времени, взять проведение административного расследования под контроль; уведомить его о принятом решении по его обращению и о результатах административного расследования.

Указанные обращения, адресованные на имя Губернатора Рязанской области, поступившие 22.10.2010 года в Правительство Рязанской области в 7-дневный срок были направлены на рассмотрение в Министерство здравоохранения Рязанской области, о чем Самойлову А.В. 25.10.2010 года сообщено начальником отдела по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Рязанской области уведомлением № ОГ-8717; 8715, в котором указывалось, что о результатах рассмотрения обращений его проинформируют.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями обращений Самойлова А.В. в Правительство Рязанской области № ОГ-8715 и № ОГ-8717 с отметками об их поступлении 22.10.2010 года в Правительство Рязанской области и поступлении копии обращений в Министерство здравоохранения Рязанской области 26.10.2010 года за № Сам-825; копией сообщения от 25.10.2010 года № ОГ-8717; ОГ-8715 начальника отдела по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Рязанской области в адрес Самойлова А.В., указаниями заместителя председателя Правительства рязанской области Министру здравоохранения Рязанской области от 22.10.2010 года с отметкой и рассылке согласно резолюции 25.10.2010 года, и не оспаривались лицами, участвующими в деле.

10 февраля 2011 года Самойловым А.В. Председателю Правительства Рязанской области были поданы жалобы № ОГ-919 и ОГ-920 с содержанием, аналогичным указанным в обращениях № ОГ-8715 и № ОГ-8717 от 22.10.2010 года, в которых, кроме того, указывалось на некорректное поведение и самоустранение от выполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида медперсоналом ГУЗ Рязанская областная клиническая больница, где его мать Самойлова Е.Д. проходила лечение в период с 8.04.2009 года по 8.05.2009 года, в которых Самойлов А.В. просил наказать виновных за самоустранение от проведения административного расследования; повторно назначить и провести административное расследование, для чего создать комиссию с включением в ее состав представителей Министерств: здравоохранения, социального развития области, а также представителей РязМГУ и областного Совета ветеранов; наказать в административном порядке должностных лиц ГУЗ РОКБ, виновных в некорректном отношении к ветерану Великой Отечественной войны и в самоустранении от выполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ, карта № 790 к акту освидетельствования № 856 от 13.04.2009 года филиал № 3 ГБ МСЭ по Рязанской области Самойловой Е.Д., о результатах административного расследования проинформировать его, администрацию ГУЗ РОКБ, администрацию РязГМУ, Минздравсоцразвития РФ, Администрацию Президента РФ и заинтересованных лиц в части, их касающейся.

Указанные жалобы Правительством Рязанской области в 7-дневный срок были направлены на рассмотрение в Министерство здравоохранения Рязанской области, о чем Самойлову А.В. начальником отдела по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Рязанской области направлено уведомление № ОГ-920, ОГ-919 от 15.02.2011 года, в котором указано, что о результатах рассмотрения его проинформируют.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями жалоб Самойлова А.В. № ОГ-919 от 10.02.2011 года и № ОГ-920 от 10.02.2011 года с отметками о поступлении в Правительство Рязанской области, сообщением в адрес Самойлова А.В. начальника отдела по работе с обращениями граждан от 15.02.2011 года № ОГ-920, ОГ-919, указаниями заместителя председателя Правительства Рязанской области от 11.02.2011 года Министру здравоохранения Рязанской области с отметкой о направлении согласно резолюции 14.02.2011 года.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Рязанской области, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области № 90 от 9 июня 2008 года, Министерство здравоохранения Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере здравоохранения, в полномочия которого входит контроль за деятельностью государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Министерства; обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, и дача письменных ответов на них в порядке, установленном законодательством; организация и проведение проверок деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства; организация в пределах своей компетенции ведомственного контроля качества медицинской помощи; контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, в связи с чем решение поставленных в обращении Самойлова А.В. от 22.10.2010 года № ОГ-8715 и ОГ-8717 и в жалобах Самойлова А.В. № ОГ-919 и ОГ-920 от 10.02.2011 года вопросов входит в компетенцию Министерства здравоохранения Рязанской области.

Поэтому оспариваемые решения Правительства Рязанской области № ОГ-8717; ОГ-8715 и № ОГ-920, ОГ-919 о направлении в установленный законом срок обращений Самойлова А.В. от 22.10.2010 года № ОГ-8715 и № ОГ-8717 и жалоб Самойлова А.В. № ОГ-919 и ОГ-920 от 10.02.2011 года в Министерство здравоохранения Рязанской области соответствуют требованиям закона.

Статьей 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Судом установлено, что 13 августа 2010 года Самойловым А.В. в Министерство здравоохранения и социального развития РФ было направлено обращение, во котором он указал, что в своем обращении по поводу хамского отношения к больным заместителя главного врача Рязанской ОКБ В.Г. он и его мать Самойлова Е.Д. настаивали на проведении служебного расследования. В своем обращении Самойлов А.В. указывал на факты, имевшие место в период лечения его матери в Рязанской ОКБ с 8 апреля 2009 года по 8 мая 2009 года, аналогичные указанным им впоследствии в жалобе на имя Президента Российской Федерации от 11.09.2010 года вх. № 486270-8.

Обращение от 13 августа 2010 года было направлено на рассмотрение в Министерство здравоохранения Рязанской области.

Заместителем Министра здравоохранения Рязанской области данное обращение было рассмотрено, проведена проверка, и 23 августа 2010 года за исх. № Сам-599 Самойлову А.В. был дан ответ.

Данные обстоятельства подтверждаются копией обращения Самойлова А.В. в Министерство здравоохранения Рязанской области от 13.08.2010 года с пояснительной запиской к нему, копией сообщения № Сам-599 от 23.08.2010 года заместителя Министра здравоохранения Рязанской области в адрес Самойлова А.В. и объяснениями представителя ответчика Министерства здравоохранения Рязанской области в судебном заседании.

На жалобы, поступившие в Правительство Рязанской области от Самойлова А.В. 10.02.2011 года №№ ОГ-919 и ОГ-920, направленные Правительством Рязанской области 14.02.2011 года согласно резолюции на рассмотрение Министру здравоохранения Рязанской области, первым заместителем Министра здравоохранения Рязанской области в 30-дневный срок со дня поступления жалоб 16 марта 2011 года было принято решение о безосновательности данных обращений и прекращении дальнейшей переписки с гражданином, поскольку на аналогичные жалобы в Минздравсоцразвития РФ и в Администрацию Президента РФ Самойлову А.В. давались письменные ответы (23.08.2010 года и 14.12.2010 года соответственно) комиссией, созданной приказом Министерства здравоохранения № 589 от 7.10.2010 года, рассмотрены указанные в жалобах факты.

О принятом решении сообщено Самойлову А.В. первым заместителем Министра здравоохранения Рязанской области за № ВГ/11-1111 от 16 марта 2011 года.

Проанализировав содержание жалоб Самойлова А.В. №№ ОГ-919 и ОГ-920 от 10.02.2011 года и вышеуказанных ранее направленных обращений Самойлова А.В. в адрес Президента РФ и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, суд находит принятое первым заместителем Министра здравоохранения Рязанской области решение о безосновательности обращений Самойлова А.В. №№ ОГ-919 и ОГ-920 от 10.02.2011 года и прекращении дальнейшей переписки обоснованным и не противоречащим ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку в данных жалобах Самойлова А.В. не содержится новых сведений, доводов и обстоятельств, ранее не являвшихся предметом рассмотрения государственных органов.

18 февраля 2011 года Самойловым А.В. на имя Президента Российской Федерации была подана жалоба, копия которой направлена в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в которой сообщалось, что ранее Президенту Российской Федерации была направлена жалоба его мамы, ветерана ВОВ, инвалида 1 группы Самойловой Е.Д. по фактам открытого издевательства и самоустранения медперсоналом государственного учреждения здравоохранения Рязанской областной клинической больницы (ГУЗ РОКБ) от выполнения «Индивидуальной программы реабилитации инвалида» (ИПРИ), разработанной на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) от 04.08.2008 г. № 379н, в которой содержалась просьба поручить администрации Рязанской области назначить и провести административное расследование, для чего создать комиссию с включением в ее состав представителей Минздрава, Минсоцзащиты, РязГМУ, ГУЗ РОКБ, Рязанского телевидения и Совета ветеранов, т.е. всех заинтересованных сторон, опросить свидетелей перечисленных выше безобразий, занимавшихся лечением Самойловой Е.Д и наказать виновных, которая была переадресована для рассмотрения по существу в Правительство Рязанской области. Однако Правительство Рязанской области самоустранилось от проведения административного расследования (комплексная комиссия не была создана, свидетели не опрошены, а сама жалоба была направлена для рассмотрения в Министерство здравоохранения (Минздрав) Рязанской области, действия которого и обжалуются. Как следствие перечисленных выше нарушений, Минздрав Рязанской области отделался очередной лживой отпиской в его адрес, в которой, в частности, сообщается, что приказом главного врача ГУЗ РОКБ от 11.11.2010 г. №207/к 06-4 заместителю главного врача по хирургии В.Г за допущенное некорректное высказывание и ненадлежащий тон общения объявлено замечание, которое явно не соответствует содеянному, а заместителя главного врача председателя КЭК Д. и начальника ортопедического отделения ГУЗ РОКБ И. вообще не наказали. В жалобе Самойлова А.В. была изложена суть претензий, аналогичных указанным в его обращениях на имя Губернатора Рязанской области за № ОГ- 8715, № ОГ-8717, № ОГ-919 и № ОГ-920. В своей жалобе Самойлов А.В. просил поручить правительству Рязанской области повторно провести административное расследование по фактам превышения должностных полномочий и самоустранения медперсоналом ГУЗ РОКБ от выполнения функциональных обязанностей, в рамках «гос. программы реабилитации инвалида» (ИПРИ), разработанной согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 4.08.2008 года № 379-н; поручить Минздравсоцразвития РФ по результатам административного расследования произвести кадровые перестановки в администрации ГУЗ Рязанская областная клиническая больница.

22 февраля 2011 года указанная жалоба была адресована Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, куда направлена почтой 25 февраля 2011 года за № А26-14-107749.

В установленный законом срок 25 марта 2011 года заместителем директора Департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения данное обращение было рассмотрено и сообщено в адрес Самойлова А.В. за № 10-4/314026-14 от 25.03.2011 года о том, что Министерством здравоохранения Рязанской области приказом № 589 от 7.10.2010 года была создана комиссия, которая рассмотрела указанные в жалобах факты и установила, что обследование и лечение Самойловой Е.Д. было проведено в полном объеме в соответствии со стандартами лечения. Вместе с тем, за некорректное высказывание в адрес посетителей ГУЗ РОКБ на заместителя главного врача по хирургии В.Г. было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией жалобы Самойлова А.В. от 18.02.2011 года, сопроводительным письмом № А26-14-107749 от 22.02.2011 года Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, сообщением в адрес Самойлова А.В. заместителя директора Департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.03.2011 года № 10-4/314026-14.

Доводы представителя истца о том, что представленные ответчиками документы сообщение Министерства здравоохранения Рязанской области от 19.11.2010 года № Сам-825 на вх. № ОГ-8717, ОГ-8715; письмо Минздрава Рязанской области в адрес Вице-губернатора А.В. Шевелева от 20.10.2010 года № Сам-727 на вх. № ОГ-7600; протокол комиссионного разбора обращения А.В Самойлова в Минздраве Рязанской области от 11.10.2011 г.; решение Правительства Рязанской области о направлении обращения заявителя вх. №8715 от 22.10.2010 г., в обход Вице-губернатора А.В Шевелева, заместителю Губернатора по социальным вопросам; приказ главного врача ГУЗ РОКБ от 11.11.2010 г. №207/к 06-4; ответ Минздрава Рязанской области в адрес вице-губернатора А.В Шевелева №Сам-825 на вх. №ОГ-8717, ОГ-8715; решение Минздрава Рязанской области от 18.03.2011 г. № ВГ/11-1134 на вх. № ОГ-919, ОГ-920 от 15.02.2011 г., никакими доказательствами по делу не подтверждены.

Таким образом, судом установлено, что все обращения и жалобы Самойлова А.В. относительно прохождения лечения Самойловой Е.Д. в ГУЗ РОКБ были рассмотрены в установленные законом сроки уполномоченными государственными органами, на указанные обращения Самойлову А.В. даны ответы, не противоречащие закону, и приняты меры, направленные на восстановление прав и законных интересов Самойловой Е.Д.

Факт уведомления Самойлова А.В. сообщением № Сам-825 от 14.12.2010 года о результатах рассмотрения его обращения, направленного в администрацию Президента РФ за № 486270-8 от 11.09.2010 года, поступившего Министру здравоохранения Рязанской области 22.09.2010 года, за пределами 60-дневного срока, основанием для признания самого указанного решения Министерства здравоохранения по обращению Самойлова А.В. незаконным, не является.

В силу ст. 3 ГПК РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан.

Все обращения и жалобы, которые являлись предметом проверки государственными органами и по которым были приняты оспариваемые решения, направлялись в государственные органы от имени другого лица - Самойлова А.В.

Доводы истца о несогласии с принятыми решениями по существу основанием для удовлетворения ее исковых требований не являются, поскольку судом не установлено нарушений действиями ответчиков прав истца на обращение в государственные органы, за защитой которых Самойлова Е.Д. обратилась в суд с настоящим иском.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Самойловой Е.Д. о признании оспариваемых решений незаконными суд не находит.

Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными решений Правительства Рязанской области от 25.10.2010 года № ОГ-8717, ОГ-8715, решения Министерства здравоохранения Рязанской области от 14.12.2010 года № Сам-825, установленный ст. 256 ГПК РФ в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, поскольку в суд с настоящим иском Самойлова А.В. обратилась согласно штампу на конверте заказного письме в адрес Советского районного суда гор. Рязани 14 апреля 2011 года, т.е. по истечении 3 месяцев со дня уведомления истца о принятых решениях сообщением Правительства Рязанской области 25.10.2010 года № ОГ-8717, ОГ-8715, и сообщением Министерства здравоохранения Рязанской области от 14.12.2010 года № Сам-825.

Доказательств уважительности причин пропуска установленного срока обращения в суд истцом не представлено, что также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.

На основании ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а туже в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ч. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

Положениями ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Суду не представлено доказательств того, что в результате действий ответчиков, связанных с направлением ответов на обращения, было допущено нарушение личных неимущественных прав истицы Самойловой Е.Д. и ей причинены нравственные страдания, поэтому исковые требования Самойловой Е.Д. о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Истцом не указано оснований для возложения на ответчика - Правительство Рязанской области обязанности по назначению межведомственной комиссии с включением в ее состав представителей заинтересованных сторон и проведения административного расследования с опросом свидетелей.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемых истцом решений незаконными, обязании Правительства Рязанской области назначить межведомственную комиссию для рассмотрения указанных в жалобах и обращениях фактов и провести административное расследование и наказать виновных должностных лиц администрации ГУЗ Рязанской областной клинической больницы в совершенных ими правонарушениях, взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда, заключающегося в необеспечении объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений и непринятии мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Самойловой Е.Д. к Правительству Рязанской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Рязанской области о признании решений незаконными, понуждению назначить межведомственную комиссию и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через советский районный суд гор. Рязани.

Судья:                                                                                                                   

Решение вступило в законную силу 14.03.12 г.