публикация дело № 2-953/152 по иску о признании права на долю в праве собственности на имущество



Дело № 2-953/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 г.

Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Склизковой Е.Л.

при секретаре Зеленской М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобровникова О. Г. к Бобровниковой И. Г. о признании права на долю в праве собственности на имущество,

установил:

Бобровников О.Г. обратился в суд с иском к Бобровниковой И.Г. о признании права на долю в праве собственности на имущество, указав, что его мать Б.Т.П. являлась членом ГСК «Волга», полностью оплатила паевой взнос за гаражный бокс <данные изъяты> находящийся в районе <данные изъяты> в <данные изъяты>. <данные изъяты> Б.Т.П. умерла. Не успев вступить в права наследования, умер отец истца Б.Г.П., после смерти которого истец и ответчица унаследовали в равных долях жилой дом по <данные изъяты> в <данные изъяты> и квартиру <данные изъяты> Истец полагает, что в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти отца, должны были быть включены имущественные права, связанные с членством матери в ГСК «Волга». Однако право собственности на спорный гаражный бокс единолично зарегистрировала на себя Боровникова И.Г., что нарушает наследственные права истца.

Ссылаясь на положения ст. ст. 218, 1152 Гражданского кодекса РФ, Бобровников О.Г. просит суд включить в состав наследства, оставшегося после смерти Б.Т.П. гаражный бокс <данные изъяты> «Д» в ГСК «Волга», находящийся в районе <данные изъяты> в <данные изъяты>; признать недействительным право собственности Бобровниковой И.Г. на спорный гаражный бокс; признать недействительной и аннулировать запись <данные изъяты> от <данные изъяты> о регистрации права собственности Бобровниковой И.Г. на спорный объект, признать за Бобровниковым О.Г. право собственности на 1/2 долю в праве на гаражный бокс.

В судебном заседании представитель Бобровникова О.Г. по доверенности Боев Е.В. исковые требования поддержал по прежним доводам, пояснил, что о том, что ответчица зарегистрировала право собственности на спорный гаражный бокс, истцу стало известно в декабре 2011 года из информации Управления Росреестра по <данные изъяты> о правообладателе объекта недвижимости. Получив эти сведения, истец 15.12.2011 обратился к нотариусу с просьбой о содействии в получении справки о содержании правоустанавливающих документов на гаражный бокс, в ответ на который было получено сообщение об отказе в предоставлении соответствующих сведений. Дополнил, что согласно ответа председателя ГСК «Волга», полученного по адвокатскому запросу в январе 2012 г., паевой взнос за гаражный бокс был выплачен матерью истца Б.Т.П., после смерти которой ответчица была принята в члены ГСК.

Представитель Бобровниковой И.Г. по доверенности Золотарев Р.Г. в судебном заседании исковые требования Бобровникова О.Г. не признал, представил суду возражения на иск, письменные пояснения Бобровниковой И.Г., из которых следует, что стороны являются родными братом и сестрой, при жизни их матерью Б.Т.П. было написано заявление о выходе из членства ГСК «Волга» и передаче своего пая Бобровниковой И.Г. На основании этого заявления 12.12.2006 г. ответчица была принята в члены ГСК, и 02.02.2009 зарегистрировала право собственности на спорный гаражный бокс. О передаче Б.Т.П. пая в ГСК «Волга» Бобровниковой И.Г. истцу было известно, поскольку в 2005 году стороны проживали совместно с родителями в одной квартире по адресу: <данные изъяты>. Представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности для защиты своего права. Кроме того, по мнению представителя ответчика, Бобровников О.Г. пропустил установленный законом срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Б.Т.П., не представил суду доказательства уважительности причин его пропуска, в связи с чем не может претендовать на наследство, открывшееся после смерти матери.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель ГСК «Волга» Попов В.Н. пояснил, что членом гаражно-строительного кооператива с 1973 года являлась Б.Т.П., которая полностью выплатила паевой взнос за гаражный бокс <данные изъяты>. После смерти Б.Т.П. к нему, предоставив свидетельство о смерти матери, обратилась Бобровникова И.Г. с заявлением о вступлении в члены ГСК, на основании чего она с 12.12.2006 была принята в члены кооператива. О том, что имеются другие наследники, Бобровникова И.Г. не сообщила. При жизни Б.Т.П. с заявлением о передаче своего пая дочери не обращалась.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменные возражения на иск, из которых следует, право собственности Бобровниковой И.Г. на спорный гаражный бокс было зарегистрировано на основании справки ГСК «Волга», выданной от 30.06.2008.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетеля суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что Бобровников О.Г. и Бобровникова И.Г. являются родными братом и сестрой, родителями которых были Б.Т.П. и Б.Г.П.

<данные изъяты> Б.Т.П. умерла.

Не успев в установленном законом порядке оформить наследство после смерти супруги, <данные изъяты> умер Б.Г.П., после смерти которого стороны унаследовали в равных долях жилой дом по <данные изъяты> в <данные изъяты> и квартиру № <данные изъяты>

Данные обстоятельства представители сторон подтвердили в судебном заседании.

При этом, согласно свидетельства о праве на наследство по закону <данные изъяты> от <данные изъяты>, жилой дом, находящийся по адресу: <данные изъяты>, включен в наследственную массу после смерти Б.Г.П., как наследственное имущество, принятое им после смерти супруги Б.Т.П., в отношении которого наследодатель не оформил свои наследственные права. Свидетельство о праве на наследство по закону никем не оспорено.

В соответствии со статьей 1156 Гражданского кодекса РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону (наследственная трансмиссия).

Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях.

Согласно п. 1 ст. 1156 ГК РФ право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.

Таким образом, после смерти Б.Г.П. стороны приняли как принадлежащее ему лично имущество, так и на основании ст. 1156 ГК РФ в порядке наследственной трансмиссии наследственное имущество, открывшееся после смерти матери Б.Т.П.

Бобровников О.Г. считает, что имеет право на долю в праве собственности на гаражный бокс <данные изъяты> в ГСК «Волга», находящийся в районе <данные изъяты> в г. Владивостоке, который принадлежал его матери Б.Т.П., полностью выплатившей за него паевой взнос.

Возражая против заявленных истцом требований, ответчица Бобровникова И.Г. и ее представитель ссылаются на то, что Б.Т.П. в декабре 2005 года было написано заявление о выходе из членства гаражного кооператива и передаче своего пая ответчице, на основании которого Бобровникова И.Г. 12.12.2006 стала членом ГСК «Волга» и собственником гаражного бокса.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако Бобровникова И.Г. и ее представитель не представили суду достоверных доказательств, подтверждающих их доводы о передаче Б.Т.П. пая ответчице.

Напротив, из объяснений председателя ГСК «Волга» Попова В.Н., следует, что членом гаражно-строительного кооператива с 1973 года являлась Б.Т.П., а ответчица Бобровникова И.Г. с заявлением о вступлении в члены ГСК обратилась после матери, предоставила свидетельство о смерти, в связи с чем и была принята в члены кооператива. При жизни Б.Т.П. с заявлением о передаче своего пая дочери не обращалась.

Поскольку Попов В.Н. не заинтересован в исходе дела, его объяснения согласуются с пояснениями представителя истца, материалами дела (л.д. 13, 15, 35), суд признает его показания достоверными и подтверждающими членство Б.Т.П. в ГСК «Волга» с 1973 г. по день ее смерти.

В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось.

Таким образом, поскольку Б.Т.П., умершей <данные изъяты>, паевой взнос за гаражный бокс <данные изъяты> был выплачен в полном объеме, ее пай подлежит включению в состав наследственного имущества, наследуемого после ее смерти, в связи с чем Бобровников О.Г., как принявший в порядке наследственной трансмиссии часть наследственного имущества Б.Т.П., в силу ст. ст. 1110, 1152 ГК РФ имеет право на 1/2 долю в праве собственности на спорный гаражный бокс.

При таких обстоятельствах у Бобровниковой И.Г. отсутствовали законные основания для регистрации права собственности на спорный гаражный бокс и исковые требования Бобровникова О.Г. о признании недействительным зарегистрированного права собственности ответчицы на гаражный бокс являются обоснованными.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления представителя ответчика о пропуске Бобровниковым О.Г. срока исковой давности.

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

В судебном заседании установлено, что Бобровникову О.Г. стало известно о нарушении его наследственных прав в декабре 2011 года при получении в Управлении Росреестра по Приморскому краю информации о правообладателе гаражного бокса (л.д. 14). Кроме того, о членстве Бобровниковой И.Г. в ГСК «Волга» истцу стало известно в январе 2012 года, из ответа председателя кооператива на адвокатский запрос. Таким образом, срок исковой давности для защиты нарушенного права истцом не пропущен.

Доводы Бобровниковой И.Г. и его представителя о том, что, начиная с 2005 года, Бобровникову О.Г. было достоверно известно о вступлении ответчицы в члены кооператива, регистрации за ней право собственности на спорный объект, материалами дела не подтверждены.

Суд также находит несостоятельными доводы представителя ответчика о пропуске истцом предусмотренном законом срока для принятия наследства, открывшегося после смерти матери, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что наследство после смерти Б.Т.П. было принято Бобровниковым О.Г. в порядке наследственной трансмиссии.

По изложенному, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Бобровникова О. Г. удовлетворить.

Гаражный бокс <данные изъяты> в гаражно-строительном кооперативе «Волга», находящийся по адресу г. Владивосток, <данные изъяты>, в районе <данные изъяты>, включить с состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Б.Т.П., умершей <данные изъяты>

Признать недействительным зарегистрированное право собственности Бобровниковой И. Г. на гаражный бокс <данные изъяты> в гаражно-строительном кооперативе «Волга», находящийся по адресу г. Владивосток, <данные изъяты>, в районе <данные изъяты>.

Признать за Бобровниковым О. Г. право на 1/2 долю в праве собственности на гаражный бокс <данные изъяты> в гаражно-строительном кооперативе «Волга», находящийся по адресу г. Владивосток, <данные изъяты>, в районе <данные изъяты>.

Решение суда является основанием для аннулирования записи <данные изъяты> от <данные изъяты> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Бобровниковой И. Г. нежилое помещение в здании (бокс <данные изъяты> в ГСК «Волга», лит <данные изъяты>), назначение: гаражное, общая площадь 16.3 кв. м, этаж 1, адрес объекта: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <данные изъяты>.

Судья Е.Л. Склизкова