№ 2-824/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 апреля 2012 года г. Владивосток Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи Юлбарисовой С.А., при секретаре Петренко О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Асеевой Н. И. к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, УСТАНОВИЛ: Асеева Н.И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Департамент), указав, что является собственником земельного участка № <номер> в с/т «О.» в г.Владивостоке. Из средств массовой информации ей стало известно, что её соседка В.М.Ф. - собственник участка № <номер> в с/т «О.», оформляет договор аренды земельного участка площадью 299 кв.м. под садоводство сроком на 49 лет. На её заявление от 21.12.2010 о предоставлении земельного участка в аренду площадью 600 кв.м. или 300 кв.м. Департамент ответил отказом. По результатам проверки, проведенной прокуратурой Приморского края, ей стало известно, что В.М.Ф. предоставлен земельный участок на основании вступившего в законную силу решения Первореченского районного суда г.Владивостока от 20.09.2010. Просит обязать Департамент заключить договор аренды земельного участка площадью 299 кв.м. сроком на 49 лет в районе участка № <номер> в с/т «О.» в г.Владивостоке. В судебном заседании Асеева Н.И. и её представитель по устному ходатайству Асеев С.А. исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что отказ Департамента мотивирован тем, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Лесным хозяйством Приморского края, испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок, в границах кадастрового квартала <номер>, полностью расположен на землях населенных пунктов. Департамент не обратился в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, чем допустил бездействие. Бездействие Департамента оспорено не было, в связи с чем, просит также обязать Департамент направить в орган местного самоуправления его заявление о предоставлении земельного участка с целью утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании представитель Департамента Фадеева Ю.А. заявленные требования не признала, пояснила, что заявителю отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок, согласно сведений, представленных Управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов. Кроме того, заключение договора аренды возможно только на основании принятого Департаментом положительного решения (распоряжения), тогда как такое решение не принято. Испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, что делает невозможным его идентификацию. Представитель Управления лесным хозяйством в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Частью 2 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Из материалов дела следует, что 16.05.2011 Асеева Н.И. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в фактически занимаемых границах площадью 600 кв.м. в районе р. Ч., с/т «О.», участок № <номер>, для садоводства (л.д. 4). На основании части 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось ответчиком, Департамент не обратился в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Бездействие Департамента истцом не оспаривалось. Департамент рассмотрел заявление Асеевой Н.И. и 30.09.2011 отказал в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества (л.д. 13-15). Также ч. 5 ст. 34 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6 ст. 34 ЗК РФ). Решением о предоставлении земельного участка является соответствующее распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Статья 421 ГК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Положениями ст. 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В п. 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Поскольку безусловная обязанность у Департамента заключить договор аренды земельного участка с Асеевой Н.И. отсутствует, у суда не имеется оснований для возложения на Департамент такой обязанности. Кроме того, часть 2 статьи 6 ЗК РФ определяет земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии со ст. 37 ЗК РФ объектом гражданских правоотношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Заключению договора купли-продажи (аренды) земельного участка в обязательном порядке должны предшествовать действия по формированию земельного участка, определению площади, описанию и удостоверению его границ, постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера, который является уникальным, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и сохраняется, пока существует земельный участок как единый объект зарегистрированного права, и служит для идентификации земельного участка. Как установлено в судебном заседании, земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, следовательно, не может являться в настоящее время объектом гражданских правоотношений. Что касается дополнения иска требованием о возложении на Департамент обязанности направить заявление в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, то оно также удовлетворению не подлежит, поскольку имеет иной предмет и основание, рассматривается в рамках главы 25 ГПК РФ об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, так как закон прямо предусматривает обязанность Департамента произвести определенные действия по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Асеевой Н. И. к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка площадью 299 кв.м., сроком на 49 лет, расположенного в районе участка № <номер> в с/т «О.» в г.Владивостоке - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 16.04.2012. Судья С.А. Юлбарисова