№ 2-1157/12 15 мая 2012 года г.Владивосток Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой при секретаре О.И. Петренко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Меделяевой Т.Г. об оспаривании распоряжения о предоставлении земельного участка, договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения, УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с исковым заявлением, в котором указало что согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. 12.03.2012 в их адрес поступило сообщение из прокуратуры Приморского края от 05.03.2012 с информацией о нарушениях земельного и лесного законодательства РФ в связи с предоставлением гражданину земельного участка в собственность, расположенного на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 44 Седанского участкового лесничества на основании распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Согласно распоряжению Департамента от 09.11.2011 № 3011 Меделяевой Т.Г. предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 461 кв.м., почтовый адрес ориентира: г.Владивосток, ул.Ш., д. <номер> кв. <номер> в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома. На основании указанного распоряжения между Департаментом и Меделяевой Т.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка от 24.01.2012 № <номер>. Уполномоченным органом, осуществляющим функции по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда, является Управление лесным хозяйством Приморского края. Меделяевой Т.Г. предоставлен в собственность земельный участок для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Земельное и лесное законодательство не предусматривает данного вида использования земель лесного фонда. Предоставленный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих природоохранное назначение, в пределах которой вводится особый правовой режим использования земель и запрещается строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов. Просит признать незаконным Распоряжение Департамента от 09.11.2011 № 3011; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 24.01.2012 № <номер>, заключенный между Департаментом и Меделяевой Т.Г.; признать право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 461 кв.м.; истребовать из незаконного владения Меделяевой Т.Г. путем передачи Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 461 кв.м. по ул.Ш., д. <номер> кв. <номер> в г.Владивостоке. В судебном заседании представитель истца по доверенности Попова Н.Г. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что границы земельного участка, относящегося к лесному фонду, не определены, доказательством нахождения спорного земельного участка на территории лесного фонда является планшет и ответ Лесхоза. Представитель третьего лица Управления лесным хозяйством Приморского края по доверенности Подосенов А.С. согласился с иском Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, приобщив к материалам дела письменный отзыв (л.д. 78). Пояснил, что согласно выписке из государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2011 все лесные кварталы Садгородского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса. Представитель Департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по доверенности Елькина В.Е. исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков, занятых такими объектами и необходимых для их использования. Учитывая, что Меделяева Т.Г. является собственником части жилого дома, у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка. Факт проведения лесоустройства в отношении земельных участков не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Установить принадлежность предоставленного земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета, тогда как из кадастрового паспорта земельного участка следует, что весь участок расположен на землях населенного пункта. На день издания оспариваемого распоряжения отсутствовали обременения, правопритязания на данный земельный участок. Считает, что истец не имеет полномочий на предъявление подобного иска, поскольку согласно Положению о «Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» органом, осуществляющим права владения, пользования и распоряжения лесным фондом является Министерство природных ресурсов РФ. ФАУГИ по Приморскому краю осуществляет полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные органы исполнительной власти. В судебное заседание не явились ответчик Меделяева Т.Г., представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, уведомлены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, давая оценку всем имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Департамента от 09.11.2011 № 3011 «О предоставлении гражданке Меделяевой Т.Г. земельного участка по адресу: Приморский край, город Владивосток, ул.Ш. д.<номер>, кв. <номер>» между Департаментом и Меделяевой Т.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка от 24.02.2012 № <номер> (л.д.13-17). Земельный участок предоставлен Меделяевой Т.Г. по основаниям ст. 36 ЗК РФ, в силу которой граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Как установлено в судебном заседании, на спорном земельном участке располагается недвижимое имущество, принадлежащее Меделяевой Т.Г. на праве собственности – часть жилого дома по адресу: г.Владивосток, ул.Ш., д. <номер> кв. <номер>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.08.2011. Суд считает, что истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда. Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <номер> следует, что весь земельный участок расположен в пределах территории относящейся к категории – земли населенных пунктов ( л.д. 18-20). Основанием осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <номер> послужило заявление Меделяевой Т.Г. о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, поданное в Территориальный отдел № 11 по г. Владивостоку Управления Роснедвижимости по Приморскому краю. В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Между тем, заинтересованными лицами не было оспорено внесение сведений о категории земель, к которой отнесен земельный участок, в государственный кадастр недвижимости. К заявлению приобщено распоряжение администрации г. Владивостока от 09.11.2010 № <номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, ул.Ш., дом <номер> кв. <номер> гр. Меделяевой Т.Г. для дальнейшей эксплуатации части жилого дома». Согласно ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, ул.Ш., <номер> расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 № 119, следовательно, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов. Доводы о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности. В соответствии со ст. ст. 7, 23, 67 Лесного кодекса РФ, в границах населенных пунктов могут находиться лесничества и лесопарки, лесные участки, которые не относятся к землям лесного фонда. Кроме того, в обоснование своих требований истец ссылается на сведения, представленные Владивостокским филиалом КГКУ «Примлес», согласно которым спорный земельный участок площадью 461 кв.м., расположен на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 44, части выдела 11 Седанского участкового лесничества. Защитные леса, категория защитности - 1 и 2 зона округов санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов (л.д.12). В связи с тем, что указанная информация не подтверждена никакими иными допустимыми доказательствами, суд дает ей критическую оценку и не принимает в качестве доказательства по делу. В обоснование требований к материалам дела истцом приобщен планшет № 3, который фиксирует лесоустройство 1992 года Седанского лесничества Владивостокского лесхоза, составленный на основе топографических карт 1972-1984 года (л.д. 23). Вместе с тем земельный участок Седанского лесничества невозможно индивидуализировать, так как границы спорного участка не определены, акт приема-передачи участка лесного фонда Владивостокскому лесхозу отсутствует. В силу ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации. Лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 68 Лесного кодекса РФ геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В соответствии с ч. 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Таким образом, вышеуказанный планшет не соответствует требованиям, указанных нормативных актов, предъявляемым к такого рода документам, и не может быть принят судом в качестве доказательства по делу. Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с п.21 (1) ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах административного центра Приморского края. В силу п.2.5.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па, Департамент распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено исключительно за Департаментом земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого участия Приморского края. Согласно пунктам 4.2, 4.3 Положения о теруправлении Росимущества в Приморском крае управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. С учетом установленных обстоятельств и полномочий истца, суд не находит оснований для признания незаконным распоряжения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № 3011 о предоставлении Меделяевой Т.Г. земельного участка с кадастровым номером <номер>, и заключенного на его основании договора купли-продажи земельного участка. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не представлено доказательств, что приобретение Меделяевой Т.Г. в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер> произведено с нарушением действующего законодательства, в результате чего нарушены права и законные интересы Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ право на обращение в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов предоставлено заинтересованному лицу. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в суд, выступают лица, права и законные интересы которых нарушены. При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены. По мнению суда, обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в суд с данным иском не преследует предусмотренной законом цели защиты нарушенного права. В соответствии с пунктом 4.1. Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года № 49, Росимущество по ПК осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Росимуществом по ПК прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ. Между тем, полномочия собственника в отношении федерального имущества в области лесных отношений предоставлены Федеральному агентству лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (пункты 1, 5.2. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства). Таким образом, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не доказано наличие полномочий на предъявление настоящего иска. Требования истца о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не основано на законе и противоречит основанию иска, а именно, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, который в силу закона отнесен к федеральной собственности. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Меделяевой Т.Г. об оспаривании распоряжения от 09.11.2011 № 3011 о предоставлении земельного участка, договора купли-продажи земельного участка от 24.01.2012 № <номер>, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер>, истребовании земельного участка из незаконного владения Меделяевой Т.Г. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский Краевой суд через Советский районной суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18.05.2012. Судья С.А. Юлбарисова