Дело № 2-1936/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2012 г. Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Пилипенко Е.В., при секретаре Сбегловой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Тихонову А.С. об оспаривании распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения, УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с исковым заявлением, в котором указало что согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. 21.05.2012 в их адрес поступило сообщение из прокуратуры Приморского края с информацией о нарушениях земельного и лесного законодательства РФ в связи с предоставлением гражданам земельных участков в аренду, расположенных на территории лесного фонда *********** лесничества в квартале ** части выдела **,**,** ******** участкового лесничества на основании распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Согласно распоряжению Департамента от 28.09.2011 № **** Тихонову А.С. предоставлен участок с кадастровым номером **:**:***********:** площадью **** кв.м., почтовый адрес ориентира: г.********, ул.*********, ** в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства. На основании указанного распоряжения между Департаментом и Тихоновым А.С. заключен договор аренды земельного участка от 28.11.2011 № ******. Уполномоченным органом, осуществляющим функции по предоставлению в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда, является Управление лесным хозяйством Приморского края. Тихонову А.С. предоставлен в аренду участок для ведения дачного хозяйства. Земельное и лесное законодательство не предусматривает данного вида использования земель лесного фонда при передаче в аренду. Просит признать незаконным Распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 28.09.2011 № ***; признать недействительным договор аренды земельного участка от 28.11.2011 № *****, заключенный между Департаментом и Тихоновым А.С.; признать право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером **:**:********:** площадью ** кв.м.; истребовать из незаконного владения Тихонова А.С. путем передачи Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером **:**:*********:*** площадью *** кв.м. В судебное заседание не явился представитель истца, извещена надлежащим образом. С учетом мнения представителей ответчиков, третьего лица, настаивавших на рассмотрении дела по существу, суд рассмотрел дело в ее отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. В судебное заседание не явились ответчик Тихонов А.С., уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц. Представитель ответчика Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не согласилась с заявленными требованиями, суду пояснила, что Департамент действовал в рамках своих полномочий при предоставлении участка Тихонову А.С., схема утверждена администрацией г. Владивостока, оснований для отказа в предоставлении земельного участка Тихонову А.С. не было, права истца не нарушены. Представитель ответчика Тихонов А.С. по доверенности Кучма О.В. не согласился с заявленными требованиями, суду пояснил, что истец является ненадлежащим, его права и законные интересы не нарушены, спорный земельный участок Тихонова А.С. не входит в границы земельного участка площадью **** кв.м., кадастровый номер **:**:********:**, который является лесным участком, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Представитель Управления лесным хозяйством Приморского края поддержал заявленные требования Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по доводам, указанным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Выслушав пояснения представителей ответчиков и третьего лица, изучив материалы дела, давая оценку всем имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № *** 28.09.2011 Тихонову А.С. предоставлен земельный участок с кадастровым номером **:**:********:* площадью *** кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в ** м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: ****** край, г.*******, ул.*******, ** в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства (л.д.14-15) 28.11.2011 на основании указанного Распоряжения, между Департаментом земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Тихоновым А.С. заключен договор аренды № ********** (л.д.16-19). Истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда. Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:** следует, что земельный участок расположен в пределах территории относящейся к категории – земли населенных пунктов ( л.д. 20-23) Согласно ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Земельный участок, расположенный по адресу: г.******, в районе ул.********* д. ** расположен на территории населенного пункта **** городского округа, границы которого утверждены генеральным планом, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 № **, таким образом, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов. Доводы истца о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы лесничества, ничем не подтверждены. В обоснование своих требований истец ссылается на ответ ******** филиала КГКУ «Примлес», согласно которому земельный участок, расположенный в районе ул. ********, **, находится на территории лесного фонда ******** лесничества в квартале ** части выдела **,**,** ******** участкового лесничества, который согласно лесохозяйственному регламенту ****** лесничества, утвержденному приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 29.12.2009 № 1221, в соответствии со ст. 10 Лесного кодекса РФ, по целевому назначению отнесен к защитным лесам. В связи с тем, что указанная информация не подтверждена никакими иными допустимыми доказательствами, суд дает ей критическую оценку и не принимает в качестве доказательства по делу. К письму руководителя ******* филиала КГУ «Примлес» приложена выкопировка из планшета № ** ******** участкового лесничества ( лесоустройство 1992 г.), которая в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ относится к документам лесохозяйственного регламента. Следует отметить, что согласно п.4 ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет, следовательно, все представленные в судебное заседание лесоустроительные материалы, являются не действующими. Лесохозяйственный регламент ***** лесничества, утвержденный начальником Управления лесным хозяйством Приморского края 29.12.2009, не содержит каких-либо графических материалов, либо описания лесных участков. Лесной план субъекта Российской Федерации Приморского края, составленный и утвержденный в соответствии с требованиями ст. 86 Лесного кодекса РФ, с приложением карты с обозначением границ ******** участкового лесничества, суду не представлен. Также в обоснование иска указано о наличии зарегистрированного права Российской Федерации на лесной участок, который не поставлен на кадастровый учет. Согласно представленному истцом свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование защитные леса, общая площадь *** кв.м., адрес объекта ******* городской округ, ******** лесничество, ********* участковое лесничество, квартал **, часть выделов **,**( л.д. 27) В опровержение доводов иска представителем ответчика Тихонова А.С. в материалы дела представлен кадастровый паспорт от 10.07.2012 земельного участка площадью *** кв.м., кадастровый номер **:**:********:**, из которого следует, что он является кадастровым паспортом земельного участка принадлежащего на прав собственности Российской Федерации, поставлен на учет в ГКН 16.11.2010 ( л.д. 42-47) Из представленной обзорной схемы земельных участков на кадастровом плане территории, приобщенной к материалам дела, следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером **:**:******:** не входит в границы земельного участка площадью ****** кв.м., кадастровый номер **:*:******:**, а является смежным с ним. Таким образом, доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок не входит в границы ******** участкового лесничества, истцом не опровергнуты. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 7, 23, 67 Лесного кодекса РФ, в границах населенных пунктов могут находиться лесничества и лесопарки, лесные участки, которые не относятся к землям лесного фонда. Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Согласно Правилам землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Суд также находит несостоятельной ссылку истца на Распоряжение Министров СССР от 21.06.1956 № 3682-р, которым все леса ********лесхоза были отнесены к лесному фонду (леса первой группы), поскольку в период его издания на территории СССР действовал Лесной Кодекс Р.С.Ф.С.Р., введенный в действие постановлением Президиума ВЦИК от 25.07.1923, с изменениями и дополнениями, внесенными Декретами ВЦИК, СНК РСФСР, в котором понятие лесного фонда, состоящего исключительно из государственного и колхозного лесного фонда, имело, безусловно, иное значение, нежели в современном понимании российского законодателя. Понятие «земли лесного фонда» впервые было введено законодателем в Лесном кодексе РФ от 29.01.1997г. Понятие «категория земли» введено Земельным кодексом РФ от 25.10.2001г. Согласно части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Спорный земельный участок был предоставлен Тихонову А.С. из земель населенных пунктов. Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с п.21 (1)) ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах административного центра Приморского края. В силу п.2.5.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па, департамент распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено исключительно за Департаментом земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого участия Приморского края. Согласно пунктам 4.2, 4.3 Положения о теруправлении Росимущества в Приморском крае управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. С учетом установленных обстоятельств и полномочий истца, суд не находит оснований для признания незаконным распоряжения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № *** от 28.09.2011 о предоставлении Тихонову А.С. земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:**, заключенного на его основании договора аренды. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не представлено доказательств, что приобретение Тихоновым А.С. в аренду земельного участка с кадастровым номером **:**:**********:** произведено с нарушением действующего законодательства, в результате чего нарушены права и законные интересы Российской Федерации. В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Оценивая представленные сторонами и третьими лицами доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих доводы как о принадлежности земельного участка к защитным лесам, так и о его вхождении в состав земель лесного фонда Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ право на обращение в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов предоставлено заинтересованному лицу. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в суд, выступают лица, права и законные интересы которых нарушены. При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены. По мнению суда, обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в суд с данным иском не преследует предусмотренной законом цели защиты нарушенного права. Требования истца о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не основано на законе и противоречит основанию иска, а именно, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, который в силу закона отнесен к федеральной собственности. Кроме того, истец не представил доказательств того, что он обращался в уполномоченный орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером **:**:********:** либо иной земельный участок, в границы которого входит спорный земельный участок, и ему в этом было отказано. Суд также находит заслуживающими внимания доводы представителя Департамента о том, что обращение Территориального управления Росимущества в Приморском крае не преследует предусмотренной законом цели защиты нарушенного права, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Рослесхоз, который с исковыми требованиями в суд не обращался. Руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Тихонову А.С. об оспаривании распоряжения от 28.09.2011 № *** о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка от 28.11.2011 № ******, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером **:**:***********:**, истребовании земельного участка из незаконного владения Тихонова А.С. – отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 07.08.2012. Судья Е.В.Пилипенко