Дело № 2-2239/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2012 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи Чернянской Е.И.,
при участии представителя заявителей Мошкович Е.Л.,
при секретаре Шевченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деридович И. И., Деридович Д. И. об обжаловании решения Департамента земельных отношений, государственного контроля в области долевого строительства и контроля в области долевого строительства Приморского края,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с названным заявлением, в обоснование указав, что являются собственниками индивидуального жилого дома по адресу: г.Владивосток, Глинки, 71А. Кроме того, заявителям на основании договора аренды от 14.11.2001 г. и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 20.03.2009 г. принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 1050 кв.м. для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по вышеуказанному адресу. 23.03.2011 г. они обратились в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении им в собственность указанного земельного участка, однако ответом от 23.04.2012 г. им было отказано со ссылкой на то, что земельный участок находится во 2-й зоне округа санитарной охраны курортной зоны, в связи с чем относится к одной из категорий особо охраняемых природных территорий, приватизация земель в которых запрещена ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Просят суд признать отказ Департамента от 23.04.2012 г. незаконным, обязать принять решение о предоставлении в общую собственность земельного участка площадью 1050 кв.м. по адресу: г. Владивосток, <данные изъяты>
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Мошкович Е.Л. настаивала на заявленных требованиях в полном объеме, пояснила, не имеется законодательного акта, который бы прямо относил вторую и третью зоны округа санитарной защиты к особо охраняемым природным территориям и содержал бы предписания их изъятия из оборота. Пункт 2 постановления Правительства от 07.12.1996 г. прямо указывает, что лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Так же ссылается на п. п. 13,14, 21 указанного постановления Правительства, п. 3 ст. 96 ЗК РФ.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного контроля в области долевого строительства и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, из ранее предоставленного письменного отзыва следует, что с заявленными требованиями не согласен. Заявители обратились в Департамент в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. При рассмотрении предоставленных документов установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, и, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне. При этом, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия отображены на отдельных картах в составе карты. Из предоставленных заявителями сведений ИСОГД от 16.07.2012 г. следует, что территория спорного земельного участка расположена во 2-ой (зона ограничений) и 3-й (зона наблюдения) зоне округа санитарной охраны курортной зоны. Таким образом, на основании п.1 ч.5 ст.27 ЗК РФ спорный земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с ч.2 ст.27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность.
Выслушав пояснения представителя заявителей, изучив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно выписке из ЕГРП Деридович Д.И. и Деридович И.И. имеют по ? доли в праве собственности на жилой дом площадью 21,8 кв.м., расположенный по адресу: г.Владивосток, <данные изъяты> (л.д. 13).
Кроме того, Деридович Д.И. и Деридович И.И. на основании соглашения от 20.03.2009 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды № 6332 от 13.11.2001 г. принадлежит земельный участок площадью 1050 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по адресу г. Владивосток, <данные изъяты> (л.д. 17).
21.03.2011 Деридович И.И. и Деридович Д.И. обратился в Департамент земельных отношений, государственного контроля в области долевого строительства и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1050 кв.м под жилой дом и хозяйственные постройки (л.д.7).
Письмом от 23.04.2012 Департаментом заявителям было отказано в предоставлении земельного участка для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома в силу того, что испрашиваемый земельный участок полностью располагается на территории второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива (л.д. 8-9).
В соответствии со ст.94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий, относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территории, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.
На основании ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
В силу ФЗ от 23.02.1995 № 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» лечебно-оздоровительные местности являются национальным достоянием, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите, а их охрана, согласно ст. 16 Закона, осуществляется посредством установления округов санитарной охраны.
Согласно п. 3 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», внешний контур округа санитарной охраны также является границей лечебно-оздоровительной местности и курорта.
В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охран» на территории округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территории.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч.1 ст. З Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» утверждена курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива, которая является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 № 458 в отношении курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны в составе трех зон.
В отношении курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 г. № 458 «Об установлении границ и режима санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива» установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны в составе 3 зон.
Согласно ст. 59 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а так же проведения работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № 2859 от 16.07.2012 г. испрашиваемый Деридович Д.И. и Деридович И.И. земельный участок расположен АО 2-й (зона ограничений) и 3-й (зона наблюдения) зоне округа санитарной охраны курортной зоны (л.д. 23-24).
Таким образом, судом установлено, что поскольку спорный земельный участок расположен во второй и третьей зоне округа санитарной охраны курортной зоны, то он относится к землям особо охраняемых природных территорий.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 27 Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
На основании изложенного суд считает, что у Департамента не было оснований для предоставления Деридович И.И. и Деридович Д.И. испрашиваемого земельного участка в собственность, а земельный участок с кадастровым номером 25:28:050035:325 не может быть объектом приватизации в силу положений законодательных актов, запрещающих приватизацию земель указанных категорий.
Поскольку заявители не вправе требовать предоставления в собственность указанного земельного участка, отказ Департамента соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителей, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным такого отказа и об обязании Департамент передать Деридович Д.И. и Деридович И.И. в собственность земельный участок по адресу: г. Владивосток, ул. Глинки, 71А площадью 1050 кв. м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Деридович И. И., Деридович Д. И. об обжаловании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2012 года.
Судья Е.И. Чернянская