отказано в удовлетворении жалобы на действие ИФНС № 12 по указанию сведений в справке о состоянии счетов по налогам и собрам



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2012 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи                             Чернянской Е.И.,

при участии представителя истца                 Долюкова Д.А.,

представителя ответчика                    Данилян Е.Ю.,

при секретаре                             Шевченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капралова В. П. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

    Капралов В.П. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что 11.07.2012 г. он обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №12 по Приморскому краю с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам (форма 39-1) по состоянию на 11.07.2012 года для предоставления в кредитные органы с целью получения кредита. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Поскольку задолженность по уплате сумм налогов и пени возникла у него 29.04.2009 года, то срок для взыскания задолженности в бесспорном или судебном порядке по состоянию на 11.07.2012 года истек. 13.07.2012 г. ему была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой содержались данные о задолженностях, а именно по налогам на доходы физических лиц ОКАТО за 2005 г. в размере 10 126,00 руб.; за 2006 г.в размере 1769,00 руб.; за 2007г. в размере 19 311,00 руб.; ЕСН на сумму 32 873 руб.; налогах на добавленную стоимость за 2005 г. в размере 7 848,00 руб.; за 2006 г. в размере 21 806,41руб.; за 2005 г. в размере 44 634,65 руб.; за 2005 г. в размере 799,85 руб., а всего на общую сумму 137 568,24 рубля. Указанные суммы задолженности образовалась в период с 2005-2009.гг. Полагает, что указание на данную задолженность незаконно, так как ИФНС утратило право на взыскание спорной задолженности в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

Кроме того, в оспариваемой справке нет обоснований начисления пени, поскольку, выставляя требование на уплату пени, инспекторы должны указывать сумму пени, сумму недоимки, на которую начислены пени, основание взимания налога, за неуплату которого начислены пени, ставку рефинансирования, действующую в дни начисления пени, количество дней просрочки уплаты.

    Просит признать, что ИФНС России №12 по ПК утратила возможность взыскания с задолженности по налогам, пеням, штрафам; признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, вносам по состоянию на 13 июля № 42721, содержащей сведения о наличии задолженности без указания на утрату инспекцией возможности её взыскания; обязать устранить допущенные нарушения путем выдачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

    Представитель истца по доверенности Долюков Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что права истца нарушены предоставлением недостоверной информации. Он не просит списать имеющуюся задолженность, она оплачивалась истцом частично, просит выдать справку об отсутствии задолженности.

Представитель ответчика по доверенности Данилян Е.Ю. иск не признала, представила письменный отзыв, пояснила, что на лицевом счете у истца имеется сумма задолженности, которую невозможно взыскать даже в судебном порядке, в связи с чем задолженность списать не представляется возможным.     

Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: чтобы эти действия не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, и чтобы они нарушали права и законные интересы обратившихся в суд организаций (или граждан).

Решением ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока № 14 от 29.04.2009 ИП Капралов В.П. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122, ч. 1,2 ст. 119 НК РФ, и ему назначен штраф в размере 36 513 руб., установлена пеня в размере 34 001,13 руб.; предложено уплатить недоимку в размере 137 568,24 руб. (л.д. 9-19).

Решение № 14 от 29.04.2009г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, Капраловым В.И. в порядке установленном ст. 139 НК РФ обжаловано не было и вступило в законную силу.

В адрес Капралова В.П. направлено требование № 1285 по состоянию на 26.05.2009 г. об уплате налога, пени, сбора, штрафа в размере 208 082,37 рублей (в том числе: налог в сумме 137 568,24 руб., пени в сумме 34 001,13 руб., штраф 36 513 руб.) с предложением уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 11.06.2009г.

Данное требование об уплате задолженности в установленный срок исполнено не было.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно выписки из ЕГРИП Капралов В.П. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения 26.06.2012 г. (л.д. 29-30).

11.07.2012 г. Капралов В.П. обратился в МИФНС России № 12 по ПК с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам формы 39-1 по состоянию на 11.07.2012 г. для предоставления в кредитные органы с целью получения кредита (л.д. 20).

13.07.2012 г. Капралову В.П. выдана справка о состоянии расчетов по налогам и сборам формы 39-1 с указанием на наличие задолженности, в том числе по налогам на доходы физических лиц ОКАТО за 2005 г. в размере 10 126,00 руб.; за 2006 г.в размере 1769,00 руб.; за 2007г. в размере 19 311,00 руб.; ЕСН на сумму 32 873 руб.; налогах на добавленную стоимость за 2005 г. в размере 7 848,00 руб.; за 2006 г. в размере 21 806,41руб.; за 2005 г. в размере 44 634,65 руб.; за 2005 г. в размере 799,85 руб., а всего на общую сумму 137 568,24 рубля. Указанные суммы задолженности образовалась в период с 2005- 2009.гг. (л.д. 7-8).

Согласно п. 10 ст. 32 НК РФ в обязанность налогового органа входит представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Такая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Справка формируется на основании данных лицевого счета налогоплательщика.

Налоговые органы обязаны по запросам налогоплательщиков предоставлять им справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в силу пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Такая справка составляется по установленной форме утвержденной Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".

Указание в справке о состоянии расчетов каких-либо комментариев и ссылок о пропуске срока или утрате права на взыскание задолженности, ставки рефинансирования, на основании которой и за какой период исчислены пени, Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н и Приказом ФНС России от 04.04.2005 не предусмотрено.

Таким образом, суд признает действия МИФНС России № 12 по ПК по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 13.07.2012 г. с отражением информации о недоимке и задолженности по штрафам обоснованными.

Кроме того, заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает право каждого налогоплательщика или налогового агента обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

При рассмотрении спора суд должен проверить соответствие обжалуемого акта критериям, свидетельствующим об отнесении его к ненормативному акту, для признания недействительным которого суду необходимо выяснение совокупности нескольких обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов юридического или физического лица, возлагаются ли на него какие-либо незаконные обязанности и вытекают ли из этого акта иные неблагоприятные последствия. Соответственно, заявитель должен четко указать в заявлении, какому конкретно закону или иному нормативному правовому акту не соответствует обжалуемый им акт, какие конкретно его права и интересы нарушены обжалуемым актом, какие обязанности незаконно возложены на него и в чем состоят препятствия для осуществления им деятельности.

Поскольку указанной совокупности обстоятельств отсутствует суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий Инспекции по выдачи справки незаконными.

Законом не предусматривает такой способ защиты права как признание факта утраты возможности взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам, поскольку такое решение на влечет для заявителя возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Капралова В. П. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

    

Судья                             Е.И. Чернянская