РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г. Орел
Советский федеральный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Исайкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Серегиной Зинаиды Матвеевны к ОГУ «Управление социальной защиты населения г.Орла», Департаменту здравоохранения и социальной политики Орловской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об установлении статуса лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне,
УСТАНОВИЛ:
Серегина З.М. обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование требований указал, что она родилась**.**.**** г. в ..., где проживала с рождения и по июнь 1970 г. ... расположен в зоне радиационного риска и заселение города вследствие ядерных испытаний на ... полигоне получило суммарную дозу облучения от 7 до 35 бэр. С июля 1970 г. по июль 1984 г. она проживала в .... Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная доза, полученная ею составляет 0,33 Зв (33,3 сЗв).Заявление и документы, подтверждающие факт ее проживания в ..., ею были представлены в Управление социальной защиты населения для выдачи удостоверения единого образца. Однако ей отказало на том основании, что она не проживала 29 августа 1949 г. в 1962 г. в населенном пункте включенном в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период с 1949-1963 гг., утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 15.03. 1995 г. №356 -Р (с изменениями от 04.12.1995 г. и 08.02.2002 г.) На основании этого просила суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Серегина З.М. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители Департамента здравоохранения и социальной политики Орловской области и ОГУ «Управление социальной защиты населения г.Орла» полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий полагал, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку при направлении соответствующих документов из Департамента здравоохранения и социальной политики Орловской области, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выдаст удостоверение установленного образца, в связи с чем при рассмотрении иска полагалась на усмотрение суда.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на ... полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26).
С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 декабря 2007 года N 960 –О-П пришел к выводу, что часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне" не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством РФ в соответству3ющий перечень, получили суммарную (накопительную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на ... полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 года.
Таким образом, из федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные ими меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на ... полигоне, в дни их проведения - 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне» обязанности по исполнению вышеуказанного постановления возложены на МЧС РФ.
Пунктом 2 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне (утверждены правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849) удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
В силу п. 3 указанных Правил для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением:
а) документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий указание на гражданство);
б) документов, подтверждающих факт проживания (для военнослужащих - прохождения военной службы) в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
День проведения ядерного испытания и превышающий 5 сЗв (бэр) уровень суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне населенных пунктов 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г. определены распоряжениями Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 156-р). Перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, утверждены распоряжением правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356 –р ( в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 156-р).
В указанных документах не указан ..., население которого получило дозу облучения, превышающую 25 сЗв вследствие ядерного испытания 29.08.1949 г., и население которого получило дозу облучения свыше 5-25 сЗв или превышающую 25 сЗв от взрыва 07.08.1962 г. не значится.
По поручению Правительства РФ от 17.05.1996 г., в Департаменте по преодолению последствий радиационных и других катастроф МЧС России было проведено межведомственное совещание по вопросам уточнения радиационной обстановки и территории бывшей Казахской ССР в период деятельности Семипалатинского полигона, с участием представителей Министерства обороны. В результате рассмотрения этого вопроса было установлено, что учет влияния лишь двух из 120 взрывов в период с 1949 г. по 1963 г. на степень облучения населения не позволяет считать действующий перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 365- р, окончательным. На указанном совещании было принято решение обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении целевых средств для финансирования работ по ретроспективной оценке радиационной обстановки на территории бывшей Казахской ССР. Однако, до настоящего времени решение межведомственного совещания не выполнены и окончательного решения по данному вопросу не принято.
В судебном заседании установлено, что Серегина (Кондратенко) З.М. родилась **.**.**** г. в ... и с этого времени по июнь 1970 г. проживала в этом городе, что подтверждается свидетельством о рождении, аттестатом о среднем образовании, справкой об обучении в средней школе ..., дипломом о среднем профессиональном образовании, сведениями о трудовой деятельности (л.д.10-12, 26-27, 33)
С июля 1970 г. по июль 1984 г. Серегина З.М. а проживала в ..., что подтверждается сведениями о трудовой деятельности изложенными в трудовой книжке, справкой паспортного отделения ОВД ... (л.д.26-30,32)
Согласно справке №***, выданной Серегиной З.М. научно – исследовательским институтом радиационной медицины и экологии 04.06.20098 г., учитывая радиологический маршрут проживания в зоне чрезвычайного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Серегиной З.М. составляет 0,33 Зв(33,3 сЗв).
В период с 1949 г. по 1962 г. на ... испытательном полигоне неоднократно проводились испытания, ядерные взрывы: высотные, наземные, воздушные (Бюллетень ЦОИ с 1949 по 1962 г.г.).
Таким образом, установлено, что как по состоянию на 29.08.1949 г., так и по состоянию на 07.08.1962 г. Серегина З.М. проживала в ... и получила суммарную эффективную эквивалентную дозу облучения 0,33 Зв(33,3 сЗв).
Признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер.
Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Таким образом, подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, в системной связи с положениями статей 1 и 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне" не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названным Федеральным законом для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, отказ в выдаче удостоверения истцу, не основан на законе, и требования Серегиной З.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Серегиной Зинаиды Матвеевны удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения и социальной политики Орловской области обязанность внести сведения в отношении Серегиной Зинаиды Матвеевны в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне, и направить представление о выдаче Серегиной Зинаиды Матвеевны удостоверения «гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне».
Возложить на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать Серегиной Зинаиды Матвеевны, **.**.**** года рождения, удостоверение единого образца «гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на ... полигоне» с указанием полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения превышающей 25 бэр.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в 10 дневный срок с момента изготовления полного текста решения.
Полный текст решения будет изготовлен 20 сентября 2010 г.
Судья О.В.Лигус