о взыскании ежимесячных выплат в возмещение вреда здоровью



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2010года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Гудковой Е.И.

при секретаре Рыданской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Сотникова Олега Николаевича к УВД по Орловской области о взыскании ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ :

Сотников О.Н. обратился в суд с иском к УВД по Орловской области о взыскании ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, указав в обоснование требований, что в период прохождения службы в органах внутренних дел в период с 1988 года по 20 октября 2008 года, он при исполнении служебных обязанностей 20 февраля и 25 апреля 2001 года получил черепно-мозговые травмы, которые повлекли за собой невозможность для него прохождения дальнейшей службы. Факт получения травм при выполнении служебных обязанностей подтверждается справкой №*** от 04.09.01г., актом об обстоятельствах получения травмы от 25.04.01г., заключением служебной проверки от 25.04.01г. по факту получения им травмы, свидетельством о болезни №*** от 08.08.08г. с указанием причинной связи полученных травм с исполнением истцом своих служебных обязанностей в формулировке «военная травма». Приказом УВД по Орловской области №*** от 17.10.08г. он уволен из органов внутренних дел 20.10.08г. с должности начальника ОУР ОВД по Заводскому району г.Орла ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). В связи с полученными травмами учреждением МСЭ ему 16 октября 2009 года установлена инвалидность 3-й группы на срок до 01 ноября 2010 года, с переосвидетельствованием 25 сентября 2010 года, с указанием причины инвалидности -«военная травма» (справка №*** от 09.11.09г.). В соответствии со ст. 1086 ГК РФ, ст.29 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции», а также в соответствии с п.п.8,12,21,22,23 и 31 Инструкции о порядке возмещения вреда в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. приказом МВД РФ от 16.10.99г. №*** (в редакции последующих приказов МВД РФ), сотрудникам органов внутренних дел, получивших увечье при исполнении служебных обязанностей, ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью выплачиваются независимо от выплаты страховых сумм по обязательному государственному личному или добровольному страхованию, при этом выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который соответствующей МСЭК установлена инвалидность. Полагает, что поскольку травма была получена при исполнении им служебных обязанностей в период прохождению службы в органах внутренних дел, ответчик должен возместить вред его здоровью. Просил суд взыскать соответчика в его пользу ежемесячные суммы возмещение вреда здоровью и задолженность по ним.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Родин С.И. уточнил требования и просил суд взыскать с УВД по Орловской области в пользу истца единовременно задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с 16 октября 2009 года по 31 октября 2010года с учетом индексации в размере 144916 руб. 88 коп., и выплачивать в его пользу ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в размере 15222 рубля 22 копейки, начиная с 01 ноября 2010года и пожизненно, с учетом дальнейшем индексации, взыскать с УВД по Орловской области судебные расходы в размере 26087 рублей.

Представитель ответчика по доверенности Мирончук Е.Л. иск не признала.

Прокурор Дмитриева Ю.Л. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.

По делу установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в период с с 1988 года по 20 октября 2008 года.

При исполнении служебных обязанностей 20 февраля и 25 апреля 2001 года истец получил черепно-мозговые травмы, которые повлекли за собой невозможность для него прохождения дальнейшей службы. Факт получения травм при выполнении служебных обязанностей подтверждается справкой №*** от 04.09.01г., актом об обстоятельствах получения травмы от 25.04.01г., заключением служебной проверки от 25.04.01г. по факту получения им травмы, свидетельством о болезни №*** от 08.08.08г. с указанием причинной связи полученных травм с исполнением истцом своих служебных обязанностей в формулировке «военная травма».

Приказом УВД по Орловской области №*** от 17.10.08г. Сотников О.Н. уволен из органов внутренних дел 20.10.08г. с должности начальника ОУР ОВД по Заводскому району г.Орла ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья).

В связи с полученными травмами учреждением МСЭ 16 октября 2009 года установлена инвалидность 3-й группы на срок до 01 ноября 2010 года, с переосвидетельствованием 25 сентября 2010 года, с указанием причины инвалидности -«военная травма».

26.10.2010года Сотников О.Н. прошел переосвидетельствование и ему была подтверждена 2 группа инвалидности по военной травме на 1 год, сроком до 01.11.2011г.

В соответствии с определением суда в отношении истца была проведена экспертиза, в ходе которой ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с полученным им увечьем при исполнении служебных обязанностей, в размере 70%.

Кроме того, судом установлено, что истец с 01 июня 2010года является получателем пенсии по инвалидности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 29 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ" И СТАТЬИ 1084 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА И СОРМОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА было установлено следующее :

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (статья 1084 ГК Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции").

Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника милиции в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника милиции отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.

Следовательно, статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.

Статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая).

Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).

Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Таким образом, в отсутствие вины органа внутренних дел в причинении вреда здоровью истца, его право как сотрудника органов внутренних дел на возмещение вреда, причинённого здоровью, в частности, на получение в качестве дополнительной гарантии ежемесячной компенсации за причиненный вред здоровью, регламентировано нормами специального законодательства.

Согласно пунктам 22 и 24 вышеуказанной Инструкции размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

В силу статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности -степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом.

С учетом приведенных выше норм права, разъяснений Конституционного суда РФ и фактических обстоятельств дела, суд считает, что истец имеет право на выплату предусмотренной ч.4 ст.25 Закона РФ «О милиции» денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с момента получения им пенсии по инвалидности и на период ее выплаты, то есть с 01 мая 2010года и пожизненно.

По смыслу нормы закона размер денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, представляет собой разницу между суммой, определяемой в порядке ст.1086 ГК РФ и размером пенсии по инвалидности. Рассчитанная таким образом денежная компенсация подлежит индексации в порядке, установленном в п.24 вышеуказанной Инструкции.

Расчет денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, представляет собой следующее :

Размер среднемесячного заработка на момент увольнения составляет 19 215,75 руб.

(234588,92руб.-4000руб. необлагаемая сумма подоходним налогом п.28 ст.217 НК РФ:12мес).

Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности составляет - 13 451,03 руб. (19215,75 руб. :100%х70%).

Установлено, что Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2009года №*** с 1 августа 2009 г. в 1,085 раза повышены размеры окладов по штатным должностям и окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда с 1.08.2009года с учетом повышения составляет 14 594,37 руб. ( 13 451,03руб. х 1,085 ).

Единовременная задолженность с 01.06.2010г. по 31.10.2010г. составляет 72 971,85руб. (14 594,37руб.х 5 мес.).

Размер задолженности с учетом выплаченной пенсии по инвалидности составляет 46234,35руб. ( 72 971,85руб.- 26 737,50 руб.)

Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 01.11.10г. составляет 9 246,87 руб. ( 14 594,37руб. -5 347,50 руб.).

Кроме того, суд считает правомерным требования истца об индексации задолженности за период с июнь 2010 по август 2010 в связи с несвоевременной выплатой в зависимости от индекса рост цен согласно справке Управления статистики Орловской области :

9 246,87 руб. х1,0259 - 9 246,87 руб.= 239,49 руб.

9 246,87 руб.х1,0200- 9 246,87 руб.= 184,93 руб.

9 246,87 руб х 1,0081- 9 246,87 руб.= 74,89 руб. Всего 499 руб.32 коп.

Всего размер задолженности с учетом индексации составляет 46733 рубля 67 копеек (46234,35руб. +499 руб.32 коп.).

В силу ст.ст.98,100 ГПК РФ в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы, состоящие из расходов по оплате судебно-медицинской экспертизы –в размере 21122 руб., оплаты доверенности и представительства в суде в размере 4120 руб., в общей сумме 26087 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить - частично.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Сотникова Олега Николаевича единовременно задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с 01 июня 2010 года по 31 октября 2010года с учетом индексации в размере 46733 рубля 67 копеек.

Обязать УВД по Орловской области выплачивать в пользу Сотникова Олега Николаевича ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в размере 9246 рублей 87 копеек, начиная с 01 ноября 2010года и на период установления ему пенсии по инвалидности.

В случае изменения размера месячного денежного содержания, обязать УВД по Орловской области производить Сотникову Олегу Николаевичу перерасчет размера денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Сотникова Олега Николаевича судебные расходы в размере 26087 рублей.

В остальной части иска- отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в 10-дневный срок с момента вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий Гудкова Е.И.