об оспаривании действий органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010г. г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

при секретаре Далинской Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Кузнецовой Татьяны Сергеевны, Хакими Мохаммада Акрам об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Т.С., Хакими М.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование своей позиции указали, что Кузнецовой Т.С. и Хакими М.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит квартира, находящаяся по адресу: <...>. Данная квартира имеет статус жилого помещения. Для обустройства промтоварного магазина в квартире необходим перевод квартиры из жилого помещения в нежилое помещение, который производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Согласно действующему жилищному законодательству перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. 13 июля 2010 г. Кузнецова Т.С. и Хакими М.А. обратились в Администрацию г. Орла с заявлением о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <...> приложением всех необходимых документов. В соответствии с жилищным кодексом отказ в переводе допускается только в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Указанный перечень является исчерпывающим. 13 августа 2010 г. было получено уведомление, в котором Администрация города Орла сообщает, что решение вопроса о переводе жилого помещения №*** по <...> не представляется возможным, так как в данном случае нарушаются требования действующего законодательства. В уведомлении указывается, что Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области не может согласовать проект перепланировки <...> под промтоварный магазин, так как в соответствии п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Ни одно из вышеизложенных оснований отказа не соответствует нормам ЖК РФ, по которым допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое. Заявители полагают, что данный отказ является незаконным. Просят суд обязать Администрацию г. Орла выдать разрешение на перевод <...> из жилого помещения в нежилое помещение (магазин промышленных товаров).

Представитель заявителей Кузнецовой Т.С., Хакими М.А. по доверенности Сухачев Г.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал с учетом уточнений и просил суд признать незаконным отказ Администрации г. Орла от 13.08.2010г. в переводе жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <...>, и обязать Администрацию г. Орла выдать разрешение на перевод квартиры по указанному адресу, из жилого помещения в нежилое помещение для обустройства промтоварного магазина. Суду также пояснил, что пробивать проемы в панельных стенах не допускается только в самовольном порядке, а при наличии проектной документации специализированной организации разрешается, кроме того, данные правила относятся к содержанию только жилого дома, а нежилых помещений не касаются, в связи с чем, отказ Администрации г. Орла является незаконным.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Орла по доверенности Канатникова Е.М. заявленные требования не признала, считает, что отказ администрации г. Орла является законным и обоснованным, так как перевод жилого помещения в нежилое, в результате которого необходимо пробивать проем в крупнопанельном доме, нарушает «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Кузнецовой Т.С. и Хакими М.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит квартира, находящаяся по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №*** от 24.02.2010г., №*** от 09.10.2009г. (л.д. 9-10).

Указанная квартира должна быть переоборудована в магазин промышленных товаров. Для обустройства промтоварного магазина в квартире, в силу п. 3 ст. 227 ГК РФ, необходим перевод квартиры из жилого помещения в нежилое.

13 июля 2010 г. заявители Кузнецова Т.С. и Хакими М.А. обратились в Администрацию г. Орла с заявлением о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <...> приложением всех необходимых документов.

Главой 3 ЖК РФ регламентирован порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые и наоборот.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1-2 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Заявителями были представлены соответствующие документы. Выполняя требования п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, заявители в приложении к заявлению представили в администрацию проект перепланировки <...> в <...>, выполненный ОАО «Орелпроект».

Согласно представленному в орган местного самоуправления рабочему проекту на перепланировку <...> в г. Орле под магазин промышленных товаров в перечне работ по перепланировке указано выполнение работ по расширению проема в наружной панельной стене на месте существующего оконного проема методом выпиливания части панели от уровня подоконника до уровня пола, не увеличивая ширины пробиваемого проема.

13 августа 2010 г. заявителями было получено уведомление, в котором Администрация города Орла сообщает, что решение вопроса о переводе жилого помещения №*** по <...> не представляется возможным, так как в данном случае нарушаются требования действующего законодательства.

В обоснование отказа было указано, что согласно представленной проектной документации, выполненной ОАО «Орелпроект», в результате перепланировки квартиры планируется пробить проемы в несущих железобетонных перегородках, а так же расширение существующего оконного проема от уровня подоконника до уровня пола. Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, наделенное полномочиями по контролю за соблюдением порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые, в своем заключении от 24.05.2010г. №*** указывает, что не может согласовать проект перепланировки <...> под промтоварный магазин, так как в соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Аналогичные требования приводятся в пунктах 2.4, 2.8 Положения «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Орла», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 08.08.2006г. № 1553, о том, что не допускается при переводе жилых помещений в нежилые помещения в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии с основными положениями жилищного законодательства (п. 1 гл. 1 раздела 1 ЖК РФ) органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, - обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Правила по обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда определены в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда», которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170.

Данные «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» разработаны в соответствии с Законом РФ от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и пунктом 53 «Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.1999г. № 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

В силу пункта 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.

Согласно п. 1.7.2. указанных правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Ссылок на то, чтобы пробивать проемы не допускается только в самовольном порядке, на которые ссылается представитель заявителей, а при наличии проектной документации разрешается, в вышеуказанных правовых документах не содержится.

Довод представителя заявителей о том, что данные правила относятся к содержанию только жилого дома, а на нежилые помещения не распространяется, является не обоснованным, поскольку здание, в котором расположена квартира, является многоквартирным жилым домом. При переводе одного из входящего в его состав помещений в нежилое функциональное назначение всего здания не изменится. До получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, выполнения работ в соответствии с указанными в разрешении требованиями, помещение считается жилым, здание остается крупнопанельным или крупноблочным вне зависимости, изменилось ли функциональное его назначение или нет, и на прочностные характеристики стен функциональное использование помещения также не влияет.

Как следует из письма Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области Управление не может согласовать проект перепланировки <...> под промтоварный магазин, так как в соответствии с п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы (л.д. 36).

Согласно «Положению об Управлении по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области», утвержденному Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009г. № 29 Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области осуществляет контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, в том числе внутридомового газового оборудования, современным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, контроль за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещением непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Таким образом, орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в переводе помещения в нежилое помещение основывалось на заключении Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области - государственного органа, на который возложен контроль за техническим состоянием жилищного фонда, а также руководствовался Положением «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Орла», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 08.08.2006г. № 1553, «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, и требованиями ЖК РФ об обеспечении безопасности и сохранности жилищного фонда.

Поскольку предусмотренное проектом перепланировки устройство дверного проема в наружной стене крупнопанельного дома не соответствует требованиям специальных нормативных правовых актов, регламентирующим отношения в сфере технической эксплуатации объектов жилищного фонда, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого заявителями отказа.

Таким образом, судом установлено, что в силу действующего законодательства у Администрации г. Орла имелись законные основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 254, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Кузнецовой Татьяне Сергеевне, Хакими Мохаммаду Акраму об оспаривании действий органа местного самоуправления отказать.

Полный мотивированный текст решения будет изготовлен в пятидневный срок (23 октября 2010г.)

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: О.В. Макарова