о признании действий неправомерными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года город Орел

Советский районной суд г. Орла в составе :

председательствующего судьи Гудковой Е.И.

при секретаре Рыданской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Парамонова Александра Алексеевича к УВД по Орловской области, Управлению капитального строительства Департамента тыла МВД РФ о признании действий неправомерными, об обязании включения в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-1010годы и обязании выдачи жилищного сертификата в 2010году,

УСТАНОВИЛ :

Парамонов А.А. обратился в суд с иском к УВД по Орловской области, Управлению капитального строительства Департамента тыла МВД РФ о признании действий неправомерными, об обязании включения в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-1010годы и обязании выдачи жилищного сертификата в 2010году, указав в обоснование требований, что решением жилищно-бытовой комиссии РОВД Хотынецкого района Орловской области от 12.12.97г. он был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с 02.12.97г. как не имеющий своего жилья и проживающий в общежитии (выписка из протокола № 1 от 12.12.97г., справка ОВД по Хотынецкому району Орловской области от 28.07.08г.). 15 октября 2007 года он обратился в УВД по Орловской области с рапортом о включении меня на участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» как не имеющий жилья для постоянного проживания. Приказом начальника УВД по Орловской области №*** от 22.10.07г. он уволен из органов внутренних дел с должности помощника начальника отдела - оперативного дежурного отдела внутренних дел по Хотынецкому району по ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы из-за полученной мною «военной травмы». Уже после увольнения из органов внутренних дел, 14 ноября 2007 года им из УВД по Орловской области было получено уведомление о том, что рапорт будет рассмотрен на очередном заседании жилищно-бытовой комиссии УВД. Письмом от 04.12.07г. за №*** УВД по Орловской области сообщило, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления, которые с 01 марта 2005 года осуществляют принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учреждением МСЭ ему 17 декабря 2007 года была установлена инвалидность 2-й группы до01января 2009 года формулировкой «военная травма», а впоследствии (по определению суда) - определена утрата профессиональной трудоспособности в размере 70%.. Решением Советского районного суда г.Орла от 01.07.08г., оставленным в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27.08.08г., с УВД по Орловской области в его пользу взысканы ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, и задолженность по ним. Таким образом, на момент увольнения 22 октября 2007 года из органов внутренних дел, он имел право на включение ответчиком в списки на участие в вышеуказанной программе, однако, в списки ответчик его не включил, ссылаясь на то, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления. Полагает, что в данном случае ответчиком проигнорированы положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.06г. № 153 (в ред. Постановлений Правительства от 15.10.07г. № 681, от 10.04.08г. № 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.07г. № ГКПИ07-435), из которых усматривается, что право на участие в подпрограмме имеют, в частности, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) (п/п.а) п.5 Правил), при этом, согласно п.7_Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В соответствии с п/п.а) п. 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют -федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба). Довод ответчика о том, что он должен обратиться за получением жилищного сертификата в орган местного самоуправления со ссылкой на то, что с 01 марта 2005 года постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан занимаются органы местного самоуправления, по его мнению, является несостоятельным, поскольку он состоит в очереди нуждающихся на получение жилья еще с 1997 года, причем, в органах внутренних дел, откуда и был уволен по состоянию здоровья. Считает, что ответчиком нарушено его право на первоочередное получение государственного жилищного сертификата и что ответчик незаконно не включил его в списки на участие в реализации вышеуказанной программы, проигнорировав документы, подтверждающие факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы 12 декабря 1997 года. Поскольку в настоящее время жилищные сертификаты выдаются тем участникам вышеуказанной подпрограммы, которые стояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1999 года, полагаю, что данный жилищный сертификат должен быть выдан вне очереди в 2010 году.

На основании изложенного, просит суд признать действия УВД по Орловской области незаконными, обязать УВД по Орловской области включить его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, дополнительно в список на 2010 год и направить документы на него как на участника подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в ДТ УОКС МВД РФ, обязать ДТ УОКС МВД РФ выдать жилищный сертификат на улучшение жилищных условий в 2010 году.

В судебном заседание истец и его представитель Родин С.И. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель УВД по Орловской области по доверенности Мирончук Е.Л. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме.

Представитель ДТ УОКС МВД РФ в судебное заседание не явился представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п.5,7 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" право на участие в подпрограмме имеют:

- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Установлено по делу, что истец Парамонов А.А. приказом начальника УВД по Орловской области №*** от 22.10.2007г. уволен из органов внутренних дел с должности помощника начальника отдела - оперативного дежурного отдела внутренних дел по Хотынецкому району по ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы из-за полученной мною «военной травмы». Выслуга лет на момент увольнения составляет 22 года 05 месяцев 03 дня.

Решением жилищно-бытовой комиссии РОВД Хотынецкого района Орловской области от 12.12.97г. Парамонов А.А. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с 02.12.97г. как не имеющий своего жилья и проживающий в общежитии, составом семьи три человека ( он, супруги и дочь), что подтверждается выпиской и протоколом № 1 от 12.12.97г., показаниями гр. П. и гр. С.

Также установлено, что решением исполкома поселковой администрации п.Хотынец от 21 декабря 2001 года супруге истца Парамоновой Людмиле Дмитриевне на семью из трех человек( она, супруг и дочь) была выделена 2-х комнатная квартира по адресу : <...>., общей площадью 51,6 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., т.е. по 9,16 кв.м. на каждого.

Ст. ст. 29,32 ЖК РСФСР было предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

В Постановлении Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2002 N 18/238-ГС "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядке предоставления государственного, муниципального и общественного жилья в городе Орле" было предусмотрено, что право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условии, сохраняется за гражданам до получения жилого помещения, за исключением случаев предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м вне зависимости от причин в связи с которыми увеличилась обеспеченность жилой площадью;

Таким образом, действующими по состоянию на 2001год нормативными актами, было предусмотрено снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при условии обеспечения жильем по установленным в Орловской области нормам жилой площади.

Из показаний гр. П. и гр. Д. (в ходе допроса в Хотынецком райсуде 07.11.2008г.), протокола №2 заседания ЖБК ОВД по Хотынецкому району от 14.10.2010года следует, что Парамонов А.А. был снят с очереди с 21 декабря 2001года после обеспечения его семьи благоустроенной квартирой.

На основании изложенного, суд считает факт снятия истца с очереди в декабре 2001года подтвержденным и правомерным.

Также установлено, что 25 июня 2003года Парамоновы приватизировали предоставленную им в 2001году квартиру на троих (истец, супруга и дочь), что подтверждается договором и свидетельствами о регистрации права.

01 сентября 2005года Парамонов А.А. по договору дарения подарил имеющуюся у него долю квартиры (1\3) своей дочери гр. Л.. что также подтверждается документально.

28 ноября 2005года решением мирового судьи был расторгнут брак между Парамоновым А.А. и Парамоновой Л.Д., о чем 12 декабря 2005года выдано свидетельство о расторжении брака.

В период с 14 февраля 2006года по 06 мая 2009года Парамонов А.А. стоял на очереди на улучшение жилищных условий в администрации п.Хотынец Орловской области, составом семьи 1 человек, был снят с очереди в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими постановлениями.

Также установлено, что Парамонову А.А. постановлением 19 мая 1999года был выделен земельный участок для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства 0,15 га., право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за истцом. Согласно справке за подписью главы поселения от 4.10.2010г. домовладения в д.Родовище за истцом не значится. (л.д.33).

Установлено, что в период с 29.01.1992года по 08.01.2002года истец был зарегистрирован в <...> в общежитие «Орелмилиорация», в период с января 2002года по август 2005года – квартире по <...>., с 29 августа 2005 года по 31 августа 2007года истец был зарегистрирован в <...>, со слов истца, у своего друга. С 19 сентября 2007года по 02 ноября 2007года - в <...>, со слов истца, у своего друга, с 02 ноября 2007года по октябрь 2008года - <...>, с 17 октября 2008года по настоящее время – в <...>, в комнате, принадлежащей на праве собственности его бывшей супруге Парамоновой Л.Д., что подтверждается паспортными данными и справками (л.д.29,34, 37, 38)

15 октября 2007 года Парамонов А.А. обратился в УВД по Орловской области с рапортом о включении его на участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» как не имеющий жилья для постоянного проживания, указал в рапорте, что стоит на очереди в администрации п.Хотынец. (л.д.7). Из текста рапорта следует, что истец знал о снятии его с очереди в ОВД по Хотынецкому району после обеспечения жильем в 2001году.

14 ноября 2007 года УВД по Орловской области был дан предварительный ответ, что рапорт истца будет рассмотрен на очередном заседании жилищно-бытовой комиссии УВД.

Письмом от 04.12.07г. за №*** УВД по Орловской области сообщило истцу, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления, которые с 01 марта 2005 года осуществляют принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.9.10).

С 01 марта 2005года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ.

В силу ст.ст.51,52, 53 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения и фактические обстоятельства дела, суд считает, что истцом заявлены необоснованные требования к УВД по Орловской области и ДТ МВД РФ, так как после обеспечения истца жильем в декабре 2001года и снятии его с очереди в ОВД по Хотынецкому району, со стороны истца имело место намеренное ухудшение своих жилищных условий в виде дарения доли в квартире, следовательно, право постановки на жилищный учет истец имеет только через 5 лет, т.е. после 01 сентября 2010года и только в органах местного самоуправления.

Доводы стороны истца в обоснование иска являются проявлением злоупотребления своим правом, так как при его первичном обращении в суд в 2008году уже были установлены аналогичные обстоятельства. Факт отсутствия протокола заседания ЖБК ОВД по Хотынецкому району о снятии истца с очереди в 2001году сам по себе не подтверждает позицию стороны истца о том, что он продолжает стоять на очереди с 1997года по настоящее время и имеет право на получение жилищного сертификата.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Парамонову Александру Алексеевичу в удовлетворении иска к УВД по Орловской области, Управлению капитального строительства Департамента тыла МВД РФ о признании действий неправомерными, об обязании включения в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-1010годы и обязании выдачи жилищного сертификата в 2010году – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий Гудкова Е.И.