РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2010 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Гудковой Е.И.
при секретаре Рыданской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Халилуллы о признании незаконными действий Администрации г.Орла по отказу в переводе жилого помещения в нежилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Халилулла обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации г.Орла по отказу в переводе жилого помещения в нежилое помещение, указав, что ему на праве собственности принадлежит квартира <...> в доме <...> по ул. <...> в городе Орле. Указанную квартиру он приобрел по договору купли-продажи квартиры от 12.05.2009 г. с целью в дальнейшем разместить в ней офисное помещение. Собрав необходимые документы, его представитель обратился в Администрацию города Орла с заявлением о переводе вышеуказанной квартиры из жилого в нежилой фонд. Ему было отказано в переводе указанной квартиры в нежилое помещение, в связи с тем, что по проекту возникает необходимость организации входа, а поскольку это помещение расположено в крупнопанельном жилом доме, то согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (п. 4.2.4.9 не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы), кроме того ссылаясь на требования изложенные в пунктах 2.4., 2.8 Положения «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Орла», утвержденного постановлением администрации города Орла от 08.08.2006 г. №1553. Считает, что отказ является незаконным. Просит признать незаконными действия Администрации города Орла, выразившихся в отказе письмом от 20.10.2010 г. № С-6427 оформить документы, необходимые для перевода в нежилой фонд квартиры <...>, дом <...> по улице <...> в городе Орле. Возложить на Администрацию города Орла обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов гр. Халилуллы, путем обязании административного органа рассмотреть в установленном порядке по существу заявление о переводе в нежилой фонд квартиры N 10, дом <...> по улице <...> в городе Орле.
В судебном заседании представитель Халилуллы по доверенности Ставцев А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации города Орла по доверенности Курганская И.Ю. заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав участников процесса, свидетелей, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено по делу, что Халилулла является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №*** от 09.06.2009 года. (л.д.12)
20.09.2010 года представитель Халилуллы по доверенности Ставцев А.Г. обратился в Администрацию г. Орла с заявлением о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <...>, <...> с приложением документов.(л.д.11)
Порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые регламентирован главой 3 Жилищного Кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Установлено, что заявителем были представлены все необходимые документы. Выполняя требования п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, заявитель в приложении к заявлению представил в администрацию проектную документацию.
Согласно представленной в орган местного самоуправления проектной документации на перепланировку квартиры <...> в жилом доме <...> по ул.<...> в <...> предусматривает следующие виды работ: перепланировку помещений квартиры под офис, пробивку дверного проема, устройство перегородки из гипсокартона. Проектом предусмотрено : разборка кирпичной перегородки, пробивка проема в стене, устройство перегородки из кирпича, оконный проем и входной дверной проем в квартиру заложить кирпичом, новые перегородки выполнить из кирпича, устройство дверного проема в наружной стене выполнить методом выпиливания части железобетонной панели под окном до уровня пола.(л.д.29)
20 октября 2010 г. заявителем было получено уведомление, в котором Администрация города Орла сообщает, что решение вопроса о переводе жилого помещения №*** по <...>,д.10 не представляется возможным, так как в данном случае нарушаются требования действующего законодательства. В обоснование отказа было указано, что согласно представленной проектной документации, выполненной ООО «Стройпроект», в результате перепланировки квартиры планируется пробить проемы в несущих железобетонных перегородках, а так же расширение существующего оконного проема от уровня подоконника до уровня пола. Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, наделенное полномочиями по контролю за техническим состоянием жилищного фонда и соблюдением порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые, в своем заключении от 24.06.2010 г. № 616 сообщает, что не может согласовать проект перепланировки квартиры <...> в доме <...> по ул. <...> с последующим использованием под офис, так как в соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г, № 170. не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.(л.д.6).
Аналогичные требования содержатся и в пунктах 2.4., 2.8. Положения «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Орла», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 08 августа 2006 г. №*** (л.д.6)
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии с основными положениями жилищного законодательства (п. 1 гл. 1 раздела 1 ЖК РФ) органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, - обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Правила по обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда определены в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда», которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №***.
«Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» разработаны в соответствии с Законом РФ от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и пунктом 53 «Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.1999г. № 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
Согласно п. 1.7.2. указанных правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Как следует из письма Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области Управление не может согласовать проект перепланировки квартиры <...> в доме <...> по ул. <...> г. Орла под промтоварный магазин, так как в соответствии с п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы (л.д. 7).
Согласно «Положению об Управлении по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области», утвержденному Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009г. № 29 Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области осуществляет контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, в том числе внутридомового газового оборудования, современным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, контроль за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещением непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.
В соответствии с представленным суду протоколом заседания Межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые помещения от 18.10.2010г. Халилулле отказано в переводе жилого помещения <...> по <...> в нежилое, так как нарушаются требования действующего законодательства. Тот факт, что межведомственная комиссия рассматривала заявление Халилуллы и приняла решение об отказе в удовлетворении заявления, подтверждается допрошенными в судебном заседании гр. А., гр. З.
Таким образом, орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в переводе помещения в нежилое помещение, основывался решении межведомственной комиссии, заключении Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, руководствовался Положением «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Орла», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 08.08.2006г. № 1553, «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, и требованиями ЖК РФ об обеспечении безопасности и сохранности жилищного фонда.
Поскольку предусмотренное проектом перепланировки устройство дверного проема в наружной стене крупнопанельного дома не соответствует требованиям специальных нормативных правовых актов, регламентирующим отношения в сфере технической эксплуатации объектов жилищного фонда, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого заявителем отказа.
Таким образом, судом установлено, что в силу действующего законодательства у Администрации г. Орла имелись законные основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления. Довод представителя администрации о не подведомственности заявленного спора суду общей юрисдикции является голословным, данные о регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Халилулле о признании незаконными действий Администрации г.Орла по отказу в переводе жилого помещения в нежилое помещение -отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский райсуд г.Орла в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Гудкова Е.И.