РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года город Орел
Советский федеральный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Гапоновой Е.М.,
при секретаре Зиновкиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Научно-образовательному учреждению «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук», Воронежскому отделению Академии педагогических и социальных наук о ликвидации некоммерческой организации и возложении на её учредителей обязанности по осуществлению ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с иском к Научно-образовательному учреждению «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук», Воронежскому отделению Академии педагогических и социальных наук о ликвидации некоммерческой организации и возложении на её учредителей обязанности по осуществлению ликвидации. В обоснование требований истец указал, что Научно-образовательное учреждение «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» зарегистрировано Администрацией Советского района г.Орла 11.08.1995г., основной государственный регистрационный номер №***, место нахождения организации: <...>, директор гр. К., учредитель Воронежское отделение Академии педагогических и социальных наук. В нарушение действующего законодательства ответчик не представлял документы, содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе его руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в связи с чем, 23.04.2010г. в адрес организации, а также в адрес места жительства директора были вынесены письменные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с предписаниями в срок до 02.07.2010г. устранить указанные нарушения и предоставить в Управление информацию, подтверждающую их устранение. Однако в указанный срок нарушения ответчиком устранены не были. На основании изложенного истец просил суд принять решение о ликвидации Научно-образовательного учреждения «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» и возложить на её учредителя обязанность по осуществлению ликвидации организации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Яськов В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Просил суд ликвидировать Научно-образовательное учреждение «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» и возложить на её учредителя обязанность по осуществлению ликвидации организации.
Представители ответчиков – Научно-образовательного учреждения «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» и Воронежского отделения Академии педагогических и социальных наук в судебное заседание не явились, по известному месту нахождения и регистрации были неоднократно извещены надлежащим образом, однако судебные извещения возвратились. Иное место нахождения ответчика суду неизвестно.
Представитель истца не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-его лица - ИФНС России по Советскому району г.Орла в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца в связи с тем, что за ответчиком числится задолженность по налогам в размере 847,43 руб., о чем предоставил суду заявление.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о её деятельности, сведения о персональном составе её руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями которых не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, предоставляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней с момента наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения, в том числе и об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, а также о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций) или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» полномочия по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений переданы Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам.
В судебном заседании на основании имеющихся в материалах дела документов, а именно: Устава Научно-образовательного учреждения «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук», выписки из ЕГРЮЛ от 17.04.07г. установлено, что Научно-образовательное учреждение «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» зарегистрировано Администрацией Советского района г.Орла 11.08.1995г., основной государственный регистрационный номер №***, место нахождения организации: <...>, директор гр. К., учредитель Воронежское отделение Академии педагогических и социальных наук.
Также установлено, что в нарушение ч.2 ст.15 Конституции РФ, п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона от 23.07.2008г. ответчик не представлял в регистрирующий орган документы, содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе его руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам №№ ОН0001, ОН0002 за 2006-2009 годы или в произвольной форме в порядке пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2009 год.
В материалах дела имеются предупреждения от 23.04.2010г. №*** и №*** направленные истцом в адрес организации и в адрес места жительства Директора гр. К. о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции РФ, пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с предписаниями в срок до 02.07.2010г. устранить указанные нарушения и предоставить в Управление информацию, подтверждающую их устранение.
Предупреждение, направленное в адрес места жительства Директора гр. К. было получено 25.05.2010г., о чем свидетельствует почтовое уведомление.
15.06.2010г. в Управление поступило письмо от гр. К. о том, что Директором организации она была до апреля 2006г., а с 2007г. в г.Орле не проживает и сведений о Центре не имеет.
Предупреждение, направленное в адрес организации вернулось 12.10.2010г. в Управление с почтовой отметкой на конверте «организация не значится».
Так же в материалах дела имеется Уведомление о проведении проверки, направленное Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской обл. 04.10.2007г. за №*** в адрес организации, которое вернулось с почтовой отметкой на конверте «организации нет». 17.04.2008г. в адрес организации Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской обл. было направлено предупреждение №*** о недопустимости нарушения ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», устранении нарушений и предоставлении отчетов.
Однако, нарушения, указанные в данных предупреждениях, организацией не устранены.
Согласно справке ИФНС России по Советскому району г.Орла за Научно-образовательным учреждением «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» по состоянию на 22.12.2010г. числится задолженность по налогам, сборам в размере 847 руб. 43 коп.
В соответствии с п.2 ч.3 ст. 61 ГК РФ решением суда может быть возложена обязанность о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно ч.2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В силу ч.1 ст. 63 ГК РФ Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. На основании ч.4 данной статьи Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В силу ст. 64 ГК РФ При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Суд не может согласится с мнением третьего лица – ИФНС по Советскому району г. Орла о том, что при ликвидации будет нанесен вред бюджету РФ, поскольку на основании вышеуказанных норм права, имеющаяся задолженность в бюджет будет погашена в процессе проведения процедуры ликвидации ликвидационной комиссией, в состав которой входят учредители некоммерческой организации.
На основании вышеизложенных обстоятельств дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Указанные истцом нарушения законодательства являются основанием для принятия решения о ликвидации некоммерческой организации и возложении на её учредителей обязанности по осуществлению ликвидации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.
Ликвидировать Научно-образовательное учреждение «Орловский Центр академии педагогических и социальных наук» и возложить на её учредителя Воронежское отделение Академии педагогических и социальных наук обязанность по осуществлению ликвидации организации.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения через районный суд.
Полный текст решения суда будет изготовлен 19 января 2011 года.
Председательствующий: