о признании недействительным и незаконным бездействие



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2011 года г. Орел,

Советский районный суд г. Орла в составе :

Председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

При секретаре Поздняковой А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова Юрия Викторовича, Сухановой Ларисы Сергеевны к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании незаконным бездействия и признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдаче свидетельства на получение субсидии,

УСТАНОВИЛ :

Истцы, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании незаконным бездействия ответчика по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей. Заявления о возврате искового заявления с требованиями о взыскании компенсации морального вреда в адрес суда не поступало.

В последующем 18.01. 2011 года истцы обратились с уточненным исковым заявлением, просили суд признать недействительным и незаконным бездействие Ответчика по выдаче свидетельства на право семьи Сухановых на получение социальной выплаты для приобретения жилья, просил суд обязать ответчика выдать свидетельство на право семьи истцов на получение социальной выплату для приобретения жилья.

26 января 2011 года в адрес суда поступило уточненное исковое заявление Сухановых, согласно которого в качестве ответчиков заявителями привлечены департамент сельского хозяйства Орловской области и Администрация Троснянского района Орловской области. В обоснование заявленных требований заявителями было указано, что 17 января 2007года истцы изъявили желание участвовать в мероприятиях по федеральной программе «Социальное развитие села до 2012 года» и подали в администрацию Троснянского района Орловской области заявление. 22 мая 2009 года Троснянским районным судом Орловской области было утверждено мировое соглашение, по которому Администрация Троснянского района Орловской области обязалась включить истца в списки граждан на получение социальной выплаты, в качестве гражданина, на 2010 год на улучшение жилищных условий, в рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». Определением районного суда от 21.01.2010 года было удовлетворено заявление истца о выдаче исполнительного листа. На основании, которого истец был включен в списки граждан. 31.07.2010 года истцы предоставили администрации Троснянского района проект договора купли-продажи жилого дома. Однако до настоящего времени Ответчики не исполнили своих обязательств и не выдали свидетельство на получение социальной выплаты, лишив истца права на материальное возмещение затрат. Заявители просили суд признать недействительным и незаконным бездействие Ответчика по выдаче свидетельства на право семьи истцов на получение социальной выплаты для приобретения жилья, просили суд обязать ответчика выдать свидетельство на право семьи истцов на получение социальной выплату для приобретения. 9 февраля 2011 года в судебном заседании представитель истца вновь уточнил заявленные гр. Ц. требования. Просил суд признать бездействие Ответчиков по признанию права семьи Истцов – Суханова Юрия Викторовича, гр. Ц., гр. У., Сухановой Ларисы Сергеевны на получение социальной выплаты для приобретения жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002г. незаконным; признать право семьи Истцов - Суханова Юрия Викторовича, гр. Ц., гр. У., Сухановой Ларисы Сергеевны на получение социальной выплаты для приобретения жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов, согласно постановлению Правительства РФ № 858 от 03.12.2002г.; обязать администрацию Троснянского района направить в Департамент сельского хозяйства документы, необходимые для получения Истцами социальной выплаты, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. №858 и Постановлением правительства Орловской области № 97., обязать Департамент сельского хозяйства Орловской области включить семью истцов в сводный список участников мероприятий -получателей социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году, произвести расчет размера субсидии, включить семью Истцов в реестр получателей социальной выплаты.

Представитель ответчика Департамента сельского хозяйства по доверенности Цуканова Ю.А. исковые требования Сухановых не признала, указав, при этом, что Сухановы имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», поскольку они постоянно проживают в сельской местности, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют собственные и заемные средства для оплаты части приобретаемого жилья. Право на участие в программе ответчик не оспаривает, вместе с тем в удовлетворении требований просит отказать, поскольку заявителем не представлен полный перечень документов и сведений необходимый для расчета субсидии. На основании представленных Сухановым документов, произвести расчет социальной выплаты не представляется возможным. Включение в сводный список участников федеральной программы на 2010 год не представляется возможным, поскольку списки были сформированы до ноября 2009 года пи направлены в Министерство сельского хозяйства в январе 2010 года. По данным спискам Министерством уже были произведены перечисления, корректировка списков не возможна. Порядок реализации федеральной программы на 2011 год до настоящего времени Правительством Орловской области не утвержден. Истцы не лишены возможности реализовать свое право на участие в программе в 2011 году при условии предоставления полного пакета документов.

Представитель Администрации Троснянского района г. Орла в судебном заседании указал, что истцом не был своевременно представлен полный пакет документов необходимый для участия в федеральной программе и расчета социальной выплаты. В списки граждан- участников федеральной программы Суханов был включен на основании решения суда в феврале 2010 года. Представленные истцом документы направлялись в Департамент сельского хозяйства для проверки в 2010 году и в январе 2011 года. До настоящего времени полный пакет документов истцом не представлен. Истцом не представлен отчет об оценке приобретаемого жилого помещения. Несвоевременное направление пакета документов в Департамент связано с тем, что истцом не была представлена достаточная информация для расчета субсидии.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года в целях решения задач по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, установленных в Приложении № 16 к вышеуказанной федеральной целевой программе субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.

В силу пунктов 4, 8 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 1 к Правилам) гражданин имеет право на получение социальной выплаты при условии постоянного проживания в сельской местности; наличии собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по установленной форме.

В соответствии с п. 9 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья. В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.

В соответствии с пунктами 12, 14 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением установленных в пункте 12 документов, в том числе копии документов, подтверждающих наличие собственных и заемных средств, необходимых для приобретения жилья, выписки из домовой книги, подтверждающих признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Уполномоченные же органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, утверждают сводные списки, уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения дот граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков и порядок выдачи свидетельств устанавливаются правовыми актами субъектов РФ.

Законом Орловской области от 30.12.2004 г. № 477-03 утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области до 2012 года», в соответствии с которой Департамент сельского хозяйства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, участвующим в реализации данной программы и исполняющим основные программные мероприятия.

Постановлением Правительства Орловской области от 01.04.2010 г. № 97 утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2010 году и Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в 2010 году.

На основании пунктов 2, 3, 6 Порядка органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, которые до 1 ноября года, предшествующего планируемому, направляют в Департамент сельского хозяйства Орловской области.

В соответствии с п.7-8 Порядка оформление свидетельств на получение социальной выплаты для приобретения жилья гражданам, проживающим в сельской местности производится после предоставления в Департамент проекта договора купли-продажи жилого помещения, оформленного на имя участника мероприятия и членом его семьи и копии документа, подтверждающего определение рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения ( в ред. постановления Правительства Орловской области от 23.12.2010 года № 448).

На основании представленных органами местного самоуправления списков и документов Департамент, с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов: формирует сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Орловской области на 2010 год.

В соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета утв. постановлением Правительства Орловской области № 97, департамент производит расчет размера субсидии и составляет реестры получателей социальной выплаты на приобретение жилья на основании заверенной копии зарегистрированного договора купли-продажи либо заверенного договора купли-продажи со свидетельством о государственной регистрации права с внесенными сведениями о наличии зарегистрированного ограничения (обременения) права, при этом приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, на которых произведен расчет размера субсидии; заверенной копии документа, подтверждающего определение рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения.

В ходе разбирательства судом установлено, что 4.08. 2009 года Суханов Ю.В. обратился в администрацию Троснянского района Орловской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Справки и документы, подтверждающие жилищные условия заявителя были представлены по состоянию на февраль 2007 года. Необходимые сведения по состоянию на день обращения с заявлением Сухановым в орган местного самоуправления не представлялись, что сторонами не оспаривалось.

Судом установлено, что решением жилищной комиссии Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области от 5.02.2007 года № 4 Суханов Ю.В. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий, заявитель является лицом проживающим в сельской местности, факт предоставления документов подтверждающих наличие собственных или заемных средств ответчиками не был оспорен.

Определением Троснянского районного суда Орловской области от 22 мая 2009 года по гражданскому делу по иску Суханова Ю.В. к Администрации Троснянского района о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья было утверждено мировое соглашение по условиям которого ответчик Администрация Троснянского района Орловской области обязалась включить истца в списки граждан на получение социальной выплаты в качестве гражданина на 2010 год при соблюдении истцом требований Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. постановлением Правительства РФ № 250 от 28 апреля 2006 год, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», возместить истцу 50% судебных расходов в сумме 3800 рублей. Истец Суханов в свою очередь отказался от предъявленного иска и обязался соблюдать Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. постановлением Правительства РФ № 250 от 28 апреля 2006 год, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Производство по делу было прекращено.

Определением от 21 января 2010 года Троснянского районного суда заявление Суханова Ю.В. о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения было удовлетворено. Судом было установлено, что Сухановым Ю.В. все требования Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. постановлением Правительства РФ № 250 от 28 апреля 2006 год, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» соблюдены.

Согласно постановление судебного пристава –исполнителя от 15 февраля 2010 года исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа выданного на основании определения суда окончено, в связи с исполнением. Суханов Ю.В. включен в списки граждан на получение социальной выплаты в качестве гражданина на 2010 год в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» под номером 4, что подтверждается выпиской из сводного списка по Троснянскому району на 2010 год.

Таким образом, судом установлено, что ответчики не оспаривают право Сухановых на участие в федеральной программе « Социальное развитие села до 2012 года». Спор в этой части между сторонами отсутствует. Право Сухановых на улучшение жилищных условий и участие в федеральной программе « Социальное развитие села до 2012 года» ответчиками не оспаривается.

В судебном заседании также установлено, что по требованию органа местного самоуправления Сухановым Ю.В. 23 ноября 2010 года был подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости квартиры и земельного участка. Копия зарегистрированного договора купли-продажи от 1.12.2010 года и оценки домовладения Сухановым Ю.В. была предоставлено в администрацию Троснянского района Орловской области, согласно штампа 3.12.2010 года вх. № 693-3.

Копия проекта договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 30 июля 2010 года Сухановым Ю.В. была направлена по почте в орган местного самоуправления администрацию Троснянского района Орловской области 31 июля 2010 года.

Как установлено в судебном заседании ни проект от 30 июля 2010 года, ни зарегистрированный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 1.12.2010 года не содержат сведения о стоимости приобретаемого Сухановым Ю.В. и членами его семьи жилого помещения. Договор содержит лишь указание, на общую стоимость домовладения включая жилой дом, земельный участок и надворные постройки.

Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году был утвержден руководителем Департамента сельского хозяйства Орловской области 11 января 2011 года.

Суханов Юрий Викторович и члены его семьи в указанный Сводный список включены не были в связи с тем, что Администрацией Троснянского района Орловской области полный пакет документов необходимый для определения размера социальной выплаты представлен не был.

Таким образом, у Департамента сельского хозяйства Орловской области Орловской отсутствовали правовые основания для перечисления денежных средств в бюджет Троснянского района Орловской области для предоставления социальной выплаты Суханову Юрию Викторовичу в 2010 году.

Из пояснений свидетеля гр. К.- специалиста Департамента сельского хозяйства Орловской области следует, что в соответствии с Порядком формирования списка участников федеральной программы « Социальное развитие села до 2012 года», сводный список участников должен был быть представлен органом местного самоуправления до ноября 2009 года. В последующем, в связи с тем, что в Троснянском районе не были освоены запланированные денежные средства, возможна была корректировка списка участников до декабря 2010 года. Сводный список получателей социальной выплаты в рамках данной программы был окончательно утвержден и направлен в Министерство 11 января 2011 года. Денежные средства рамках программы на 2010 год в настоящее время уже поступили на счета Департамента. Администрацией Троснянского района Орловской области до настоящего времени полный пакет необходимых документов для расчета размера социальной выплаты в отношении Суханова Ю.В. не представлен. Представитель администрации Троснянского района обращался в Департамент для получения консультации с пакетом документов, представленных Сухановым Ю.В. Представленные документы Сухановым Ю.В. не соответствуют предъявляемым требованиям, поскольку справки и акты приобщены по состоянию на 2007 год. Отсутствие в договоре купли-продажи и в его проекте сведений о фактической стоимости приобретаемого жилого помещения является препятствием для определения размера социальной выплаты участнику Суханову Ю.В. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты возможно только после предоставления данных сведений в Департамент, поскольку в соответствии с утвержденной положением формой Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности содержит в себе сведения о размере предоставляемой социальной выплате участнику программы. При условии предоставлении всех необходимых документов Суханов Ю.В. не лишен права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в 2011 году после подписания соглашения с Администрацией Троснянского района и утверждением Правительством Орловской области порядка реализации федеральной программы в 2011 году..

Принимая во внимание вышеприведенные нормы, а также обстоятельства, установленные по делу, суд приходит к выводу, что Сухановым Ю.В., как участником федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года», не были представлены сведения и документы, необходимые для определения размера социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. Несоблюдение истцом порядка и требований, установленных Постановлением правительства Орловской области от 1.04.2010 года, явилось препятствием для определения Департаментом сельского хозяйства размера социальной выплаты и оформления истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности в 2010 году.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 1.04.2010 года реализация прав участника федеральной программы возможно лишь при условии предоставления им необходимых сведений и документов. Суханов Ю.В., будучи включенным в список участников федеральной программы в феврале 2010 года, в июле 2010 года направил в органы местного самоуправления проект договора купли-продажи домовладения, 3 декабря 2010 года - рыночную оценку домовладения и зарегистрированный договор купли-продажи домовладения, указанные им действия были совершены уже за пределами установленного срока формирования списков участников федеральной программы. Кроме того, представленные документы не содержали необходимые для расчета социальной выплаты стоимости фактического приобретаемого Сухановым жилого помещения. Данный недостаток до настоящего времени заявителем не устранен. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Вместе с тем, истцы не лишены права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках данной федеральной программы при условии предоставления ими всех необходимых сведений в 2011 году.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Суханову Юрию Викторовичу и Сухановой Ларисе Сергеевне в удовлетворении требований предъявленных к Департаменту сельского хозяйства Орловской области, администрации Троснянского района Орловской области о признании незаконным бездействия и признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в 10-дненвый срок с момента изготовления полного текста решения, т.е. с 14 февраля 2011 года.

Судья Курлаева Л.И.