РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
Председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
при секретаре Поздняковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Орла гражданское дело по иску прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Орла, МУ «УКХ г.Орла» об обязании оборудовать звуковыми сигналами светофорные объекты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северного района г.Орла, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что в ходе проведённой проверки установлено, что светофорные объекты на 6 участках: <...> - <...>, <...>, <...> <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, не оборудованы звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров, что является нарушением ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просит обязать Администрацию г.Орла и Муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать светофорные объекты на 6 участках: <...> - <...>, <...>, <...> <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Леонова Т.А. просила суд обязать МУ «УКХ г.Орла» оборудовать светофорные объекты на трех участках, расположенных на <...> <...> – <...>, <...> – <...>, звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации в течение трех месяцев со дня вступление решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МУ «УКХ г.Орла» по доверенности Дмитриев М.В. исковые требования не признал, так как не доказан факт того, что указанными тремя пешеходными переходами регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, поэтому необходимости в их оборудовании звуковой сигнализацией не имеется. Также не решен вопрос в части финансирования и технического исполнения, поэтому оборудовать светофорные объекты течение месяца со дня вступления решения в законную силу не представляется возможным.
Представитель Администрации г.Орла по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Администрация г. Орла является не надлежащим ответчиком.
Третье лицо – представитель УГИБДД УВД по Орловской области Баландин В.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения судом заявленных требований прокурора Северного района г.Орла.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Северного района г. Орла была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлено, что светофорные объекты на 6 участках: <...> - <...>, <...> <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, не оборудованы звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в редакции от 24.07.2009 г. органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, имеет место нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), согласно которому на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Согласно ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, содержание автомобильных дорог на улицах города Орла относится к обязанности администрации города Орла.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Администрацией г.Орла в целях осуществления управленческих функций в сфере благоустройства г.Орла создано муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла».
МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» является юридическим лицом и самостоятельно отвечает за свою деятельность на основании Устава (л.д. 7-8).
В соответствии с основной задачей учреждение разрабатывает и осуществляет мероприятия по ремонту и содержанию объектов, находящихся на балансе, в оперативном управлении учреждения, а также отдельных объектов по благоустройству муниципального образования.
Согласно Постановлению Администрации г.Орла от 30.12.2010 г. и прилагаемому перечню светофорные объекты на <...> пересечении улиц <...> – <...>, на улице <...> (<...>) переданы в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла» (л.д. 115-118).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», МУ «УКХ г.Орла» не исполняет должным образом обязанности по содержанию названных светофорных объектов в части их оборудования звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Указанные нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации в городе, угрожают здоровью и жизни населения - инвалидов по зрению.
С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором Советского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя МУ «УКХ г.Орла» по доверенности о том, что прокурором Северного района г.Орла, заявившим иск в интересах неопределённого круга лиц, не доказан факт того, что тремя пешеходными переходами на <...> пересечении улиц <...> – <...>, на улице <...> (<...>) регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, поэтому необходимости в оборудовании светофорных объектов звуковой сигнализацией, не имеется, следует признать необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обеспечение в Северном районе прав инвалидов, касающихся беспрепятственного пользования средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
Доводы представителя ответчика о том, что не решен вопрос в части финансирования и технического исполнения, не опровергают доводы заявителя и не влияют на существо спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать светофорные объекты на трех участках, расположенных: <...>, <...> – <...>, <...> – <...>, звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения (6 апреля 2011 года).
Председательствующий Л.И.Курлаева