РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года город Орел Советский федеральный районный суд города Орла в составе: председательствующего судьи Курлаевой Л.И., при секретаре Поздняковой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского федерального районного суда города Орла гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Гладких Людмиле Аркадьевне об обязании провести ремонтно-реставрационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с заявлением к Гладких Людмиле Аркадьевне об обязании провести ремонтно-реставрационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия, в обоснование заявленных требований указав, что проверкой установлено, что 1-этажный «Дом жилой» второй половины 19 века, расположенный по адресу: <...>, являющийся в настоящее время нежилым зданием, является памятником истории и культуры регионального значения в соответствии с решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 06.07.1993 №*** «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области». В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от 16.08.2010 №*** №***, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, собственником нежилого здания по адресу: <...> является физическое лицо — Гладких Л.А. Кроме того, Гладких Л.А. является собственником земельного участка, общей площадью 979 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу на основании Свидетельства о государственной регистрации права №*** №***., выданного 20.12.2010 года. Управлением культуры и искусств администрации Орловской области (Госорган), переименованным впоследствии в вышеуказанный Департамент, выдано Охранное обязательство Гладких Л.А. по недвижимому памятнику истории и культуры «Дом жилой», расположенный по адресу: <...>. В соответствии с условиями Охранного обязательства Гладких Л.А. обязана обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные Актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями Госоргана, содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт памятника, а также ремонтно-реставрационные работы в сроки, предусмотренные в прилагаемом акте. Согласно Акту технического состояния памятника истории и культуры от 05.12.2005 г. №***, подписанным сторонами, общее состояние указанного объекта культурного наследия являлось удовлетворительным. В соответствии с разделом 2 указанного Акта «План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры» в период 2005-2010 годов Пользователь - Гладких Л.А. обязывалась провести научные исследования и разработку проекта противоаварийных и реставрационных работ, осуществлять научно-техническое руководство производством работ. В тот же период Гладких Л.А. должна была произвести ремонтно-реставрационные работы, а именно: усиление фундамента наружных стен, замену покрытия крыши, усиление и замену элементов стропильной системы, замену деревянного чердачного перекрытия, замену полов, внутреннюю отделку. Между тем, проверка показала, что указанные работы Гладких Л.А. в принадлежащем ей на праве собственности нежилом здании по <...> в <...>, являющемся памятником истории и культуры регионального значения, проведены не были. Фасад здания указанного объекта культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонта. Помимо того, здание, в целом, требует косметического ремонта. В связи с тем, что здание по адресу: <...>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры, то все работы, производимые на этом объекте, подпадают под понятие сохранения объекта культурного наследия и регулируются законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия. Просил суд обязать Гладких Людмилу Аркадьевну разработать проект ремонтно-реставрационных работ и выполнить ремонтно-реставрационные работы в принадлежащем ей на праве собственности нежилом здании по <...> в <...> - памятнике истории и культуры регионального значения «Дом жилой» второй половины 19 века, а именно произвести: усиление фундамента наружных стен, замену покрытия крыши, усиление и замену элементов стропильной системы, замену деревянного чердачного перекрытия, замену полов, внутреннюю отделку здания. В судебном заседании заявленные прокурором Советского района г. Орла требования были уточнены. Просил суд обязать Гладких Людмилу Аркадьевну провести благоустройство дворовой территории в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; разработать проект реставрационных работ, историко-архивные изыскания, подготовить заключение о техническом состоянии здания; провести ремонтные работы по центральному и боковым фасадам здания, забору; заменить отмостки и провести благоустройство прилегающей к ней территории; заменить окна в срок до конца 2012 года; заменить покрытие крыши, усилить и заменить элементы стропильной системы, поддерживать состояния фасада в удовлетворительном состоянии в срок 2011-2015 гг. Согласовать проект с госорганом по охране памятников истории и культуры. Представитель ответчика по доверенности Горяйнов И.Ю. возражений суду не представил, указав, что 14 октября 2011 года Гладких Л.А. заключила охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры, в соответствии с которым взяла на себя обязательство по проведению проектных работ в течение 2012 года, а также ремонтных работ фасада, замены отмостки, окон и благоустройству прилегающей территории, в 2013 году по замене покрытия крыши, усиления и замены стропильной системы. Представитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области Бухвостова О.А. полагалась на усмотрение суда при вынесении решения, указав, что <...>, действительно является памятником истории и культуры регионального значения. В целях сохранения данного объекта необходимо проведение проектно- реставрационных и ремонтных работ. Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Орла в судебное заседание не явился. В ходе предыдущего судебного разбирательства, полагала, что строение необходимо отремонтировать. Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных требований заявителя по следующим основаниям. Положениями Конституции РФ провозглашена цель обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, и закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культур (преамбула; ст. 44 части 2 и 3). Согласно Федерального закона от 25.06.2002 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации" ), что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Пунктом 1 ст.48 Закона № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.3 ст. 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона – направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43 Закона N 73-ФЗ). Как установлено в судебном заседании Гладких Л.А. является собственником нежилого здания и земельного участка под ним по адресу: <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 16.08.2010 №*** №***, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Свидетельством о государственной регистрации права, выданного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 20.12.2010 №*** №***. В соответствии с решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 06.07.1993 №*** «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» 1-этажный «Дом жилой» второй половины 19 века, расположенный по адресу: <...> (общая площадь 211,1 кв.м, инв. №***, литер №***), являющийся в настоящее время нежилым зданием, является памятником истории и культуры регионального значения. В соответствии с Законом Орловской области «Об объектах культурно го наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области» от 06.04.2004 №***, органом специальной компетенции области, в полномочия которого входит заключение охранных обязательств по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального историко-культурного значения с их собственниками (пользователями), является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области. Как установлено в судебном заседании 05.12.2005 года Управлением культуры и искусств администрации Орловской области, было выдано Охранное обязательство собственнику Гладких Л.А. по недвижимому памятнику истории и культуры «Дом жилой», расположенный по адресу: <...>. В соответствии с условиями обязательства Гладких Л.А. обязана была обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные Актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями Госоргана, содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт памятника, а также ремонтно-реставрационные работы в сроки, предусмотренные в прилагаемом акте. Согласно Акту технического состояния памятника истории и культуры от 05.12.2005 г. №***, подписанным сторонами, общее состояние указанного объекта культурного наследия являлось удовлетворительным. В соответствии с разделом 2 указанного Акта «План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры» в период 2005-2010 годов Пользователь - Гладких Л.А. обязывалась провести научные исследования и разработку проекта противоаварийных и реставрационных работ, осуществлять научно-техническое руководство производством работ. В тот же период Гладких Л.А. должна была произвести ремонтно-реставрационные работы, а именно: усиление фундамента наружных стен, замену покрытия крыши, усиление и замену элементов стропильной системы, замену деревянного чердачного перекрытия, замену полов, внутреннюю отделку. По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что указанные работы в нежилом здании по <...> в <...>, являющемся памятником истории и культуры регионального значения, проведены в указанные сроки не были. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что Гладких Л.А. являлась собственником спорного объекта недвижимости с 15 августа 2005 года по 12 сентября 2006 года. На основании договора купли-продажи не жилого здания и свидетельства о государственной регистрации права данных строением владел на праве собственности гр. Ц.. Вновь в собственность ответчика нежилое здание перешло на основании договора дарения от 21.07.2010 года (л.д. 15). В соответствии с условиями Охранного обязательства от 5 декабря 2005 года срок его действия устанавливается на время нахождения объекта у «Пользователя». Обстоятельств, свидетельствующих о том, что в период с 12 сентября 2006 года по 21 июля 2010 года Гладких Л.А. являлась собственником и пользователем объекта судом не установлено. За получением Охранного обязательства по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры другие собственники объекта в 2006-2010 году не обращались. Суду было представлено Охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры от 14 сентября 2011 года, выданное Гладких Л.А.. В соответствии с которым Гладких Л.А. взяла на себя обязательства по сохранению объекта как памятника истории и культуры. В соответствии с Актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 14 сентября 2011 года, общее состояние внешних архитектурно- конструктивных элементов объекта неудовлетворительное. В соответствии с Планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования собственнику необходимо: в течение 2012 года разработать проект реставрационных работ, историко-архивные изыскания, подготовить заключение о техническом состоянии здания, произвести работы по центральному и боковым фасадам здания и забору, замену отмостки и благоустройство прилегающей к ней территории, произвести замену окон, в течение 2013 года произвести покрытие крыши и замену, усиление стропильной системы, в период с 2011 года по 2015 года осуществлять поддержание состояния фасадов в удовлетворительном состоянии и благоустройство дворовой территории. В связи с тем, что здание по адресу: <...>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения, то все работы, производимые на этом объекте, подпадают под понятие сохранения объекта культурного наследия и регулируются законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия. Согласно п.1 ст.54 Закона N 73-ФЗ в случае, если собственник объект культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. Принимая во внимание, что требования Прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в защиту конституционных прав граждан на реализацию доступа к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, суд находит довод ответчика о неподведомственности спора суду общей юрисдикции необоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования заявленные прокурором Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц- к Гладких Людмиле Аркадьевне об обязании провести ремонтно-реставрационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия, удовлетворить. Обязать Гладких Людмилу Аркадьевну в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по благоустройству дворовой территории по адресу : <...>. Обязать Гладких Людмилу Аркадьевну в срок до 1 января 2013 года предоставить Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области для согласования проект реставрационных работ, историко-архивных изысканий, заключение о техническом состоянии здания расположенного по адресу: <...>., произвести ремонтные работы фасада данного здания и забора, замену отмостки и благоустройство прилегающей к ней территории, произвести замену окон ; в срок до 1 января 2014 года произвести замену покрытия крыши и замену, усиление стропильной системы, в период с 2011 года по 2015 год осуществлять поддержание состояния фасадов в удовлетворительном состоянии и благоустройство дворовой территории. Взыскать с Гладких Людмилы Аркадьевны в доход муниципального образования г. Орел через ИФНС России по Советскому району г. Орла госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его полного текста, т.е. с 22 октября 2011 года Судья Л.И. Курлаева