о признании незаконным проведение конкурса на замещение вакантной должности и возмещении расходов за медосмотр



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

при секретаре Далинской Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Сергеева Валерия Валерьевича к Аппарату Губернатора и Правительства Орловской области о признании незаконным проведение конкурса на замещение вакантной должности и возмещении расходов на медицинский осмотр,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сергеев В.В. обратился в суд с иском к Аппарату Губернатора и Правительства Орловской области о признании незаконным проведение конкурса на замещение вакантной должности и возмещении расходов на медицинский осмотр. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ. им было подано заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности <...> Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области. Решением комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ., Сергеев В.В. был приглашен для участия в экзаменационно-оценочных мероприятиях второго этапа конкурса, состоящих из письменного экзамена и индивидуального собеседования. Так как в официальной информации, размещенной на сайте Администрации Орловской области, о втором этапе конкурса не был указан письменный экзамен как метод оценки профессиональных и личностных качеств, истец обратился с заявлением о предоставлении вопросов к письменному экзамену. ДД.ММ.ГГГГ. истец получил письменный ответ, подписанный председателем конкурсной комиссии, в котором говорилось, что в случае предоставления вопросов письменного экзамена, условия прохождения конкурсных процедур будут привилегированными по сравнению с другими кандидатами, а необходимо создавать равные условия. Полагает, что другие претенденты знали ответы на письменные вопросы, а отказ считает незаконным. Считает, что действиями ответчика нарушается Конституция РФ, в которой указано, что все граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, а также Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы». Для участия в конкурсе Сергеев В.ВА. прошел медицинский осмотр, на что затратил ---руб. --коп.. Считает, что по смыслу ст. 13 ТК РФ медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, в связи с чем, ответчик должен возместить ему затраты. Просил суд признать незаконной процедуру проведения второго этапа конкурса, признать незаконными результаты проведенного конкурса, возместить расходы на медицинский осмотр в размере ---руб. --коп..

В судебном заседании истец Сергеев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду показал, что им были поданы документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности <...> Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области. Требования к кандидатам и методы оценки были размещены на сайте Администрации Орловской области. Первый этап конкурса был пройден истцом, и он был допущен ко второму этапу конкурса. Истец попросил вопросы для подготовки к письменному экзамену, однако истцу их не предоставили. ДД.ММ.ГГГГ. истец явился на индивидуальное собеседование, на письменный экзамен не пошел, так как ему не предоставили письменные вопросы к экзамену. Считает, что процедура конкурса проведена незаконно в части проведения письменного экзамена, так как ответчик не мог проводить письменный экзамен. Так как процедура проведения конкурса была незаконной, то результаты конкурса также являются незаконными. Для участия в конкурсе Сергеев В.ВА. прошел медицинский осмотр, на что затратил ---руб. --коп.. Считает, что по смыслу ст. 13 ТК РФ медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, в связи с чем, ответчик должен возместить ему затраты. Просил суд признать незаконной процедуру проведения второго этапа конкурса, признать незаконными результаты проведенного конкурса, взыскать с ответчика расходы на медицинский осмотр в размере ---руб. --коп..

Представитель ответчика Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области по доверенности Гайдуков Р.М. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истец подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности <...> Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области. Первый этап конкурса истец прошел и был приглашен для участия в оценочных мероприятиях второго этапа конкурса. Однако, истец не принимал участие при проведении второго этапа конкурса, хотя был извещен о дате его проведения, что он не оспаривал в суде. Истец добровольно отказался принимать участие во втором этапе конкурса. Таким образом, права истца никаким образом не были нарушены при проведении второго этапа конкурса. Порядок поступления на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу регулируется статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 22 Закона Орловской области от 8 февраля 2005 года № 487-03 «О государственной гражданской службе Орловской области», Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и Указом Губернатора Орловской области от 3 июня 2009 года № 156 «О Порядке работы комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области». Указанные нормативные акты устанавливают, что при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. Список методов оценки кандидатов не является исчерпывающим, то есть конкурсная комиссия вправе использовать любые не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. Указанные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения конкурсов, не предусматривают обязанность комиссии при проведении конкурсов предоставлять участвующим в нем лицам конкретный перечень вопросов для письменного экзамена. Истец не указывает конкретные нормы законодательства, которые, по его мнению, были нарушены ответчиком. Таким образом, при проведении второго этапа конкурса не были нарушены нормы действующего законодательства. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность нанимателя работника каким-либо образом оплачивать стоимость медицинского осмотра лиц, принимавших участие в конкурсе. Истец в трудовых отношениях с ответчиком не состоит, к указанным в статье 213 ТК РФ категориям работников не относится, соответственно статья 213 ТК РФ не применима. Требования истца о возмещении расходов по медицинскому осмотру не основаны на нормах действующего законодательства. Просил суд в удовлетворении заявленных требований истцу Сергееву В.В. отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Сергеева В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011г., с изм. от 06.12.2011г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Как следует из приказа Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГГГ. был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Аппарате Губернатора и Правительства Орловской области, в том числе на должность <...>

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. Сергеев В.В. подал заявление Председателю комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области о допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности <...> Правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области.

Как следует из протокола заседания комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. №*** истец Сергеев В.В. был допущен к участию в конкурсе.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011г., с изм. от 06.12.2011г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона Орловской области от 08.02.2005г. № 487-ОЗ (ред. от 09.09.2011г.) «О государственной гражданской службе Орловской области» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено федеральным законодательством. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

В силу п. 6 Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005г. № 112 (ред. от 22.01.2011г.), конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

На официальном сайте Правительства Орловской области в сети Интернет было размещено объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Орловской области в Аппарате Губернатора и Правительства Орловской области, а также необходимая информация, предусмотренная действующим законодательством. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела.

Стороны в суде не оспаривали, что истец Сергеев В.В. прошел первый этап конкурса.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Сергеев В.В. был уведомлен о том, что он приглашается для участия в экзаменационно-оценочных мероприятиях второго этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Орловской области в правовом управлении Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области: письменный экзамен ДД.ММ.ГГГГ., индивидуальное собеседование – ДД.ММ.ГГГГ..

В судебном заседании истец Сергеев В.В. не оспаривал, что он был уведомлен о дате проведения письменного экзамена и индивидуального собеседования.

ДД.ММ.ГГГГ. Сергеев В.В. обратился к Председателю конкурсной комиссии с заявлением о предоставлении вопросов к письменному экзамену на замещение вышеуказанной вакантной должности.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Сергееву В.В. было отказано в предоставлении вопросов письменных экзаменов, поскольку их предоставление, условия прохождения им конкурсных процедур будут привилегированными по сравнению с другими кандидатами на замещение вакантных должностей в правовом управлении Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области.

В силу п. 19 Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005г. № 112 (ред. от 22.01.2011г.) конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Таким образом, список методов оценки кандидатов, предусмотренный действующим законодательством, не является исчерпывающим и конкурсная комиссия вправе использовать любые не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

Действующее законодательство не содержит запрета на проведение во втором этапе конкурса письменного экзамена как метода оценки кандидатов на замещение вакантной государственной гражданской службы РФ. Данный метод оценки не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Также действующим законодательством не предусмотрено предоставление вопросов для подготовки к письменному экзамену кандидатов на замещение вакантной государственной гражданской службы РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что второй этап конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Орловской области <...> Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области был проведен в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, нарушений проведения второго этапа конкурса судом не установлено.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как следует из протокола заседания комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГГГ. на письменный экзамен, который проводился ДД.ММ.ГГГГ., Сергеев В.В. не явился.

Истец Сергеев В.В. в судебном заседании не оспаривал, что не принимал участия при проведении второго этапа конкурса.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при проведении второго этапа конкурса права истца не были нарушены.

В соответствии с п. 7 Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005г. № 112 (ред. от 22.01.2011г.) гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При подаче заявления на допуск к участию в конкурсе истец Сергеев В.В. приложил к заявлению медицинскую справку.

Как следует из квитанций, имеющихся в материалах дела, Сергеев В.В. оплатил за экспертизу профпригодности МЛПУ «Поликлиника №***» ---руб. --коп., ОГУ «Орловский наркологический диспансер» - ---руб. --коп.., а всего ---руб. --коп..

Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 22), определен порядок проведения конкурса при поступлении граждан на гражданскую службу, позволяющий, помимо прочего, осуществлять контроль за соблюдением связанных с гражданской службой ограничений (квалификационных требований). К их числу пункт 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относит наличие у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, которое должно подтверждаться заключением медицинского учреждения.

Положение подпункта «д» пункта 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации относится к числу норм, обеспечивающих соблюдение данного квалификационного требования, и, как видно из его содержания, не может рассматриваться как нарушающее права истца Сергеева В.В.

Требование истца Сергеева В.В. о возмещении ему расходов на медицинский осмотр в размере 488 руб. не основано на нормах действующего законодательства, поскольку подпунктом «д» пункта 7 названного Положения взимание платы за получение документа об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, не предусмотрено.

Согласно п. 26 Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Ссылка истца Сергеева В.В. на ст. 213 ТК РФ, на основании которой, по мнению истца, ответчик должен возместить расходы на медицинский осмотр, является несостоятельной.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Данная норма регулирует правоотношения между работником и работодателем, то есть сторон, состоящих в трудовых отношениях.

Истец Сергеев В.В. в трудовых отношениях с ответчиком не состоит, к указанным в ст. 213 ТК РФ, категориям работников не относится, в связи с чем, исковые требования истца Сергеева В.В. о возмещении расходы на медицинский осмотр удовлетворению не подлежат.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе Сергееву В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергеева Валерия Валерьевича к Аппарату губернатора и Правительства Орловской области о признании незаконным проведение конкурса на замещение вакантной должности и возмещении расходов на медицинский осмотр оставить без удовлетворения.

Полный мотивированный текст решения изготовлен в пятидневный срок (ДД.ММ.ГГГГ.).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: