о признании решения недействительным и обязании возобновления выплаты пенсионного обеспечения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре Исайкиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Марина Игоря Геннадьевича к УМВД России по Орловской области о признании решения недействительным и обязании возобновления выплаты пенсионного обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

Марин И.Г. обратился в суд с иском к УМВД России по Орловской области о признании решения недействительным и обязании возобновления выплаты пенсионного обеспечения. В обоснование требований указал, что приказом УВД по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГГГ. был уволен из органов внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья и с ДД.ММ.ГГГГ. ему была назначена пенсия. С ДД.ММ.ГГГГ. выплата была прекращена в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ. приговором суда Советского района г.Орла, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренном <...> и осужден к лишению свободы сроком на <...>, а так же лишен специального звания <...> Полагает, что в соответствии с указанным решением суда был лишен специального звания, но не был лишен права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ № 4468-1. Кроме того, приговор суда вступил в законную силу после принятия решения о назначении ему пенсии. В связи с чем, просил суд признать недействительным решение о прекращении выплаты мне пенсии и обязать ответчика принять решение о возобновлении выплаты мне пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец и его представитель Павлов Д.Л. исковые требования поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Мирончук Е.Л. исковые требования не признала, полагая, что истцу законно и обоснованно была прекращена выплата пенсии в связи с лишением его специального звания.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что Марин И.Г. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом УВД по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. №*** он был уволен из органов внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ. по статье <...> (по <...>. На день увольнения его выслуга составила <...> в календарном исчислении.

На основании ст. 13 «а», ст. 14 «а», ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) Марину И.Г. была назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ., которая выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором суда <...> района г. Орла, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., Марин И.Г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <...> и осужден к лишению свободы сроком на <...>, а также лишен специального звания <...>.

Указанным приговором суда установлено, что истец совершил преступление будучи действующим сотрудником органов внутренних дел, а именно в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приговора суда, приказом начальника УВД по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. №*** Марин И.Г. был лишен специального звания <...> с ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. ему была прекращена выплата пенсии за выслугу лет.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности.

Названный Закон предусматривает для данных лиц право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица специального звания как неотъемлемого элемента статуса лица, служащего в правоохранительных органах.

В силу ч.3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П и от 15 июня 1998 года N 18-П), в связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в правоохранительных органах и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы..

Служба в правоохранительных органах, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (Постановления от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и др.).

Сотрудники органов внутренних дел в соответствии со статьей 4 Положения о службе в органах внутренних дел утвержденного постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, выполняют обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом.

Принося присягу, лицо, поступающее на службу в органы внутренних дел, клянется соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные служебные обязанности, достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок.

Тем самым сотрудник органов внутренних дел добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Как указывает Конституционный Суд РФ в определении от 05.07.2011 г. №863-О-О, военнослужащий совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения (ч.3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05.07.2011 г. №863-О-О, правовая позиция изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации в своем от 12 апреля 2005 года N 184-О, не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

Выявленный в данном определении конституционный смысл ч.3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 полностью распространяется и на сотрудников органов внутренних дел, поскольку так же как и военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел состоят на государственной службе, приносят присягу и их пенсионное обеспечение осуществляется одним и тем же Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

При таких обстоятельствах. принимая во внимание, что преступление истец совершил будучи действующим сотрудником органов внутренних дел и приговором суда он был лишен специального звания, ответчик законно и обоснованно прекратил выплату ему пенсии за выслугу лет, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марина Игоря Геннадьевича к УМВД России по Орловской области о признании решения недействительным и обязании возобновления выплаты пенсионного обеспечения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда которое будет готово ДД.ММ.ГГГГ.

Полный текст решения будет изготовлен ДД.ММ.ГГГГ..

Судья О.В.Лигус