РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд города Орла в составе: председательствующего судьи Гудковой Е.И. при секретаре Рыданской Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда города Орла гражданское дело по заявлению Краюхина Дмитрия Александровича об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица, УСТАНОВИЛ : Краюхин Д.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица, указав в обоснование требований, что он является <должность 1>, <должность 2> <организация 1> <организация 1> является средством массовой информации, действующим на основании Устава и Свидетельство о регистрации средства массовой информации <...> №***, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, <должность 2> <организация 1> является он, Краюхин Дмитрий Александрович. Избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области, действующим на основании Закона Орловской области «Об избирательной комиссии Орловской области». Председателем избирательной комиссии Орловской области является В.В.Соколов. ДД.ММ.ГГГГ. ему стало известно, что ИКОО информирует о предстоящих заседаниях облизибиркома только руководителей СМИ, внесенных в специальный список. Письмом №*** от ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в ИКОО с запросом о предоставлении следующей информации: кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области; руководители каких конкретно СМИ включены в данный список. ДД.ММ.ГГГГ. им было получено содержащее информацию общего характера письмо №*** от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью председателя ИКОО В.В.Соколова, запрашиваемая информация в письме отсутствовала. Полагает, что бездействие ИКОО и председателя ИКОО В.В.Соколова, выразившееся в непредставлении запрошенной информации о том, кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области, руководители каких конкретно СМИ включены в данный список незаконно и нарушает его права. Запрашиваемая информация имеет общественно значимый характер, поскольку свидетельствует об отсутствии равного доступа СМИ к информации о деятельности ИКОО в период проведения выборов Президента Российской Федерации, создания препятствий деятельности представителей средств массовой информации. Кроме того, данная информация напрямую затрагивает его права, поскольку он является руководителем СМИ, не включенным в список лиц, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области и, не зная о дате и времени предстоящих заседаний ИКОО, не имеет возможности присутствовать на них и, соответственно, полноценно освещать работу по подготовке и проведению избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации на территории Орловской области. В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает право представителей средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий всех уровней. В то же время информирование о предстоящих заседаниях ИКОО только средства массовой информации внесенные в специальный список, не информирование не внесенных в этот список СМИ о дате и времени заседаний ИКОО, свидетельствует о препятствии деятельности не внесенных в список СМИ. На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 3-П от 18 февраля 2000 года отметил: «В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию... если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого... на органы прокуратуры, на все... органы государственной власти, распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации». В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления признается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, пользователем информацией в силу п. 3 той же статьи является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии со ст. 8 того же закона пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и установленный порядок его реализации. Таким образом, информация о том, кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области, руководители каких конкретно СМИ включены в данный список является документированной информацией и затрагивает его права. Он, в свою очередь, является пользователем информации, поскольку ищет информацию о том, какие конкретно СМИ имеют в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации преимущества перед другими. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Полагаю, что не предоставлением запрошенной информации, были нарушены его права на получение информации об отборе руководителей СМИ, которые информируются о предстоящих заседаниях ИКОО в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 254-258 ГПК РФ просит суд признать незаконным уклонение избирательной комиссии Орловской области и председателя избирательной комиссии Орловской области В.В.Соколова от предоставления по запросу истца информации о деятельности данного государственного органа в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации; обязать избирательную комиссию Орловской области и председателя избиратель ной комиссии Орловской области В.В.Соколова представить истцу информацию о том, кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, руководители каких конкретно СМИ включены в данный список. В судебном заседании Краюхин Д.А. доводы заявления поддержал и просил суд его удовлетворить. Представители Избирательной комиссии Орловской области и председателя комиссии Соколова В.В. по доверенности Бенидзе Н.Ш. и Маркина Л.Л. возражали против удовлетворения заявления. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. По делу установлено, что заявитель Краюхин Д.А. является <должность 2> <организация 1> которое, в свою очередь, является средством массовой информации, действующим на основании Устава и свидетельства о регистрации средства массовой информации <...> №***, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. (л.д.9-12). В соответствии с Законом Орловской области от 13 мая 2003 года № 326-03 «Об избирательной комиссии Орловской области» Избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Орловской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума Орловской области, местных референдумов, отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления, участвует в решении иных вопросов, отнесенных к ее компетенции федеральным и областным законодательством. ( ст.1) Председатель избирательной комиссии области является должностным лицом избирательной комиссии области и в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет следующие полномочия: представляет избирательную комиссию области во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, зарубежными избирательными органами, общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами и гражданами; созывает заседания избирательной комиссии области и председательствует на них; подписывает правовые акты избирательной комиссии области в соответствии с ее регламентом; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции; дает поручения заместителю председателя, секретарю и иным членам избирательной комиссии области; осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата комиссии, руководит его работой; осуществляет контроль за реализацией решений избирательной комиссии области, федеральных и областных целевых программ, направленных на развитие избирательной системы; является распорядителем финансовых средств, получаемых избирательной комиссией области из федерального бюджета, областного бюджета или иных источников, не запрещенных федеральным и областным законодательством; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом избирательной комиссии области. (ст.4). Председателем Избирательной комиссии Орловской области является Соколова В.В., что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.. Письмом №*** от ДД.ММ.ГГГГ. Краюхин Д.А. обратился в Избирательную комиссию Орловской области с запросом о предоставлении следующей информации: кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о пред ДД.ММ.ГГГГ. за подписью председателя Избирательной комиссии Орловской области Соколова В.В. заявителю был дан ответ, что Избирательная комиссия Орловской области осуществляет свою деятельность строго в соответствии с п.1 ст.30 Федерального Закона от 12 июня 2002года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заседания облизбиркома проходит открыто и гласно, с участием представителей СМИ. (л.д. 8) Считая, что Избирательная комиссия и ее председатель допустили бездействие, выразившееся в непредставлении запрошенной им информации, которое нарушает его права на получение информации, Краюхин Д.В. обратился в суд. Проанализировав доводы сторон и фактические обстоятельства дела, суд не усматривает нарушений прав заявителя, как со стороны органа государственной власти, так и со стороны должностного лица. Поводом к обращению Краюхина Д.А. с запросом о предоставлении информации явилось письмо за подписью секретаря комиссии К. от ДД.ММ.ГГГГ. №*** в адрес руководителей СМИ ( по списку) о приглашении на заседание Избирательной комиссии Орловской области, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ. в 16-00 в зале заседаний Президиума Орловского областного Совета народных депутатов. Указанное письмо было отправлено по факсу газете <...>л.д.6). Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что никакого утвержденного постановлением Избирательной комиссии Орловской области списка средств массовой информации, которых они приглашают на заседания комиссий, не существует. Представители Маркина Л.Л. и Бенидзе Н.Ш. объяснили это отсутствием обязанности, возложенной на комиссию законом, извещать средства массовой информации о предстоящих заседаниях. Представители пояснили, что на практике, исходя из принципа гласности в деятельности комиссий, они приглашают на свои заседаний представителей, как правило, государственных средств массовой информации и политических партий, которые имеют большой тираж и выходят еженедельно с целью освещения их деятельности. Пояснили, что о времени заседания комиссии можно узнать по телефону или при личном посещении, никаких ограничений присутствия представителей любых средств массовой информации на заседаниях комиссии не имеется. В силу ч.1 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. В соответствии со ст. 15 Закона Орловской области от 13.05.2003 N 326-ОЗ "Об избирательной комиссии Орловской области" решения избирательной комиссии области принимаются ее членами с правом решающего голоса только на заседании избирательной комиссии области в порядке и сроки, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом избирательной комиссии области, и оформляются постановлениями избирательной комиссии области. Принимаемые избирательной комиссией области постановления, связанные с обеспечением реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при подготовке и проведении выборов, референдумов подлежат официальному опубликованию в областных средствах массовой информации в порядке и сроки, установленные федеральным и областным законодательством. На основании ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты. С учетом приведенных выше норм права, суд считает, что запрашиваемая заявителем информация не относится к информации о деятельности Избирательной комиссии Орловской области как государственного органа. Кроме того, судом установлено отсутствие утвержденного постановлением Избирательной комиссии Орловской области списка средств массовой информации, извещаемых о предстоящих заседаниях. При изложенных обстоятельствах нет оснований для вывода о нарушении прав заявителя. Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании им норм материального права. Таким образом, по делу отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Краюхину Дмитрию Александровичу в удовлетворении заявления об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.. Председательствующий: Гудкова Е.И.
стоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области; руководители каких конкретно СМИ включены в данный список. (л.д. 7).