об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Гудковой Е.И.

при секретаре Рыданской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда города Орла гражданское дело по заявлению Краюхина Дмитрия Александровича об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица,

УСТАНОВИЛ :

Краюхин Д.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица, указав в обоснование требований, что он является <должность 1>, <должность 2> <организация 1> <организация 1> является средством массовой информации, действующим на основании Устава и Свидетельство о регистрации средства массовой информации <...> №***, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере мас­совых коммуникаций и охране культурного наследия, <должность 2> <организация 1> яв­ляется он, Краюхин Дмитрий Александрович. Избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области, действующим на основании Закона Орловской области «Об изби­рательной комиссии Орловской области». Председателем избирательной комиссии Орловской области является В.В.Соколов. ДД.ММ.ГГГГ. ему стало известно, что ИКОО информирует о предстоящих заседаниях облизибиркома только руководителей СМИ, внесенных в специальный список. Письмом №*** от ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в ИКОО с запросом о предоставлении сле­дующей информации: кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области; руководители каких конкретно СМИ включены в данный список. ДД.ММ.ГГГГ. им было получено содержащее информацию общего характера письмо №*** от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью председателя ИКОО В.В.Соколова, запрашиваемая ин­формация в письме отсутствовала. Полагает, что бездействие ИКОО и председателя ИКОО В.В.Соколова, выразившееся в непредставлении запрошенной информации о том, кем был составлен и утвержден список ру­ководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Ор­ловской области, руководители каких конкретно СМИ включены в данный список незаконно и нарушает его права. Запрашиваемая информация имеет общественно значимый характер, поскольку свиде­тельствует об отсутствии равного доступа СМИ к информации о деятельности ИКОО в период проведения выборов Президента Российской Федерации, создания препятствий деятельно­сти представителей средств массовой информации. Кроме того, данная информация напрямую затрагивает его права, поскольку он является руководителем СМИ, не включенным в список лиц, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области и, не зная о дате и времени предстоящих заседа­ний ИКОО, не имеет возможности присутствовать на них и, соответственно, полноценно осве­щать работу по подготовке и проведению избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации на территории Орловской области. В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает право представите­лей средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий всех уровней. В то же время информирование о предстоящих заседаниях ИКОО только средст­ва массовой информации внесенные в специальный список, не информирование не внесенных в этот список СМИ о дате и времени заседаний ИКОО, свидетельствует о препятствии деятель­ности не внесенных в список СМИ. На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать и полу­чать информацию любым законным способом. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той ме­ре, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 3-П от 18 февраля 2000 года отметил: «В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать ин­формацию... если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ консти­туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого... на органы прокуратуры, на все... органы государственной власти, распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации». В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления» информацией о деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления признается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органа­ми, пользователем информацией в силу п. 3 той же статьи является гражданин (физическое ли­цо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск ин­формации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии со ст. 8 того же закона пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного само­управления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о дея­тельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) государственных ор­ганов, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности госу­дарственных органов и установленный порядок его реализации. Таким образом, информация о том, кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области, руководители каких конкретно СМИ включены в данный список является документированной информацией и затрагивает его права. Он, в свою очередь, является пользователем информации, поскольку ищет информацию о том, какие конкретно СМИ имеют в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации преимущества перед другими. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде ре­шение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправле­ния, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Полагаю, что не предоставлением запрошенной информации, были нарушены его права на получение информации об отборе руководителей СМИ, которые информируются о пред­стоящих заседаниях ИКОО в период избирательной кампании по выборам Президента Россий­ской Федерации. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госу­дарственных органов и органов местного самоуправления», ст. 254-258 ГПК РФ просит суд признать незаконным уклонение избирательной комиссии Орловской области и председателя избирательной комиссии Орловской области В.В.Соколова от предоставления по запросу истца информации о деятельности данного государственного органа в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации; обязать избирательную комиссию Орловской области и председателя избиратель­ ной комиссии Орловской области В.В.Соколова представить истцу информацию о том, кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о предстоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, руково­дители каких конкретно СМИ включены в данный список.

В судебном заседании Краюхин Д.А. доводы заявления поддержал и просил суд его удовлетворить.

Представители Избирательной комиссии Орловской области и председателя комиссии Соколова В.В. по доверенности Бенидзе Н.Ш. и Маркина Л.Л. возражали против удовлетворения заявления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде ре­шение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправле­ния, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По делу установлено, что заявитель Краюхин Д.А. является <должность 2> <организация 1> которое, в свою очередь, является средством массовой информации, действующим на основании Устава и свидетельства о регистрации средства массовой информации <...> №***, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере мас­совых коммуникаций и охране культурного наследия. (л.д.9-12).

В соответствии с Законом Орловской области от 13 мая 2003 года № 326-03 «Об избирательной комиссии Орловской области» Избирательная комиссия Орловской области является государственным органом Орловской области и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Орловской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума Орловской области, местных референдумов, отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления, участвует в решении иных вопросов, отнесенных к ее компетенции федеральным и областным законодательством. ( ст.1)

Председатель избирательной комиссии области является должностным лицом избирательной комиссии области и в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет следующие полномочия: представляет избирательную комиссию области во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, зарубежными избирательными органами, общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами и гражданами; созывает заседания избирательной комиссии области и председательствует на них; подписывает правовые акты избирательной комиссии области в соответствии с ее регламентом; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции; дает поручения заместителю председателя, секретарю и иным членам избирательной комиссии области; осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата комиссии, руководит его работой; осуществляет контроль за реализацией решений избирательной комиссии области, федеральных и областных целевых программ, направленных на развитие избирательной системы; является распорядителем финансовых средств, получаемых избирательной комиссией области из федерального бюджета, областного бюджета или иных источников, не запрещенных федеральным и областным законодательством; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом избирательной комиссии области. (ст.4).

Председателем Избирательной комиссии Орловской области является Соколова В.В., что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ..

Письмом №*** от ДД.ММ.ГГГГ. Краюхин Д.А. обратился в Избирательную комиссию Орловской области с запросом о предоставлении сле­дующей информации: кем был составлен и утвержден список руководителей СМИ, информируемых о пред­
стоящих заседаниях избирательной комиссии Орловской области; руководители каких конкретно СМИ включены в данный список. (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ. за подписью председателя Избирательной комиссии Орловской области Соколова В.В. заявителю был дан ответ, что Избирательная комиссия Орловской области осуществляет свою деятельность строго в соответствии с п.1 ст.30 Федерального Закона от 12 июня 2002года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заседания облизбиркома проходит открыто и гласно, с участием представителей СМИ. (л.д. 8)

Считая, что Избирательная комиссия и ее председатель допустили бездействие, выразившееся в непредставлении запрошенной им информации, которое нарушает его права на получение информации, Краюхин Д.В. обратился в суд.

Проанализировав доводы сторон и фактические обстоятельства дела, суд не усматривает нарушений прав заявителя, как со стороны органа государственной власти, так и со стороны должностного лица.

Поводом к обращению Краюхина Д.А. с запросом о предоставлении информации явилось письмо за подписью секретаря комиссии К. от ДД.ММ.ГГГГ. №*** в адрес руководителей СМИ ( по списку) о приглашении на заседание Избирательной комиссии Орловской области, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ. в 16-00 в зале заседаний Президиума Орловского областного Совета народных депутатов. Указанное письмо было отправлено по факсу газете <...>л.д.6).

Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что никакого утвержденного постановлением Избирательной комиссии Орловской области списка средств массовой информации, которых они приглашают на заседания комиссий, не существует. Представители Маркина Л.Л. и Бенидзе Н.Ш. объяснили это отсутствием обязанности, возложенной на комиссию законом, извещать средства массовой информации о предстоящих заседаниях. Представители пояснили, что на практике, исходя из принципа гласности в деятельности комиссий, они приглашают на свои заседаний представителей, как правило, государственных средств массовой информации и политических партий, которые имеют большой тираж и выходят еженедельно с целью освещения их деятельности. Пояснили, что о времени заседания комиссии можно узнать по телефону или при личном посещении, никаких ограничений присутствия представителей любых средств массовой информации на заседаниях комиссии не имеется.

В силу ч.1 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

В соответствии со ст. 15 Закона Орловской области от 13.05.2003 N 326-ОЗ "Об избирательной комиссии Орловской области" решения избирательной комиссии области принимаются ее членами с правом решающего голоса только на заседании избирательной комиссии области в порядке и сроки, предусмотренные федеральным и областным законодательством, регламентом избирательной комиссии области, и оформляются постановлениями избирательной комиссии области. Принимаемые избирательной комиссией области постановления, связанные с обеспечением реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при подготовке и проведении выборов, референдумов подлежат официальному опубликованию в областных средствах массовой информации в порядке и сроки, установленные федеральным и областным законодательством.

На основании ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты.

С учетом приведенных выше норм права, суд считает, что запрашиваемая заявителем информация не относится к информации о деятельности Избирательной комиссии Орловской области как государственного органа. Кроме того, судом установлено отсутствие утвержденного постановлением Избирательной комиссии Орловской области списка средств массовой информации, извещаемых о предстоящих заседаниях.

При изложенных обстоятельствах нет оснований для вывода о нарушении прав заявителя. Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании им норм материального права.

Таким образом, по делу отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Краюхину Дмитрию Александровичу в удовлетворении заявления об обжаловании действий органа государственной власти, должностного лица – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ..

Председательствующий: Гудкова Е.И.