о понуждении к совершению действий (предоставление жилья)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года город Орел

Советский федеральный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

при секретаре Далинской Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Марченко Алексея Васильевича к Администрации г. Орла о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд с исковым заявлением в интересах Марченко А.В. к Администрации г. Орла о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой - Железнодорожного района г. Орла была проведена проверка по заявлению Марченко А.В. В ходе проверки установлено, что Марченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. был определен в детский дом, в связи с осуждением его матери Л.Ф. и производства в отношении его отца уголовного преследования. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. являлся воспитанником <...> школы-интерната и находился на полном государственном обеспечении. По окончании интерната Марченко А.В. был направлен для дальнейшего обучения в <образовательное учреждение № 1> г. Орла, куда он поступил ДД.ММ.ГГГГ., где также находился на полном государственном обеспечении до окончания обучения, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. На период обучения в училище он был зарегистрирован и проживал в общежитии <образоватиельное учреждение 1>. Сведения о закрепленном за Марченко А.В. жилом помещении отсутствуют. В период нахождения Марченко А.В. в детском доме г. <...>, <...> школе - интернат и <образовательное учреждение 1> жилье за ним не закреплялось, на жилищный учет он поставлен не был. После окончания образовательного учреждения Марченко А.В. обеспечен жильем не был. Он неоднократно привлекался к уголовной ответственности, в связи с чем, направлялся для отбытия наказания в места лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы бродяжничал. Поскольку Марченко А.В. не был поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он был лишен права на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и меры социальной поддержки в отношении него не реализованы. Таким образом, в силу объективных причин, в том числе, отсутствие осведомленности о сроках и порядке реализации своего права на получение внеочередного жилья, Марченко А.В. не выразил в установленном законом порядке свое волеизъявление, направленное на принятие соответствующим органов его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья. В настоящее время Марченко А.В. проживает в Областном учреждении по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. Просит суд восстановить Марченко А. В. пропущенный срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилья во внеочередном порядке. Обязать орган местного самоуправления - администрацию г. Орла поставить Марченко А.В. на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать - Администрацию г. Орла предоставить Марченко Алексею Васильевичу ДД.ММ.ГГГГ. рождения жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 33 кв. м по договору социального найма на состав семьи из 1 человека в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департамент финансов Орловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Орлова С.В., истец Марченко А.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просили суд восстановить Марченко А. В. пропущенный срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилья во внеочередном порядке. Обязать орган местного самоуправления - администрацию г. Орла поставить Марченко А.В. на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать - Администрацию г. Орла предоставить Марченко Алексею Васильевичу ДД.ММ.ГГГГ. рождения жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 33 кв. м по договору социального найма на состав семьи из 1 человека в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации г. Орла по доверенности Полосухина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Марченко А.В. в ДД.ММ.ГГГГ. не окончил <образовательное учреждение 1>, а был отчислен из него, поскольку бродяжничал, пропускал занятия. Прокуратурой не предоставлено доказательств того, что Марченко А.В. по уважительным причинам не реализовал свое право на получение жилья. Марченко А.В. в Администрацию г. Орла не обращался по вопросам реализации своего права, следовательно, не были нарушены его права на получение жилого помещения. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель, привлеченных к участию в деле третьих лиц, Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департамента финансов Орловской области по доверенностям Карасева Е.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает. Полагала, что правовых оснований для обеспечения жильем Марченко А.В. нет, поскольку данному лицу в настоящее время исполнился <...> год. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, допросив свидетелей, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент спорных правоотношений, предусматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г., с последующими редакциями, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 8 названного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 121-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

Согласно ч. 3 ст. 1 названного Закона для обеспечения лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на
воспитание в соответствующее учреждение является Орловская область;

2) местом регистрации рождения лица является Орловская область;

3) последним местом жительства лица является территория Орловской
области, если место его рождения находится за пределами территории
Российской Федерации.

Статья 13 названного закона Орловской области предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, принятые на учет до вступления в силу настоящего Закона в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Марченко В.И. от ДД.ММ.ГГГГ., решением <...> районного Совета народных депутатов №*** от ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. определен в детский дом.

Указанное обстоятельство также подтверждается путевкой №*** от ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно ст. 151 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 № 49-ФЗ)

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Как следует из справки КОУ Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <...> школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ., Марченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ. рождения являлся воспитанником <...> школы - интернат с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. год, находился на полном государственном обеспечении, по окончании 9 классов был устроен в <образовательное учреждение 1> г. Орла для дальнейшей учебы.

Приказом Орловского высшего профессионального училища №*** т ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ. в состав учащихся по программе <образовательное учреждение 1> с <...> сроком обучения на базе основанного общего образования.

По сведениям <образовательное учреждение 1> от ДД.ММ.ГГГГ., Марченко А.В. поступил в указанное учебное заведение ДД.ММ.ГГГГ., сведений о закрепленном жилье в личном деле отсутствовали. За <...> года срока обучения Марченко А.В. занятия не посещал и был отчислен ДД.ММ.ГГГГ. в связи с окончанием срока обучения и совершеннолетия. На период нахождения в <образовательное учреждение 1> Марченко А.В. был зарегистрирован в общежитии. Информации о закрепленном жилье за Марченко А.В. не было, так как документы отсутствовали в его личном деле и их не было ни в детском доме г. <...>, ни в <...> школе - интернате.

Приказом <образовательное учреждение 1> от ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. отчислен из состава учащихся <образовательное учреждение 1> в связи с окончанием срока обучения и совершеннолетием с ДД.ММ.ГГГГ..

Судом установлено и стороной ответчика опровергнуто не было, что за время обучения Марченко А.В. в образовательных учреждениях жилье за ним не закреплялось, и на жилищный учет он поставлен не был. В связи с ненадлежащим исполнением руководством КОУ Орловской области «<...> школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <об\разовательное учреждение 1> своих обязанностей по постановке Марченко А.В. на учет на внеочередное получение жилья, были приняты меры прокурорского реагирования.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила допрошенная в качестве свидетеля социальный педагог <образовательное учреждение 1> Е.И.

Таким образом, вопрос о постановке Марченко А.В. на жилищный учет и обеспечение его жильем в период обучения по вине опекунов решен не был.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствует информация о правах Марченко А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Орловской области.

В настоящее время Марченко А.В. проживает в Областном учреждении по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства по адресу: <...>.

Таким образом, Марченко А.В., являясь воспитанником КОУ Орловской области «<...> школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <образовательное учреждение 1> и, имея статус лица, оставшегося без попечения родителей, в период обучения и по его окончании не был поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по независящим от его воли обстоятельствам.

Кроме того, по сведениям ИЦ УМВД России по Орловской области Марченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ. арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного <...>, освобожден ДД.ММ.ГГГГ..

ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного <...>, приговором <...> районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ. осужден к <...>, приговором <...> районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ. с учетом вышеуказанного приговора осужден к <...>, ДД.ММ.ГГГГ. освобожден по отбытию срока наказания.

С ДД.ММ.ГГГГ. Марченко А.В. отбывал наказание в виде <...> на основании приговора мирового судьи судебного участка №*** <...> района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. освобожден по отбытию срока.

При таких обстоятельства, суд полагает необходимым восстановить Марченко А.В. пропущенный по уважительной причине срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по льготной категории лиц из числа сирот и обязать Администрацию г. Орла поставить Марченко А.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на льготных условиях.

Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, что предусмотрено ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ (ред. от 09.09.2011, с изм. от 03.11.2011) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

В соответствии в ч. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.

Жилым помещением, в соответствии со ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Для Марченко А.В. государственная поддержка в виде обеспечения жилым помещением является единственной возможностью получения жилья.

Поскольку государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ, то Марченко А.В. должен быть обеспечен жильем за счет средств бюджета Орловской области.

Суд не может согласиться с позицией представителя Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департамента финансов Орловской области о том, что в настоящее время Марченко А.В. достиг 23 лет и не имеет права на получение жилья во внеочередном порядке, поскольку по смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возврата они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может является основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано Конституцией РФ и жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <...> района г. Орла в интересах Марченко Алексея Васильевича к Администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <...> района г. Орла в интересах Марченко Алексея Васильевича к Администрации г. Орла о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла принять на учет Марченко Алексея Васильевича ДД.ММ.ГГГГ. рождения в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшегося без родительского попечения.

Обязать администрацию г. Орла предоставить Марченко Алексею Васильевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение на семью из одного человека общей площадью в пределах 28-33 квадратных метра в черте границ г. Орла Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Полный текст решения изготовлен в пятидневный срок ДД.ММ.ГГГГ..

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: