Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 мая 2012 года г. Орел Советский районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Лигус О.В. при секретаре Павловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г. Орла гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия и обязании провести работы по упорядочиванию перевозок, УСТАНОВИЛ: прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия и обязании провести конкурс на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления, их подведомственными учреждениями, ГИБДД, а также ответственными за содержание дорог организациями. В ходе проверки было установлено, что администрации г.Орла длительное время бездействовала и не в должной мере решала вопросы связанные с обязанностью осуществлять перевозчику транспортного обслуживания населения только на основании соответствующего договора с органом местного самоуправления. До настоящего времени конкурс среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети города Орла не проведен. Срок действия договоров (с учетом пролонгации) на осуществление транспортного обслуживания населения, которые были заключены с перевозчиками по результатам конкурса, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ., истек еще в ДД.ММ.ГГГГ., то есть больше <...> лет назад. В связи с этим, по причине бездействия администрации города Орла, выразившемуся в не своевременном проведении открытого конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения города Орла, перевозчики вынуждены нарушать требования принятого администрацией города Орла нормативного правового акта, устанавливающего обязанность осуществления перевозчиками транспортного обслуживания населения только на основании соответствующего договора с органом местного самоуправления. Кроме того, полагает, что данное бездействие привело к тому, что отдельные перевозчики получили возможность осуществлять перевозки по маршрутам, которые не соответствовали реестру регулярных маршрутов муниципальной маршрутной сети в городе Орле, утвержденному постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГГГ. №***. Такое положение препятствовало осуществлению деятельности перевозчиков, выполняющих перевозки по утвержденным маршрутам и расписанию, создавало условия для недобросовестной конкуренции. Длительное бездействие администрации города Орла в решении данного вопроса дестабилизирует обстановку в сфере транспортного обслуживания населения города, препятствует обеспечению безопасности участников дорожного движения, порождает обоснованные жалобы контролирующих органов, предпринимателей и граждан. В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Орла в части неисполнения требований по проведению конкурса на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети г. Орла. В ходе рассмотрения дела, прокурор требования уточнил, и просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Орла в части неисполнения требований по проведению конкурса на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети г. Орла и обязать администрацию г.Орла провести работы по упорядочиванию транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети г. Орла, заключению соответствующих договоров с перевозчиками и по проведению конкурсной процедуры неотложно. Представитель администрации г.Орла исковые требования не признала, указав, что непроведение конкурса было обусловлено объективными причинами в частности необходимостью исследования пассажиропотока, обследовать дорожные условия. В связи с чем, на ДД.ММ.ГГГГ. были запланированы денежные средства на эти цели и проведены соответствующие исследования, без которых невозможно было утвердить реестр маршрутов и как следствие начать проведение конкурса по автобусным маршрутам. Полагает, что со стороны администрации г.Орла отсутствовало бездействие, в связи с чем просила в иске отказать. Представитель третьего лица УМВД по г.Орлу полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица УФАС России по Орловской области. Извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», и являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Таким образом, администрация г.Орла, осуществляя бюджетные расходы по содержанию находящихся в ее ведении дорог, вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальную маршрутную сеть (городские маршруты пассажирского транспорта) на конкурсной основе, устанавливать порядок распределения маршрутов городского пассажирского транспорта, определять условия проводимого конкурса в целях обеспечения бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения. Решение упомянутых вопросов одновременно отнесено и к полномочиям, и к обязанностям администрации согласно положениям Конституции Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 7, подпункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". В соответствии с Уставом города Орла, принятым решением Орловского городского Совета народных депутатов от 11.11.2010 № 70 1137-ГС, полномочиями на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа наделена администрация города Орла. С ДД.ММ.ГГГГ. на территории города Орла организация маршрутных пассажирских перевозок осуществлялась на основании Положения «О маршрутных перевозках в г. Орле», утвержденного постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.08.2002 г. № 22/277-ГС. Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 17.06.2011 N 4/0048-ГС данное положение было признано утратившим силу. На стадии рассмотрения вопроса об отмене указанного выше Положения администрации г. Орла еще ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комитета по промышленности, транспорту и связи Орловского городского Совета народных депутатов было рекомендовано разработать правовой акт, регулирующий организацию предоставления транспортных услуг населению. Однако, администрацией города Орла правовой акт, регулирующий сферу создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, был утвержден только ДД.ММ.ГГГГ. (постановление администрации города Орла № 3864 «Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Орле»). Таким образом, на территории города Орла более <...> (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) не была нормативно урегулирована сфера создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. Муниципальные правовые акты, регулирующие специальные правоотношения в сфере транспортного обслуживания, в частности: постановление администрации города Орла от 15.06.2010 г. № 1963 «О порядке проведения открытого конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети», постановление администрации города Орла от 12.11.2010 г. № 3704 «О создании комиссии по обследованию регулярных маршрутов муниципальной маршрутной сети в городе Орле», постановление администрации города Орла от 05.10.2009 г. № 3136 «Об утверждении перечня регулярных муниципальных маршрутов движения трамваев и троллейбусов в городе Орле», постановление администрации города Орла от 30.03.2007 г. № 692 «Об утверждении реестра муниципальной маршрутной сети автотранспорта общего пользования в городе Орле», были в течение вышеуказанного периода практически не применимы, так как отсутствовал нормативный правовой акт, регулирующий сферу их применения. Кроме того, администрацией города Орла до настоящего времени не проведен открытый конкурс среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети. Сроки действия последних официально заключенных договоров с перевозчиками истекли еще ДД.ММ.ГГГГ.. Проведенный в августе ДД.ММ.ГГГГ. конкурс среди частных перевозчиков на право заключения договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети города Орла был признан конкурсной комиссией по проведению конкурса несостоявшимся. Повторный конкурс на право заключения договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети города Орла был назначен на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.. ДД.ММ.ГГГГ. конкурсная комиссия выявила победителей конкурса среди перевозчиков, однако, они отказались от заключения договоров на право осуществления перевозчиками транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети города Орла, в связи с чем комиссия приняла решение о повторном проведении в установленном порядке конкурса по указанным в протоколах лотам. До настоящего времени конкурс не проведен. Представитель администрации г.Орла ссылался на то, что очередной конкурс на право заключения договоров с перевозчиками на обслуживание маршрутов в ДД.ММ.ГГГГ. не мог быть проведен по объективным причинам, так как для проведения такого конкурса необходимо было изучить пассажиропоток, как того требовало решение УФАС от ДД.ММ.ГГГГ., что заняло длительный период времени. Суд считает, что данное утверждение не соответствует действительности, так как указанное решение УФАС не препятствовало проведению нового конкурса среди перевозчиков, а требование изучения пассажиропотока было обусловлено тем, что администрацией, в нарушение п. 5 Правил организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200, необоснованно было сокращено количество привлекаемых для перевозки пассажиров автобусов с <...> до <...> единиц без изучения пассажиропотока. Решение УФАС, рекомендовавшее изучить пассажиропоток, было принято ДД.ММ.ГГГГ., и только ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией г. Орла и ООО ВНТЦ <организация 1> был заключен муниципальный контракт на выполнение работы по теме «Обследование пассажиропотока на автотранспорте общего пользования в городе Орле, оценка перспектив развития маршрутной сети на ДД.ММ.ГГГГ. и на плановый период до ДД.ММ.ГГГГ.…». Срок выполнения работ в соответствии с п. 3.1 Контракта был определен в <...> календарных дней. Акт сдачи-приемки работ к муниципальному контракту «Обследование пассажиропотока на автотранспорте общего пользования в городе Орле….» был утвержден лишь ДД.ММ.ГГГГ., администрацией оплачено по данному контракту ---руб. --коп., однако должного контроля за выполнением в срок указанного контракта со стороны администрации г.Орла не осуществлялось. Реестр муниципальной маршрутной сети был утвержден постановлением администрации г.Орла лишь ДД.ММ.ГГГГ., то есть после обращения с настоящим иском в суд. Так же после обращения прокурора в суд, ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о проведении конкурса и ДД.ММ.ГГГГ. постановлением администрации г.Орла №*** утверждено Положение о порядке проведения конкурса перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла. План поэтапного проведения конкурса по автобусным маршрутам утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Довод ответчика о том, что до проведения конкурса и утверждения нового реестра регулярной маршрутной сети надо было согласовать их с перевозчиками, суд не принимает во внимание, поскольку такого требования УФАС не выдвигало, а рекомендовало при разработке положений конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети учесть мнение некоммерческих организаций перевозчиков и заинтересованных общественных организаций предпринимателей. Данная рекомендация не означает обязательного урегулирования в течение нескольких месяцев всех спорных моментов. При этом, как следует из представленных протоколов совещания администрации г. Орла с перевозчиками от ДД.ММ.ГГГГ., перевозчикам был предоставлен измененный с учетом их предложений проект реестра муниципальной маршрутной сети, предложено изучить его до ДД.ММ.ГГГГ., а также представить свои предложения по подготовке Положения о порядке проведения конкурса среди перевозчиков. Повторное совещание было решено провести ДД.ММ.ГГГГ.. Однако, следующее совещание с перевозчиками было проведено ДД.ММ.ГГГГ.. Своевременная организация конкурса, заключение в последующем договора об организации пассажирских перевозок производится в целях отбора перевозчиков, обеспечивая тем самым лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, что в свою очередь способствует удовлетворению потребностей населения в безопасных и качественных перевозках. Судом установлено, что на протяжении длительного времени начиная с ДД.ММ.ГГГГ. и до обращения прокурора с настоящим иском администрация г.Орла фактически бездействовала, не должным образом решала вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по передаче перевозчикам на обслуживание муниципальную маршрутную сеть (городские автобусные маршруты пассажирского транспорта) на конкурсной основе, вопросы по установлению порядка распределения маршрутов городского пассажирского транспорта и по определению условий проводимого конкурса в целях обеспечения бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения. При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, за исключением требований о немедленном исполнении возложенных обязанностей, поскольку для завершения конкурса и заключения договоров требуется определенное время установленное нормативными актами органов местного самоуправления регулирующих данные вопросы. На основании изложенного, руководствуясь ФЗ РФ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 № 131-ФЗ ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия и обязании провести работы по упорядочиванию перевозок удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации города Орла в части несвоевременного неисполнения требований по проведению конкурса на право транспортного обслуживания населения по регулярным автобусным маршрутам муниципальной маршрутной сети г. Орла. Обязать администрацию г.Орла в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, провести конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок договоров муниципальной маршрутной (автобусной) сети города Орла, по результатам которого заключить с перевозчиками договора транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок договоров муниципальной маршрутной (автобусной) сети города Орла Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд в месячный срок с момента его вынесения. Мотивированное решение будет готово ДД.ММ.ГГГГ. Судья Лигус О.В.