отменить постановление от 20.06.2011



РЕШЕНИЕ

09 сентября 2011 года город Орел

Федеральный судья Советского районного суда города Орла Гапонова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области на постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла Сандуляк С.В. от 20.06.2011г. о прекращении производства по делу,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области обратилось в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла Сандуляк С.В. от 20.06.2011г., которым постановлено: «Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общественной организации «Орловский областной Союз концертных деятелей» прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.»

В обоснование доводов жалобы указано, что постановление мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла от 20.06.2011г. подлежит отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение, т.к. указанным постановлением были нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 15.04.2011 г. в Управление поступило уведомление о продолжении деятельности Общественной организации «Орловский областной Союз концертных деятелей» и отчёт по форме №***, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2010 год. При анализе и рассмотрении указанных документов было установлено, что адрес места жительства Председателя гр. Ц., указанный в Уведомлении (<...>, <...>) не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (<...>, <...>). 26.04.2011 Управлением в адрес организации было направлено предупреждение о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» с предписанием устранения нарушений в срок до 01.06.2011г. Данное предупреждение Организацией было получено, однако в установленный срок до 01.06.2011 г. нарушения устранены не были. В связи с тем, что Управлением были выявлены нарушения Организацией Конституции РФ и законодательства РФ, Секретариату Организации 26.04.2011г. было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства с предписанием устранения выявленных нарушений в срок до 01.06.2011г.. Вышеуказанное предупреждение было получено Организацией 19.05.2011г., однако нарушения в срок, установленный в предупреждении от 26.04.2011г. (до 01.06.2011г.) устранены не были. В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль об устранении нарушений законодательства 02.06.2011 г. в отношении Организации был составлен протокол об административном правонарушении в порядке части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлен 03.06.2011г. мировому судье судебного участка № 4 Советского района г. Орла. Однако, в соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла от 20.06.2011г. производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Управление не согласно с выводом мирового судьи о том, что Управление установило новый срок обязанности по предоставлению документов об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129—ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с пунктом 63 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого приказом Минюста России от 31.03.2009г. № 90 (далее - Административный регламент), в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчётов ответственный специалист готовит предложения о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 76-78 Административного регламента. Таким образом, в предупреждении от 26.04.2011г. не был установлен иной срок предоставления необходимых документов, предусмотренный Федеральным законом «Об общественных объединениях», а было указано на недопустимость нарушения действующего законодательства и предписано устранить данные нарушения. Неправомерен также вывод мирового судьи о том, что предупреждение не может быть признано законным предписанием, неисполнение которого влечёт административную ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в связи со следующим. В соответствии с действующим законодательством уполномоченные государственные органы (в том числе Управление) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц (в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров. Не устранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для вынесения Управлением в адрес некоммерческой организации предупреждения, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Данная позиция Управления также нашла своё отражение в постановлении мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла СВ. Сандуляк от 17.03.2011г. о привлечении к административной ответственности и в решении Советского районного суда г. Орла от 28.04.2011г. Более того, Постановление противоречит сложившейся судебной практике, в том числе по судебному участку № 4 Советского района г. Орла, согласно которой мировыми судьями судебных участков города Орла выносились решения о привлечении некоммерческих организаций к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с не устранением некоммерческими организациями в установленный срок нарушений, указанных в предупреждениях Управления.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области Кондратов Р.В. доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил постановление мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла от 20.06.2011г. отменить, а административное дело направить на новое рассмотрение или объявить организации устное замечание.

Представитель Общественной организации «Орловский областной Союз концертных деятелей» по доверенности Колесникова Я.В. доводы жалобы считает необоснованными, постановление мирового судьи законным обоснованным. Суду пояснила, что с их стороны нарушение было, которое в настоящий момент ими было устранено.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту /субъектам/ РФ, утвержденным приказом Минюста РФ от 21.05.2009г. № 147, регистрация и контроль за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, входит в компетенцию Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области.

Главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций и правовой помощи Управления Министерства юстиции РФ по Орловской обл. Р.В. Кондратовым Р.В., который в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ является должностным лицом органов, осуществляющих государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, и контроль за их деятельностью, на которых возложена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях (приказ Управления от 12.01.2011 № 3 «Об утверждении должностного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях», приказ Управления от 22.04.2011 № 117 «О внесении изменений в приказ Управления от 12.01.2011 № 3 «Об утверждении должностного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях»), было установлено следующее.

Общественная организация «Орловский областной Союз концертных деятелей» зарегистрирована Управлением юстиции администрации Орловской области 06.03.1996, учетный номер №***. Основной государственный регистрационный номер №***. Место нахождения постоянно действующего руководящего органа (Секретариат): <...>, <...>, квартира (офис) 37. Председатель (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица) - гр. Ц. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.12.2007).

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

15.04.2011г. в Управление поступили документы, содержащие уведомление о продолжении деятельности организации и отчет по форме №***, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2010 год.

При анализе и рассмотрении указанных документов было установлено, что адрес места жительства Председателя гр. Ц., указанный в Уведомлении (<...>, <...>) не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (<...>, <...>).

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129—ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26.04.2011г. за исх. № 03-11/1804 Управлением в адрес Организации было направлено предупреждение о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» с предписанием устранения нарушений в срок до 01.06.2011г.. Данное предупреждение Организацией было получено 19.05.2011г., о чём свидетельствует почтовое уведомление о вручении от 19.05.2011г., однако в установленный срок нарушения устранены не были.

В соответствии со ст. 19.5ч.1 КоАП РФ, невыполнения в установленный срок законного предписания /постановления, представления, решения/ органа /должностного лица/, осуществляющего государственный надзор/контроль/ об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно п. 81 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденного приказом Минюста РФ от 31.03.2009г. № 90, после получения документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении, специалист рассматривает их и в случае выявления факта неустранений нарушений возбуждает дело об административном правонарушении или вносит уполномоченному должностному лицу предложение, в том числе, о продлении сроков устранения нарушений при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством уполномоченные государственные органы, в данном случае Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области, вправе осуществлять надзорные /контрольные/ функции в отношении граждан, должностных лиц / в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления/и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность, при этом могут выноситься обязательные для исполнения предписания /постановления, предписания, решения/ о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров, мировой судья необоснованно пришел к выводу о том, что в действиях Орловской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов /пенсионеров/ войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, судья приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла Сандуляк С.В. от 20.06.2011г. о прекращении производства по делу подлежит отмене.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В силу ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что срок привлечения к ответственности организации начинается с 02.06.11г. и заканчивается 02.09.11г., то на момент отмены обжалуемого постановления мирового судьи срок привлечения к ответственности юридического лица истек,, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9,29.4 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла Рыковой О.А. от 20.06.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Общественной организации «Орловский областной Союз концертных деятелей»- отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общественной организации «Орловский областной Союз концертных деятелей» прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит, может быть пересмотрено в порядке надзора, вступает в силу с момента вынесения.

Судья: