О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2010 г.

Суд Советского района г. Орска Оренбургской области

в составе

председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н,

при секретаре Луценко Т.В.,

с участием истицы Дубановой Т.И., представителя истца адвоката Ащауловой Т.В., представителя ответчика УПФ РФ в г. Орске Алексеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубановой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Дубанова Т.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Орске, указав, что *** г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от *** г. ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 25 лет педагогической деятельности. Не включен период работы с *** г. по *** г. специалистом *** продолжительностью 5 лет 1 месяц. С решением она не согласна. *** г. она была принята на работу в *** воспитателем, *** г. переведена на должность специалиста по социальной работе. На основании приказа ***к от *** г. должность «специалист по социальной работе» переименована воспитателем. Должность воспитателя предусмотрена Списком № 781 от 29.10.2002 г., в котором также указано учреждение социального обслуживания - ***. В период с *** г. по настоящее время она выполняет одну и ту же работу воспитателя, а ее функциональные обязанности, условия и характер деятельности в данном учреждении не менялись на протяжении всего времени. В связи с этим просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период с *** г. по *** г., обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с *** г.

В судебном заседании Дубанова Т.И. уточнила требования, отказалась от включения в специальный стаж следующих периодов: *** г., *** г., ***, ***, *** г. Дополнительно пояснила, что она выполняла обязанности воспитателя, ее должность была неправильно поименована в спорный период. Ее обязанности за весь период работы в центре *** оставались неизменными: за ней была закреплена группа воспитанников, с которыми она проводила ежедневную работу, организовывала выполнение детьми режима дня, поскольку дети пребывали в стационарном отделении круглосуточно, помогала детям выполнять школьные задания, организовывала их досуг, занималась их воспитанием, устранением вредных привычек. Специалист по социальной работе фактически имел отношение к правовому отделению, т.к. занимался оформлением документов.

Представитель ответчика Алексеев А.А. иск не признал и суду пояснил, что *** г. истица обратилась в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. По представленным документам на основании действующего законодательства в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включены 22 года 09 месяцев 07 дней. Из данного стажа исключены периоды, оспариваемые истицей, по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии. Не включен период работы специалистом по социальной работе *** продолжительностью 5 лет 01 месяц, поскольку действующим Списком должность «специалист по социальной работе» не предусмотрена.

Заслушав пояснения сторон, представителя истицы адвоката Ащауловой Т.В., огласив показания раннее допрошенных свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что *** г. Дубанова Т.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орске за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением начальника УПФ РФ в г. Орске *** от *** г. истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Данным решением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включен оспариваемый истицей период:

с *** г. по *** г. продолжительностью 5 лет 01 месяц в должности специалиста по социальной работе в ***

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 г., предусмотрены во втором разделе «Наименование должностей» - воспитатель, во втором разделе «Наименование учреждений» - учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Из трудовой книжки Дубановой Т.И. следует, что *** г. истица принята в порядке перевода воспитателем в ***, *** г. переведена в указанном центре специалистом по социальной работе, *** г. истице присвоен 9 разряд специалиста по социальной работе стационарного отделения, с *** г. переведена воспитателем в отделение группы длительного пребывания с детьми.

Из штатного расписания *** на *** г. видно, что в учреждении предусмотрено стационарное отделение, где имеется 14 ставок воспитателя. Должность специалиста по социальной работе предусмотрена в приемном отделении, отделении социально-правовой и психологической помощи, которые также предусмотрены в структуре учреждения.

Как следует из штатных расписаний учреждения за 1996-2000 г.г., должность воспитателя в учреждении не предусмотрена, в стационарном отделении по документам предусмотрено 22 ставки специалиста по социальной работе.

Согласно штатному расписанию *** на *** г., стационарное отделение в учреждении не предусмотрено, в структуре учреждения указано отделение групп длительного пребывания с 26 ставками воспитателя и 1 ставки специалиста по социальной работе.

Изменения в штатном расписании на *** г. внесены на основании приказа ***к от *** г. «О реорганизации структурных подразделений и введении нового штатного расписания», изданного *** во исполнение приказа *** от *** г. УСЗН Администрации г. Орска.

Из содержания приказа следует о переименовании структурного подразделения «стационарное отделение» в отделение групп длительного пребывания, а также об изменении наименований должности «специалист по социальной работе» в отделении групп длительного пребывания на «воспитатель» (п. п. 1, 2).

Из должностной инструкции специалиста по социальной работе, утвержденной директором *** от *** г., видно, что в его обязанности входит организация жизнедеятельности воспитанников (детей), осуществление их воспитания, проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, организация выполнение обучающимися воспитанниками (детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказание им помощи в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, организация с учетом возраста обучающихся работы по самообслуживанию, проведение профилактики отклоняющегося поведения, вредных привычек.

Данные обязанности указаны в должностной инструкции воспитателя, утвержденной директором *** *** г.

Как видно из должностных обязанностей воспитателя, содержащихся в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 367, воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования. С учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) организует работу по самообслуживанию. Проводит работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

Допрошенные в качестве свидетелей З., П. суду показали, что истица в период работы в учреждении с *** г. по *** г. выполняла одни и те же обязанности, работала с детьми в стационарном отделении, которое было создано с целью организации круглосуточного пребывания детей в учреждении. За истицей была закреплена группа детей определенного возрастного периода. Дубанова выполняла обязанности воспитателя, т.к. занималась воспитанием детей, организовывала выполнение ими режимных моментов, оказывала воспитанникам помощь в подготовке уроков, организовывала их досуг. Должность истицы-специалист по социальной работе была неправильно поименована, поскольку Дубанова была принята воспитателем и ее обязанности не менялись.

Свидетель З. суду дополнительно показала, что изменения в штатном расписании в *** г. с наименованием должностей внесены были произвольно, т.к. на тот период учреждение только начало свою деятельность, никто не думал о последствиях неправильного наименования должности.

Факт работы истицы с детьми, выполнение ею обязанности воспитателя подтверждается также протоколами *** от *** г., *** от *** г., докладом истицы за *** г., в которых зафиксированы отчеты Дубановой Т.И. о проделанной работе в должности специалиста по социальной работе за указанный период.

Согласно справке от *** г. б/н, выданной УСЗН Администрации г. Орска, в спорные периоды истица работала на ставку воспитателя.

С учетом совокупности установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу о том, что должность истицы в спорный период была неправильно поименована, поскольку Дубанова Т.И. выполняла обязанности воспитателя, и ее должность следовало наименовать «воспитатель», а не «специалист по социальной работе».

Данную ошибку в наименовании должности признал и сам работодатель, произведя переименование должности «специалист по социальной работе» на «воспитатель».

Вывод суда подтверждается и должностными обязанностями специалиста по социальной работе, содержащими в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 367, из которых видно, что работа специалиста не связана с осуществлением педагогической деятельности, непосредственной работе с детьми, а направлена на социальную сферу, защиту интересов несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки. В требованиях к квалификации специалиста по социальной работе отсутствует указание на наличие педагогического образования.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что работодатель истицы не признает льготный характер труда, поскольку не указание им в справке о льготном характере труда спорных периодов подтверждает лишь выполнение работодателем обязанности по представлению в пенсионный фонд бесспорных сведений, подтвержденных документально.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Дубановой Т.И с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. следует включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Поскольку на дату обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии *** г. ее специальный стаж по педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил более 25 лет, суд полагает необходимым понудить ГУ УПФ РФ в г. Орске в соответствии со ст. 19 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб. из уплаченных по квитанциям *** от *** г., *** от *** г., т.к. данный размер расходов с учетом объема оказанной юридической помощи, времени рассмотрения дела в судебном заседании является разумным.

Кроме того, на основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ истице подлежат возмещению за счет ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 400 руб., уплаченной при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Дубановой Татьяны Ивановны удовлетворить.

Признать за Дубановой Татьяной Ивановной право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске включить в стаж педагогической деятельности Дубановой Татьяны Ивановны период трудовой деятельности с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с *** г.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Орске в пользу Дубановой Татьяны Ивановны в качестве судебных расходов 5 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орен6ургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Мотивированное решение составлено: 15 июня 2010 года.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 28 июня 2010 года.