Дело № 2-627/2010
Решение
Именем Российской Федерации
г. Орск 08 июня 2010 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Е.Н. Ярыгиной,
при секретаре Т.В. Луценко,
с участием представителя истца - помощника Орского транспортного прокурора М.Н. Рашникова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Д." об обязании оборудовать железнодорожный вокзал,
У С Т А Н О В И Л:
Орский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Д." об обязании оборудовать железнодорожный вокзал, указав, что в феврале 2009 г. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом на вокзале ст. Медногорск ОАО "Д.".
В ходе проверки установлено, что в здании вокзала ст. Медногорск отсутствуют телефоны-автоматы, кассы, оснащенные специальными устройствами для пассажиров с ослабленным слухом, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественном туалете, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской платформы в вагоны.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.95 г. правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Кроме того, требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры предусмотрены Строительными нормами и правилами № 35-01-2001, утвержденными Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В нарушение СНиП на вокзале ст. Медногорск:
п. 3.11 Вход на территорию или участок не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте
п. 3.13 - отсутствует, как минимум один вход, приспособленный для его использования маломобильными группами населения.
п. 3.14 - отсутствуют пандусы, соответствующие требованиям ГОСТа Р51261
п. 3.32 - отсутствуют перила вдоль обеих сторон пандуса при въезде на перрон
п. 3.26 - отсутствуют двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто», «закрыто»
п. 3.56 - отсутствуют звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха
п.п. 3.57, 3.63, 3.67 - фактическая недоступность маломобильным группам населения замкнутых пространств, помещения различного функционального назначения, кабин туалета.
п. 4.12 - отсутствие в зоне обслуживания мест для инвалидов на креслах-колясках
В нарушение п. 3.1.17 постановления главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 04.03.2003 г «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03" на вокзале отсутствуют передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
Установленные на вокзале ст. Медногорск нарушения закона ущемляют права инвалидов, пассажиров железнодорожного транспорта (неопределенного круга лиц), предоставленные им ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать ОАО "Д." оборудовать ж.д. вокзал ст. Медногрск ЮУЖД специальными приспособлениями и устройствами, предусмотренными СНиП № 35-01-2001, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов.
18.05.2010 г. истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на Свод Правил № 35-01-2001, введенных в действие постановление Госстроя России № 73 от 16.07.2001г., согласно которым здание железнодорожного вокзала должно быть оборудовано:
- входом, приспособленным для маломобильных групп населения (п.п. 3.13 и 3.18);
-пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам у всех перепадов высот более 0,45 м по ГОСТ Р 51261 ( п. 3.14);
-поручнями с обеих сторон пандусов на высоте 0,7 и 0,9 м ( п. 3.32);
-дверьми на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» и «закрыто», дверьми на входе в здание со стороны привокзальной площади и со стороны перрона, обеспечивающими задержку автоматического открывания продолжительностью не менее 5 секунд (п. 3.26);
-помещениями различного функционального назначения, доступными для маломобильных групп населения (п. 3.57, 3.63, 3.67);
- звуковыми информаторами по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха (п. 3.56).
Пунктами 3.1.18 и 3.1.19 постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 04.03.2003г. предусмотрено, что в системе зрительной информации на вокзале должны быть пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, в системе звуковой информации на вокзале для удобства инвалидов отдельные кассы должны быть оснащены специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающим общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть для людей с ославленным слухом, для инвалидов-колясочников должны быть расположены на более низком уровне.
Прокурор просит обязать ОАО "Д." оборудовать железнодорожный вокзал на ст. Медногорск:
- входом в здание вокзала, приспособленного для маломобильных групп населения шириной не менее 1,2 м;
- пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Максимальная высота подъема пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях- принимать по ширине полосы движения не менее 1,2 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или при повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов должны быть выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R 120;
- вдоль обеих сторон пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м установить ограждение с поручнями, поручни расположить на высоте 0,7 и 0,9 и;
- установить дверь на путях движения маломобильных групп населения, обеспечивающую задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек;
- установить звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которым могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха;
- расположить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников;
- установить телефон-автомат для инвалидов-колясочников, расположенный на более низком уровне, чем для всех пассажиров.
Представитель истца М.Н. Рашников в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ОАО "Д." о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Представитель в суд не явился. Направил в суд письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в рассмотрении другого гражданского дела.
Третье лицо И. о дне, времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. Представитель в суд не явился. Причин неявки не сообщил.
Суд признал причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной и рассмотрел дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 3 181-ФЗ от 24.11.1995г. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно акту проверки железнодорожного вокзала на ст. Медногорск от 05.02.2009 г. установлено, что в здании вокзала отсутствуют телефоны-автоматы, кассы, оснащенные специальными устройствами для пассажиров с ослабленным слухом, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественном туалете, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской платформы в вагон.
В нарушение СНиП на вокзале ст. Медногорск:
п. 3.11 Вход на территорию или участок не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте
п. 3.13 - отсутствует, как минимум один вход, приспособленный для его использования маломобильными группами населения.
п. 3.14 - отсутствуют пандусы, соответствующие требованиям ГОСТа Р51261
п. 3.32 - отсутствуют перила вдоль обеих сторон пандуса при въезде на перрон
п. 3.26 - отсутствуют двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто», «закрыто»
п. 3.56 - отсутствуют звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха
п.п. 3.57,3.63,3.67 - фактическая недоступность маломобильным группам населения замкнутых пространств, помещения различного функционального назначения, кабин туалета/.
п. 4.12 - отсутствие в зоне обслуживания мест для инвалидов на креслах-колясках
В нарушение п. 3.1.17 постановления главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 04.03.2003 г «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03" на вокзале отсутствуют передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. С актом ознакомлен представитель ОАО «РЖД».
Факт выявленных нарушений санитарных правил в здании вокзала не оспаривается представителем ответчика ОАО "Д." согласно имеющему вматериалах дела письменному отзыву на иск.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что здание железнодорожного вокзала на ст. Медногорск не соответствует требованиям санитарных правил.
Согласно ст.ст. 11, 39 Федерального закона РФ № ФЗ-52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 80 Устава ж.д. транспорта», утвержденного ФЗ-18 от 10.01.2003 г. перевозчики и владельцы инфраструктуры должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на ж.д. станции, ж.д. вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
Пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных нор, правил и других нормативных документов.
В соответствии со сводом Правил № 35-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя России № 73 от 16.07.2001г., вступивших в силу с 01.09.2001г., здание железнодорожного вокзала должно быть оборудовано:
- входом, приспособленным для маломобильных групп населения ( п.п. 3.13 и 3.18);
-пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам у всех перепадов высот более 0,45 м по ГОСТ Р 51261 ( п. 3.14);
-поручнями с обеих сторон пандусов на высоте 0,7 и 0,9 м ( п. 3.32);
-дверьми на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» и «закрыто», дверьми на входе в здание со стороны привокзальной площади и со стороны перрона, обеспечивающими задержку автоматического открывания продолжительностью не менее 5 секунд ( п. 3.26);
-помещениями различного функционального назначения, доступными для маломобильных групп населения ( п. 3.57, 3.63, 3.67);
- звуковыми информаторами по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха ( п. 3.56).
Пунктами 3.1.18 и 3.1.19 постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 04.03.2003г. предусмотрено, что в системе зрительной информации на вокзале должны быть пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, в системе звуковой информации на вокзале для удобства инвалидов отдельные кассы должны быть оснащены специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающим общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть для людей с ославленным слухом, для инвалидов-колясочников должны быть расположены на более низком уровне.
Таким образом, требования Орского транспортного прокурора об обязании выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает возможным установить ответчику срок для выполнения требований прокурора до 20.12.2010г.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Поскольку судом удовлетворено требование неимущественного характера, с ответчика ОАО "Д." в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей, предусмотренном п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Д." об обязании оборудовать железнодорожный вокзал удовлетворить.
Обязать ОАО "Д." в срок до 20.12.2010г оборудовать железнодорожный вокзал ст. Медногорск:
- входом в здание вокзала, приспособленного для маломобильных групп населения шириной не менее 1,2 м;
- пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Максимальная высота подъема пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях- принимать по ширине полосы движения не менее 1,2 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или при повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов должны быть выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R 120;
- вдоль обеих сторон пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м установить ограждение с поручнями, поручни расположить на высоте 0,7 и 0,9 м;
- установить дверь на путях движения маломобильных групп населения, обеспечивающую задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек;
- установить звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов для посетителей с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха;
- расположить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников;
- установить телефон-автомат для инвалидов-колясочников, расположенный на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола.
Взыскать с ОАО "Д." в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Мотивированное решение составлено: 16 июня 2010 года.
Решение обжаловано в кассационном порядке, оставлено без изменений и вступило в законную силу: 11 августа 2010 года.