Дело № 2-1352/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 17 августа 2010 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Каркачевой Ю.В.,
при секретаре Калиевой Л.К.,
с участием истца Дворкиной А.Ю., ее представителя адвоката Кулишовой С.П., представившей удостоверение ***, действующей на основании ордера *** от 17.08.2010г.,
представителей ответчика- ГУ УПФ РФ в г. Орск Оренбургской области Алексеева А.А., действующего на основании доверенности *** от 11.01.2010г., Телегина О.В., действующего на основании доверенности *** от 21.06.2010г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворкиной Аллы Юрьевны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работ в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Дворкина А.Ю. обратилась в суд с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работ в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указала, что 16.04.2010г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в чем ей было отказано решением *** от 15.06.2010г. При этом в специальный стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.07.1990г. по 09.01.1992г. до достижения возраста 3-х лет в должности воспитателя ясли-сада № 103 ЮУМЗ. Считает исключение из специального стажа указанного периода незаконным и необоснованным, поскольку отпуск был ей предоставлен до 06.10.1992г., до вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР», ранее действующее законодательство позволяло включать период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж. Просит признать решение начальника ГУ УПФ РФ в г. Орске *** от 15.06.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.07.1990г. по 09.01.1992г. до достижения возраста 3-х лет в должности воспитателя ясли-сада № 103 ЮУМЗ, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и произвести начисление пенсионных выплат. Взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 2300 рублей.
В судебном заседании истец Дворкина А.Ю. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, дополнив их требованиями о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее и выработки специального 25-летнего стажа с 19.05.2009г. Пояснила, что впервые обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орске 17.06.2008г. с вопросом назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Ей дали устные разъяснение, стала собирать документы. В августе 2008 года представила необходимые документы в УПФ РФ в г. Орске. Ей пояснили, что право на пенсию не возникло, необходимо обратиться через год. 12.03.2009г. вновь обратилась к ответчику с тем же вопросом, в устной форме ей было отказано в назначении пенсии. Впоследствии получила консультацию о необходимости получения письменного отказа УПФ РФ в г. Орске и права обращения в суд. 16.04.2010г. написала заявление о назначении досрочной трудовой пенсии, по которому вынесено решение об отказе в назначении пенсии. Считает, что досрочная трудовая пенсия должна быть ей назначена с момента возникновения права на нее, т.е. с 19.05.2009г.
Представитель истца адвокат Кулишова С.П. поддержала исковые требования Дворкиной А.Ю. с учетом дополнений в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орске Алексеев А.А. и Телегин О.В. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что истец обратилась в Управление пенсионного фонда 16.04.2010г. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. В рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П истцу был засчитан в специальный стаж период работы продолжительностью 24 года 05 месяцев 00 дней, исключен оспариваемый период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Подтвердили основания исключения оспариваемого периода из специального стажа, изложенные в решении от 15.06.2010г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что 16.04.2010г истец Дворкина А.Ю. обратилась в ГУ УПФ РФ в г Орск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением начальника ГУ УПФ РФ в г. Орске по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от 15.06.2010г. истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж зачтен период продолжительностью 24года 05 месяцев 00 дней л.д. 19).
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001г списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1 ) Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будут уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, поскольку то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса об их праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило б их в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать их право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод гражданина.
Согласно записи № 3 в трудовой книжке Дворкиной А.Ю. установлено, что последняя 10.06.1985г. принята в ясли-сад № 103 Южуралмашзавода воспитателем, 09.01.1992года уволена в связи с рождением ребенка л.д.10-17).
Судом также установлено, что в период работы в вышеуказанной должности Дворкина А.Ю. находилась в отпуске по уходу за ребенком, 11.01.1989 года рождения, с 12.07.1990г. по 09.01.1992г. до достижения им возраста 3-х лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П следует, что гражданин может осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
На основании изложенного, период нахождения Дворкиной А.Ю. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку данные условия были предусмотрены законодательством, действовавшим на момент нахождения истца в указанном отпуске.
Требования Дворкиной А.Ю. в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
В соответствии с ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В судебном заседании объективно установлено, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Дворкина А.Ю. обратилась 16.04.2010г. Ранее указанной даты с письменным заявлением о назначении пенсии не обращалась, указанное обстоятельство не отрицается самой истицей.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена ей не ранее указанной даты.
В случае, если Дворкина А.Ю. полагала, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее уже возникло на момент обращения 16.05.2009г. за консультацией к специалисту УПФ РФ в г. Орске, она не была лишена возможности обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в течение 3-х месяцев с момента подачи которого имела возможность представить в УПФ РФ в г. Орске документы, необходимые для подтверждения специального стажа в соответствии с разъяснениями территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Однако, Дворкина А.Ю., ссылаясь на незнание положений действующего законодательства, не воспользовалась указанным правом на подачу заявления. Но указанные обстоятельства не являются основанием для назначения истице пенсии с момента фактического обращения в УПФ РФ в г. Орске ввиду прямого указания Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Кроме того, в соответствии с Положением об отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФ РФ в г. Орске Оренбургской области, утвержденном 11.01.2009г. начальником УПФ РФ в г. Орске, установлено, что прием граждан, а также представителей работодателей, предварительная проверка документов лиц, уходящих на пенсию в ближайшие 2 года, консультации по документам работающих граждан входит в компетенцию отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Консультация по указанным вопросам может быть получена гражданами, уходящими на пенсию, и в других органах.
Таким образом, досрочная трудовая пенсии по старости Дворкиной А.Ю. может быть назначена с даты обращения 16.04.2010г., но не ранее даты возникновения права на нее. С учетом зачтенных судом периодов работы на день обращения 16.04.2010г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в ГУ УПФ РФ в г. Орск Дворкина А.Ю. имела 25 летний стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанная пенсия должна быть ей назначена с момента обращения с заявлением в государственный орган за ее назначением, т.е. с 16.04.2010г.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в части.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом Дворкиной А.Ю понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме 2300 рублей (л.д. 35,36).
С учетом требований разумности и справедливости суд считает требования истицы о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежащими удовлетворению в части на сумму 1500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Дворкиной Аллы Юрьевны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работ в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить в части.
Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области № 45 от 15.06.2010г. об отказе Дворкиной Алле Юрьевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Признать за Дворкиной Аллой Юрьевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орске Оренбургской области включить в стаж педагогической деятельности Дворкиной Аллы Юрьевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.07.1990г. по 09.01.1992г. в период работы в должности воспитателя ясли-сада № 103 ЮУМЗ.
Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орск Оренбургской области назначить Дворкиной Алле Юрьевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16.04.2010года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дворкиной Алее Юрьевне отказать.
Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области в пользу Дворкиной Аллы Юрьевны расходы по оплате услуг представителя в сумме 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья/подпись/: Ю.В. Каркачева
Решение в окончательной форме принято 23.08.2010г.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 03 сентября 2010 года.