№2-1210/10 по иску прокурора к ООО `Панацея` о понуждении совершения действий для доступа инвалидо



Дело № 2-1210/10

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г.Орск Оренбургская область 11 августа 2010года

Советский районный суд г.Орска Оренбургской области

в составе

председательствующего судьи Боклаговой С.В.,

при секретаре Манске В.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Советского района г.Орска Майдоненко В.Н., представителя ответчика ООО «Панацея» Дубина А.М., представителей третьих лиц Управления социальной защиты населения Советского района г.Орска Сармановой Л.А., действующей на основании доверенности № 5 от 11.08.2010г., Орской местной организации ОООО Всероссийского Общества Инвалидов Бобина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г.Орска в интересах граждан-инвалидов к ООО «Панацея», Дубину Александру Михайловичу о понуждении совершения действия для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание аптеки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском в интересах граждан - инвалидов неопределенного круга к ООО «Панацея», Дубину А.М. о понуждении совершения действия для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание аптеки, указав, что Прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.11.2007г. встроенное помещение аптеки, расположенное на первом этаже пятиэтажного дома в г.Орске по ул.Огородная, 25 принадлежит на праве собственности Дубину А.М. В указанном помещении на основании договора аренды между ООО «Панацея» и Дубинным А.М. от 01.01.2010г. аптечную деятельность осуществляет ООО «Панацея». В ходе проведенной проверки установлено, что помещение аптеки, принадлежащее директору аптеки ООО «Панацея» Дубину А.М., расположено в пятиэтажном доме на первом этаже, перед входом в здание имеется лестница со ступенями. Вход в аптеку не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, в частности - нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках. В соответствии со ст.15 ФЗ « О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Просил обязать директора ООО «Панацея» Дубина А.М. произвести необходимые действия по представлению доступа инвалидам в аптеку, расположенную по адресу г.Орск ул.Огородная, 25, а именно - построить на входе в аптеку приспособления для маломобильных посетителей (пандус для подъезда на инвалидных колясках).

Представитель истца - помощник прокурора Советского района г.Орска Майдоненко В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом РФ « О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации» здание аптеки, расположенное по адресу г.Орск ул.Огородная, 25 должно иметь пандус для подъезда граждан-инвалидов на инвалидных колясках. Считает, что ответчиком не представлено суду доказательств о невозможности установления пандуса при входе в здание аптеки.

Представитель ответчика ООО «Панацея» Дубин А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на крыльце при входе в аптеку ООО «Панацея» технически сложно установить пандус для подъезда на инвалидных колясках. Встроенное помещение № 2 по ул.Огородная, 25 в г.Орске предусматривает меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к аптеке. При входе в помещение аптеки после предварительного согласования с представителями Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Орской местной организации Оренбургской областной организации установлена кнопка вызова фармацевта. Кроме этого, им организована доставка лекарственных препаратов по заявкам граждан на дом. Проект перепланировки квартиры под аптеку рассмотрен и утвержден был Комитетом Архитектуры и Градостроительства Администрации г.Орска, разрешен был ввод объекта без каких-либо замечаний. Кроме того, в случаи обязании его установить пандус, он получиться громоздким, уменьшит площади озеленения, которые ему не принадлежат, пандус перекроет продухи в подвал. Если пандус расположить в длину, то он выйдет за границы благоустройства на тротуар, а там сразу же проезжая часть дороги. Также невозможно установить пандус сбоку от крыльца, т.к. с крыши на него будет стекать вода, что также будет затруднять доступ инвалидов в здание. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора по установки пандуса отказать.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Советского района г.Орска Сарманова Л.А. исковые требования прокурора в части установки пандуса не поддержала. Пояснила, что в Советском районе г.Орска проживает 8986 инвалидов, из них 627 инвалидов колясочников. Один инвалид К.М.А. проживает по ул.***, он мобилен, то есть передвигается по всему городу. Он пользовался услугами данной аптеки и претензий к ней не имеет. В январе 2010г. они делали инвентаризацию объектов социальной инфраструктуры для определения ориентировочной суммы затрат на обеспечение средствами доступности к объекту. Установлено, что там, где есть пандусы, ни один из них не отвечает требованиям СНИПа. По их мнению, средства, затраченные на установку пандуса, себя не оправдывают. Как правило, колясочники в аптеку не ходят, медикаменты им носят социальные работники. Аптека расположенная по ул.Огородная, 25 ООО «Панацея» это бывшее жилое помещение. Вход узкий, и в самом помещении инвалид-колясочник не сможет в нем развернуться на коляске. Согласно действующему законодательству в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными организациями инвалидов меры обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. У данной аптеки есть техническое решение об устройстве сигнальной кнопки. Кнопка расположена правильно, и нарушений прав граждан-инвалидов в данном случае нет.

Представитель Орской местной организации ОООО Всероссийского Общества Инвалидов Бобин В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не поддержал, пояснил, что они не против замены пандусов и перил для малоподвижных групп населения при входе в помещение аптеки на кнопки вызова фармацевта. Установка кнопки вызов рядом с крыльцом при входе в здание не будет нарушать права граждан-инвалидов. При этом, между ООО «Панацея» и Орской местной организацией ВОИ имеется соглашение, где их организация берет на себя обязательства сбор информации от инвалидов о необходимости медицинских препаратов и передавать заявки ООО «Панацея», которая в свою очередь приняла на себя обязательства по доставке медицинских препаратов инвалидам по месту жительства.

Заслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица ООО «Панацея» поставлено на учет 30.04.1999г. Имеет лицензию № *** от ***. о розничной торговле без права работы с сильнодействующими, ядовитыми веществами списков ПККН аптечный пункт, расположен по адресу г.Орск ул.Огородная, 25.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 31.12. 2005 года № 199-ФЗ) правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из заключения МУП «Центр подготовки документов» Застройщик» № 5-2278 от 05.08.2010г. согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», к помещению аптеки с торговой площадью 30,9 кв.м, при отметке земли - 1,05 м. требуется двухмаршевый пандус с уклоном 1:12, шириной 1,2 м и разворотной площадкой 1,5м х 1,2м. С такими габаритами сооружение получается громоздким, площадью не менее 17,2 кв.м, что ведет к значительному уменьшению площади озеленения и увеличению стоимости конструкций, пандус перекроит продухи в подвал. Расположив пандус по прямой, в длину он займет 10,7 кв.м и выйдет за границы благоустройства на тротуар. Установленная при входе в помещение аптеки кнопка вызова работника в целях беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данное помещение не противоречит законодательству.

В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения» перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных группы населения, необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, расчетное число и категории инвалидов, а также группа мобильности МГН устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Из представленной суду фотографии входа в здание аптеки, проектной документации и пояснений представителя ответчика следует, что крыльцо при входе в здание высокое, установив пандус со стороны лестницы, он получиться громоздким, выйдет за границы благоустройства на тротуар. Также невозможно установить пандус сбоку от крыльца, т.к. с крыши на него будет стекать вода, что также будет затруднять доступ граждан-инвалидов в здание.

Поскольку здание аптеки ООО «Панацея» невозможно полностью приспособить для установки пандуса, то суд с учетом мнения представителей Управления социальной защиты населения Советского района г.Орска и Орской местной организации ОООО Всероссийского Общества Инвалидов считает необходимым установить кнопку звонка рядом с крыльцом при входе в здание аптеки. Место установки звонка должно быть согласовано с Обществом инвалидов. Суд считает, что такое решение будет способствовать защите социальных прав граждан-инвалидов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Советского района г.Орска в интересах граждан-инвалидов к ООО «Панацея», Дубину Александру Михайловичу о понуждении совершения действия для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание аптеки удовлетворить частично.

Обязать ООО «Панацея», Дубина Александра Михайловича установить по согласованию с Обществом инвалидов кнопку вызова рядом с крыльцом при входе в здание аптеки, расположенное по адресу: г. Орск ул.Огородная, 25.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивировочное решение изготовлено: 16.08.2010г. подпись

Решение не обжаловано и вступило в законную силу : 27.08.2010