№2-1349/2010 о признании решения об отказе во включении периода работы в специальный стаж незаконны



Дело № 2-1349/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Орск 07 сентября 2010 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Каркачевой Ю.В.,

при секретаре Кудашовой О.В.,

с участием истца Минлибаевой Д.Х., ее представителя Шевененовой Н.Е.,

представителей ответчика- ГУ УПФ РФ в г. Орск Оренбургской области Говердовского И.С., действующего на основании доверенности № 17 от 26.08.2010г., Телегина О.В., действующего на основании доверенности № 8 от 21.06.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минлибаевой Дины Хамитовны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области о признании решения об отказе во включении периода работы в специальный стаж незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Минлибаева Д.Х. обратилась в суд с иском о об отказе во включении периода работы в специальный стаж незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указала, что 23.03.2010г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в чем ей было отказано решением № 46 от 15.06.2010г. При этом в специальный стаж не был включен период работы с 01.09.1982 года по 01.09.1986года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 11 г. Орска. Считает исключение из специального стажа указанного периода незаконным и необоснованным, поскольку работу в указанной должности осуществляла в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности включалась работа в школах в должности штатных пионервожатых. Просит признать решение начальника ГУ УПФ РФ в г. Орске № 46 от 15.06.2010г. об отказе в зачете специальный стаж оспариваемого периода работы незаконным, включить в специальный стаж период работы с 01.09.1982 года по 01.09.1986года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 11 г. Орска, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Орске с 23.03.2010года, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей.

В судебном заседании истец Минлибаева Д.Х. и ее представитель Шевененова Н.Е. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орске Говердовский И.С. и Телегин О.В. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что истец обратилась в Управление пенсионного фонда 23.03.2010г. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. В рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П истцу был засчитан в специальный стаж период работы продолжительностью 22 года 11 месяцев 13 дней, исключен оспариваемый период работы. Подтвердили основания исключения оспариваемого периода из специального стажа, изложенные в решении от 15.06.2010г.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что 23.03.2010г истец Минлибаева Д.Х. обратилась в ГУ УПФ РФ в г Орск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением начальника ГУ УПФ РФ в г. Орске по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 46 от 15.06.2010г. истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж зачтен период продолжительностью 22 года 11 месяцев 13 дней (л.д. 14).

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001г списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 6 ( части 2), статьи 15 ( части 4), статьи 17 ( части 1), статей 18,19 и статьи 55 ( части 1 ) Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будут уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, поскольку то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса об их праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило б их в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать их право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод гражданина.

Согласно записи № 1 в трудовой книжке Минлибаевой Д.Х. установлено, что последняя 01.09.1982г. принята старшей пионервожатой в среднюю школу № 11 г. Орска, 01.09.1986 года уволена по собственному желанию л.д.8-11).ринята старшей пионервожатой в среднюю школу 3 1 г. держали исковые требования работа в школах в должности штатных пионервожаты.

Факт осуществления Минлибаевой Д.Х. работы в указанной должности подтверждается справкой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Орска» № 17 от 04.08.2010г., а также приказами о приеме на работу и увольнении.

Из постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П следует, что гражданин может осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

На момент работы истца в указанной должности действовала Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пунктом 2 которого было предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемый период работы истца Минлибаевой Д.Х. в должности пионервожатой подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При этом суд отмечает, что истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учтенного включенного в специальный стаж истцу периода работы Минлибаева Д.Х. на момент обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Орске 23.03.2010г. имела 25-летний стаж педагогический деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ( 22 года 11 месяцев 13 дней + 04 года 01 день).

С учетом изложенного указанная пенсия должна быть назначена Минлибаевой Д. с момента обращения с заявлением в государственный орган за ее назначением, т.е. с 23.03.2010г.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Минлибаевой Д.Х. понесены расходы по оплате государственной пошлине в сумме 200 рублей (л.д.3), с учетом положений ч.1 ст. 98 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом Минлибаевой Д.Х. понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме 4000 рублей, что подтверждается представленным договором на представительство интересов в суде (л.д.14).

С учетом требований разумности и справедливости, сложности гражданского дела, длительности его рассмотрения судом, суд считает требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежащими удовлетворению в части на сумму 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Минлибаевой Дины Хамитовны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области о признании решения об отказе во включении периода работы в специальный стаж незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области № 46 от 15.06.2010г. об исключении из специального периода работы с 01.09.1982г. по 01.09.1986г. незаконным.

Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орске Оренбургской области включить в стаж педагогической деятельности Минлибаевой Дине Хамитовне, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы с 01.09.1982г. по 01.09.1986г. в должности старшей пионервожатой в средней школе № 11 г. Орска.

Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орск Оренбургской области назначить Минлибаевой Дине Хамитовне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 23.03.2010года.

Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области в пользу Минлибаевой Дины Хамитовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья/подпись/: Ю.В. Каркачева

Решение в окончательной форме принято 13.09.2010г.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 24 сентября 2010 года.