№2-228/2011 решение по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о признании линии электропередачи безхозяйной, признании права муниципальной собственности



Дело № 2-228/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск         24 марта 2011 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Пасечник Н.Б., при секретаре Марченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орска о признании линии электропередачи бесхозяйной, признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района Советского района г. Орска в защиту неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд г. Орска с иском о признании воздушной линии электропередачи *** бесхозяйной вещью и возложении обязанности на администрацию г.Орска принять меры по принятию на учет указанной линии как бесхозяйной недвижимой вещи.

Определением Октябрьского районного суда г. Орска от 12.01.2011 г. гражданское дело по указанному иску передано в Советский районный суд г. Орска для рассмотрения по подсудности.

В дальнейшем прокурор изменил исковые требования. Просил суд признать указанную линию электропередач от опоры *** до опоры *** бесхозяйной, признать право муниципальной собственности муниципального образования г. Орск на недвижимое имущество, передать линию электропередач на баланс Комитета по управлению имуществом Администрации г. Орска

В судебном заседании им вновь изменены требования. Прокурор просит признать бесхозяйной указанную линию от опоры *** до опоры ***; признать право муниципальной собственности муниципального образования город Орск на недвижимое имущество - воздушную линию электропередач ***

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ганин А.В. измененные исковые требования в последней редакции поддержал и пояснил суду, что в прокуратуру обратилась гражданка Сильнова с жалобой на низкое качество подаваемой электроэнергии и частые отключения подачи. В ходе проверки установлено, что воздушная линия *** на основании акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и электроустановок от 1.04.2008 года передана Производственному объединению «Орские городские электрические сети» филиала МРСК «Волги». Никаких других документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на линию в ходе проверки не добыто. На балансе предприятий она не значится. Фактически линия бесхозная. Ранее от неё был запитан жилой поселок, но в настоящее время в связи с отключением подачи электроэнергии, поселок запитан от другой линии, права граждан на получение электроэнергии не нарушены. Линия от опоры *** передана ОАО «Орский завод технологического оборудования». Не оспаривает, что линия от опоры *** до опоры *** в целях электроснабжения не используется, часть линии демонтирована неизвестными лицами. В настоящее время имеется два юридических лица, которые ранее были запитаны от этой линии, и которые не имеют возможности подключиться к другим сетям. С целью защиты общественных интересов, в том числе юридических лиц, прокурор полагает необходимым поставить вопрос о признании указанной линии бесхозяйной, полагает, что линия должна быть признана муниципальной собственностью, так как согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.2991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальному имуществу. Указанная линия электропередач входит в состав муниципальной собственности, поскольку до 1991 года находилась в государственной собственности и не передавалась в частную собственность ввиду отсутствия её в плане приватизации.

Представитель ответчика администрации г. Орска Спирина Е.Б. иск не признала, указав, что линия электропередачи *** в настоящее время не используется в связи с аварийным состоянием, линия фактически наполовину демонтирована неизвестными лицами. Энергоснабжение населения производится ГУП «ОКЭС» по другой линии передачи, находящейся в государственной собственности на баланс ГУП «ОКЭС». Поэтому интересы граждан данным спором не затрагиваются. Прокурор выступает в интересах юридических лиц, которые ранее были присоединены к указанной линии электропередачи. Спорная линия *** находилась в собственности ОАО «ОЗТО» и передана по договору ссуды № 61 от 01.04.2008 года и актам разграничения балансовой принадлежности ОАО «МРСК Волги». В настоящее время вопрос об энергоснабжения ОАО «Орский завод технологического оборудования» также решен. Подача электроэнергии происходит по другой линии. Прежняя линия используется предприятием от опоры *** и по акту разграничения балансовой принадлежности обслуживается этим предприятием. Прокурор, утверждая, что линия электропередачи является недвижимым имуществом, не представил суду доказательств, что сформированный объект недвижимости в установленном законом порядке был поставлен на учет как бесхозяйное имущество. Полагает, что администрация г. Орска, выявив бесхозяйный недвижимый объект, вправе ставить вопрос о признании его муниципальной собственностью, но не обязана это делать. Так как линия электропередач не состоит на учете в Госреестре как бесхозяйный объект, то правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель третьего лица ОАО «Орский завод технологического оборудования» Евстропов В.М. в судебном заседании пояснил, что ранее энергоснабжение предприятия происходило по указанной линии. Им принимались меры к урегулированию отношений с ОАО «МРСК Волги» по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, но так как линия ветхая и требует значительного вложения денежных средств, её полное обслуживание для предприятия является нерентабельным. Линия действительно находится в аварийном состоянии. Подача электроэнергии прекращена. Часть линии разобрана. До какой опоры он точно сказать не может, но она разобрана, по его мнению, наполовину. В настоящее время им решен вопрос о подключении завода к другой линии электропередач. Подписано соглашение о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с МРСК Волги, согласно которому предприятие отвечает за обслуживание линии электропередач от опоры *** до опоры ***. Поэтому интереса в разрешении спора общество не имеет.

Представитель третьего лица ОАО «МРСК «Волги» Колобов Е.С. пояснил, что интереса общества к спорной линии не имеется, так как линия ветхая, требует значительных вложений, по этой причине общество не ставило вопрос о признании права собственности на спорный объект. В настоящее время их обществом используются отдельные куски линии в процессе энергоснабжения. Так энергоснабжение населения производится с использованием куска электропроводов от опоры *** до опор ***. Использование указанного отрезка прежней 6кВ линии представляет собой временное техническое решение до установки соединения напрямую двух опор 10 кВ линии электропередачи. В остальной части линия не эксплуатируется, в настоящее время она частично демонтирована. Действительно, ранее от неё были запитаны ещё два предприятия, которые в настоящее время имеют техническую возможность подсоединиться к 10 кВ линии электропередач при установке соответствующего трансформатора. ОАО «Орский завод технологического оборудования» подключен к новой линии, между организациями подписано соглашение о разделе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, так как не соблюдены требования, предусмотренные ст. 290 ГПК РФ.

Представитель 3-его лица ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» в судебное заседание не явился. О дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предъявляя указанные требования в порядке искового производства, прокурор указывает на то, что спорная воздушная линии электропередачи является недвижимым имуществом, так как отвечает признакам недвижимого имущества, указанным в ч.1 ст. 130 Гражданского Кодекса РФ, поскольку проходит по земле, столбы линии врыты в неё, соответственно перемещение данной линии электропередач без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно статьи 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2004 N 627 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, которое предусматривает, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Доказательств тому, что спорная воздушная линия электропередач была в установленном законом порядке как объект недвижимости поставлена на учет бесхозяйного имущества в Госреестре, прокурором суду не представлено. Как следует из пояснений представителя ответчика, орган местного самоуправления с заявлением о постановки спорной линии электропередач в Госреест не обращался, описание объекта недвижимости не готовил, доказательств, что объект не имеет собственника, не представлял. Указанные документы, четко определенные в Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, также не были представлены суду прокурором, что лишает суд возможности установить, является ли вещь бесхозяйной и является ли объект недвижимым имуществом.

Анализ приведенного выше законодательных актов позволяет суду прийти к выводу, что признание недвижимого имущества бесхозяйным осуществляется уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой недвижимое имущество признается бесхозяйным решением суда. Такое имущество является бесхозяйным с момента постановки его на учет в качестве такового, решение суда не требуется.

Указанный вывод суда подтверждается положениями статьи 290 Гражданского процессуального Кодекса РФ, которая предусматривает возможность подачи в порядке особого производства заявления о признании бесхозяйной только движимой вещи.

В соответствии с п.2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Прокурор, предъявляя иск о признании муниципальной собственности на линию электропередач, не действует в интересах муниципального образования, которое в соответствии с п.3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ вправе, а не обязано, ставить вопрос о признании муниципальной собственности на недвижимую бесхозяйную вещь. Он указывает муниципалитет ответчиком по данному спору, принуждая его без его желания получить в собственность объект, который, по мнению прокурора, является бесхозяйным, что противоречит ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающей основные начала гражданского законодательства. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В связи с тем, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьями 225 Гражданского Кодекса РФ и ст. 290 ГПК РФ, для признания недвижимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости в удовлетворении иска прокурору должно быть отказано.

На основании ст. 225 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198, 290 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурора Советского района г. Орска к администрации г. Орска о признании линии электропередачи бесхозяйной, признании права муниципальной собственности на воздушную линию электропередачи *** от опоры *** до опоры *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение составлено 31 марта 2011 года

Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 12 апреля 2011 года.